Увлекался Андрей многим, сочетая спорт с учебой в  музыкальной школе. Но, обдумывая житье, юноша уже знал, делать жизнь с кого. Потому пришел в свою Краснобаррикадную среднюю школу  уже через три года после ее окончания,   еще будучи студентом  истфака Астраханского педагогического института имени С.Кирова.  Но сейчас понимает: сильно ошибался, думая,  что главное - знать свой предмет. Любви  к истории, которую  Рытченко увлеченно изучал в школе, потом в  институте,  оказалось мало, чтобы называться педагогом.  
- Первый год работы, как мне тогда казалось,  прошел довольно успешно. На уроках я рассказывал своим ученикам все,  что знал сам. Сейчас вспоминаю с улыбкой, через это проходят все молодые учителя: не доверяют ученикам, хотят все сделать за них. Помните известный мультфильм  «Вовка в Тридевятом царстве»? Были там двое из ларца, которые за Вовку все делали. Вот так приблизительно и у меня получалось, - вспоминает Андрей Юрьевич.
С годами его представление  о миссии учителя  менялось. Ведь, приходя в класс, он  видел детей  очень разных: далеко не всем нужно было знать то же, что и учитель. Один действительно ждал знаний,  другой - возможности генерировать идеи,  третий  -  просто тепла, которого не хватало дома... Андрей Юрьевич быстро понял, что его задача не переделывать ребят, не подстраивать их под себя, а работать вместе с ними,  находя то, что нужно  каждому...
Однажды он побывал на семинаре  о типах школьной культуры. На всех присутствующих  огромное впечатление произвел фильм о школе  самоопределения Александра Наумовича  Тубельского, и на вопрос ведущего «В какую школу вы хотите отдать своего ребенка?» педагоги дружно ответили: «Конечно, в школу Тубельского». Но для того чтобы работать самим, так же дружно выбрали школу централизованную, бюрократическую.
- Почему? -  удивился ведущий. - Разве вы не хотите работать в творческой  школе?
- Не хотим, нам проще в традиционной, где все понятно, где у каждого свои функции, директор - главный, он за все отвечает, очень удобно.
- А детей почему не отдадите в школу, где сами хотите работать?
- Жалко их.  
И  Андрей Юрьевич пришел к выводу: современная школа должна учитывать интересы не среднестатистического ученика, а каждого отдельного ребенка, с его талантами или неспособностями, активностью или застенчивостью.  А современный учитель должен понимать, что у каждого  свой индивидуальный темп развития. То, что один усвоит за урок, другой одолеет за три-четыре,  но успешными должны стать оба.
-  Цель образования, на мой взгляд,  воспитание Человека в человеке, - считает Рытченко.  - Немецкий социолог Георг Зиммель писал: «Человек образованный тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». В современной школе не должно быть успевающих и неуспевающих,  только люди, идущие своим образовательным маршрутом. Создавая условия равного развития и индивидуальной успешности каждого ученика, мы растим человека, а не образовываем учащихся. Меня всегда волновала проблема физиков  и лириков, которые попадают в хитроумные предметные ловушки: технические и гуманитарные. У них происходит перенасыщение  информацией,  для того чтобы сдать ЕГЭ и забыть «ненужные предметы» навсегда. Выход один - сделать так, чтобы образование развивало личность, а не насыщало ее информацией. Мне очень близка концепция  «вселение человека в мир» на всех уровнях: эмоциональном, интеллектуальном, физическом.  Принцип человекосообразности помогает выявить и реализовать возможности человека по отношению к себе и окружающему миру.  Ведь каждый приходит в этот мир с определенной миссией. Понять, какая миссия и как ее реализовать, - вот основная задача учителя.
Воспитать личность можно только деятельностью, убедился Рытченко. Значит, необходимо создать такие условия, применять такие технологии, которые позволяют включить в работу всех без исключения. И пусть продуктивность этой работы будет разной, дети начнут действовать, а значит, формировать умения. Педагог  остановился на модели системно-образовательного подхода к обучению доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского, когда ученик  не только осваивает образовательный объект,  но и создает свой личный образовательный продукт, переосмысливает его, рефлексирует, оценивая свои результаты.
-  Приношу на урок настоящие солдатские кирзовые сапоги, - рассказывает Андрей Юрьевич. - Поразительный эффект: дети любого возраста - от малышей до выпускников - хотят обязательно примерить. И как только взяли в руки, сразу море эмоций - тяжелые! А если надеть? А еще добавить все военное обмундирование да оружие? Да вещмешок? Да пешком сотни километров! Одних сапог вполне достаточно, чтобы  понять, что такое солдатский труд на войне. И когда начинаешь говорить о том, сколько эти сапоги прошагали пешком, как они выручали наших солдат, возникает интерес и к солдатскому быту на войне, и к самой войне. И уже нормой становится проведение простейшего исследования под руководством учителя химии об уникальных свойствах материала, из которого сделаны сапоги, или создание «Оды солдатским сапогам». И уже с огромным энтузиазмом дети собирают материал о своих дедушках и прадедушках, солдатах и офицерах Великой Отечественной войны, пишут сценарии исторического вечера «У войны не женское лицо», работают над проектом «Старость в радость».
Впрочем, Андрей Юрьевич уверен, что  каким  бы хорошим ни был отдельно взятый метод, вряд ли он способен решить главную задачу - воспитать Человека.  Заинтересовать  детей историей и обществознанием, на его взгляд, не проблема: сами по себе предметы интересны. Сложнее сделать так, чтобы им стало интересно работать: искать, читать, сравнивать, создавать что-то новое, спорить, наконец. Потому и необходима, по его мнению,  система работы, включающая принципы, подходы, определенные условия, методы и методические приемы, устойчивые взаимосвязи.
Личность педагога тоже играет немалую роль. Рытченко - человек  с активной гражданской позицией: руководитель ячейки партии «Единая Россия» в своей организации, председатель психолого-педагогической комиссии,  член районного резерва присяжных заседателей,  наблюдательного совета при администрации поселка, капитан сборной школы и поселка по игре  «Что? Где? Когда?» и брейн-рингу. Двадцать лет работает в одном коллективе - сначала был учителем, а после победы на конкурсе  15 июля 2014 года назначен на должность директора Краснобаррикадной СОШ. При этом еще успевает преподавать  общественные дисциплины и спецпредметы по управлению, праву и экономике  в Астраханском государственном колледже профессиональных технологий, ради чего  окончил Московский институт экономики и права.  Причем преподает так, что студенты   дружно отдали за него голоса при выборе кандидатуры на первом этапе конкурса «Учитель года».  Участие в конкурсе стало для него еще одной покоренной вершиной: он состязался не с другими -  с собой, впитывая опыт, которым делились коллеги.
- Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Думаю, что главное проявление гражданской позиции учителя заключается в содействии формированию активной гражданской позиции своих учеников. И в этой деятельности руководствуюсь фразой Джима Рона: «Если вы еще не составили свой жизненный план, то вы являетесь частью чужого плана. И как вы думаете, а много ли места оставили там для вас?» Развиваю активную гражданскую позицию моих учеников, в том числе и через проектную деятельность, независимо от того, какой это проект. Уже работая в школе, прочитал про Александра Петровича Куницына, выдающегося русского педагога, преподавателя Царскосельского лицея, профессора, преподававшего нравственные науки. Большинству современников он неизвестен, зато известны имена его учеников: Пушкина, Горчакова, Дельвига, Пущина, Кюхельбекера.   Чем больше я узнавал об Александре Петровиче, тем чаще мне приходило в голову, что я, наверное, все свои педагогические технологии  отдал бы за встречу с Куницыным, с человеком, которому удалось воспитать целую плеяду выдающихся учеников - граждан России с большой буквы. Конечно, мои успехи более скромные. Но есть у меня ученики,  выбравшие педагогическое образование. А  один из самых моих способных  выпускников получил духовный сан, став священником в Волгоградской области. Это моя гордость,  и не только потому, что он посвятил себя Церкви, а потому, что из маленького мальчика, который пришел ко мне в 5-й класс, он стал Человеком невероятной души и духовной силы. Очень надеюсь, что хотя бы чуть-чуть я к этому восхождению тоже был причастен.
Вместе с ребятами он сформулировал основные принципы гражданской позиции школьника и студента. Ученики Рытченко не боятся принимать решения, умеют отвечать  за свои дела, помнят, что  есть люди, которые нуждаются в их поддержке, и уже сейчас задумываются, что оставят после себя следующим поколениям.
- Я горжусь своими учениками, и не только потому, что они становятся  учениками года и победителями олимпиад и турниров разного уровня, но и потому, что они, проходя нелегкие испытания и трудности, становятся целеустремленными, активными людьми и настоящими гражданами своего государства. Так хочется, чтобы все у них в жизни получилось, чтобы они были счастливы в семье и успешны в работе, чтобы стали настоящими патриотами своей Родины, да и просто добрыми, отзывчивыми, честными людьми! Очень надеюсь, что в нашем государстве будут успешными и счастливыми не только наши дети, но и внуки. Приятно, что в этом есть и моя лепта. Теперь я стал лучше понимать своего деда. После войны он мог стать военным или инженером. Но  решил быть  учителем истории.  Мне кажется, что на фронте он понял самое главное - для чего человеку дана жизнь  и как важно прожить ее достойно. Об этом  он мог рассказать своим ученикам. Дело моего деда продолжается. И надеюсь, его продолжат и мои внуки. У меня три девочки, из которых одна дочь - учитель математики в моей школе.

Методический материал Андрея Рытченко читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/993.
Конкурсный урок смотрите на сайте http://www.ug.ru/toy_video/28.

Астраханская область