Тем, кто работал в системе развивающего обучения (по-настоящему развивающего), используя на уроках элементы деятельностного подхода в обучении, новый ФГОС совсем не страшен, потому что, как всегда, новое - это хорошо забытое старое. И вы сможете в этом убедиться.
Что же необходимо понять, а также объяснить родителям и обучающимся в связи с переходом на обучение по новым стандартам?
ФГОС опирается на использование:
- компетентностного подхода (компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области);
- системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов.
Главными результатами обучения становятся:
- личностные;
- метапредметные;
- предметные.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Под метапредметными результатами понимаются способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Эти способы деятельности применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Независимо от школьного предмета учителя на своих занятиях реализуют несколько междисциплинарных (метапредметных) учебных программ:
«Формирование универсальных учебных действий»;
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
«Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Уровни полученного результата:
- знание;
- убеждение;
- опыт самостоятельной деятельности.
Уровневый подход к планируемым результатам прописывается в рабочей программе: 1) обучающийся научится… (сформирована исполнительская компетентность - это отметки «1», «2», «3»);
2) обучающийся получит возможность научиться… (сформирована и развивается самостоятельность в поиске решений - это отметки «4», «5»).
Новое в системе оценки результатов обучения:
- оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования;
- ориентация оценки на деятельностный подход;
- комплексный подход к оценке результатов образования;
- оценка индивидуального прогресса.
Задания, позволяющие оценить результаты обучения, делятся на группы:
1. Первая группа - базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых предметных компетентностей, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.
2. Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения, основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми школьники владеют.
Высшим достижением процесса обучения является развитие УУД (универсальных учебных действий). УУД - это умение учиться, т. е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Выделяют регулятивные, коммуникативные, личностные, предметные, метапредметные, познавательные и другие УУД.
Получается, что важно не простое механическое запоминание огромного количества информации по разным предметам, а способность мыслить, самостоятельно добывать знания в процессе деятельности и умение применять их на практике. Вы скажете, что это все уже было! И будете совершенно правы.
В далеком 1964 году в номере «Литературной газеты» от 22 сентября кандидат философских наук Эвальд Васильевич Ильенков написал следующие строки: «Что бы мы сказали о математике, который заставлял бы своих учеников зубрить наизусть ответы, напечатанные в конце задачника, не показывая им ни самих задач, ни способов их решения? Между тем географию, ботанику, химию, физику и историю нередко преподают детям именно таким способом: сообщают ответы, найденные человечеством, даже не пытаясь объяснить, на какие именно вопросы эти ответы были даны. Ребенка вводят в науку почему-то с «обратного конца» и удивляются при этом, что он никак не может соотнести общетеоретические положения с реальностью, с жизнью». С того самого времени наши выдающиеся педагоги и психологи предложили множество вариантов развития мыслительной деятельности школьников. И сегодня, в XXI веке, мы снова вспоминаем слова, сказанные две с лишним тысячи лет назад Гераклитом Эфесским, которые не устарели и поныне: «Многознание уму не научает!» Не энциклопедические знания мы должны передавать молодому поколению, а учить их размышлять, предлагать варианты поиска путей решения различных проблем.
Подводя итог тому, что изложено выше, можно выделить самое главное - новый ФГОС возвращает нас к тем временам, когда школа учила мыслить и применять на практике полученные знания. Действительно, сейчас важнее всего опыт деятельности и практическая направленность процесса обучения (связь с жизнью). Учителям географии здесь раздолье, ибо почти каждый свой урок можно построить, опираясь на то, что за окном кабинета, в стране и в мире сегодня.

Примеры учебных задач, которые можно использовать на занятиях по географии в рамках нового ФГОС
Учебная задача, направленная на формирование логических умений обучающихся
Проанализируйте перечисленные географические объекты, разделите их на группы, предложите название каждой группе, укажите более крупный объект, к которому каждый из данных объектов принадлежит. Результат оформите в виде таблицы.
Объекты:
Мак-Кинли, Ока, Красное, Ангара, Белуха, Эверест, Черное, Желтое, Монблан, Иртыш, Белое, Вилюй.
Проанализировав предложенные объекты, обучающиеся должны выделить три группы:
- притоки (реки) - Ока, Ангара, Иртыш и Вилюй;
- вершины (горы) - Мак-Кинли, Белуха, Эверест, Монблан;
- моря - Красное, Черное, Желтое, Белое.
Затем они должны будут сообразить, что более крупными объектами будут:
- для притоков - реки, в которые они впадают, - это Волга, Енисей, Обь и Лена;
- для вершин - горные системы Кордильеры, Алтай, Гималаи и Альпы;
- для морей - океаны Индийский, Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый.
После того как все мыслительные операции будут выполнены, станет понятно, какая таблица должна получиться. Для тех обучающихся, которые имеют более низкий уровень подготовки, можно предложить шаблон полупустой таблицы, чтобы помочь им в выполнении задания. (См. таблицу.)
Учебные задачи, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся

Задача 1. Работа со сплошным текстом
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
День рождения Билли Бонса
Однажды на своей бригантине «Резолюция» капитан Флинт в сопровождении своего верного боцмана Билли Бонса и попугая Пиастра отправился в кругосветное плавание. На этом долгом пути с ними произошло много удивительных приключений.
Вдруг капитан увидел, что боцман деловито заряжает пистолет.
- Что ты собираешься делать? - спросил капитан Флинт.
- Да вот, - ответил боцман, - пистолет заряжаю. У меня, видишь ли, день рождения сегодня. Так в моей семье традиция есть - отмечать каждый такой день пальбой или другими громкими звуками. Вот я и собираюсь пострелять. На каждый день рождения по выстрелу.
- С днем рождения! - запоздало сказал Флинт, но боцман уже спустил курок. Капитану осталось только считать выстрелы. Когда пальба закончилась, изумленный капитан Флинт воскликнул:
- Билли! Ты выстрелил всего 10 раз! Тебе что, всего 10 лет?
- Нет, - ответил боцман. - Гораздо больше. Мне уже исполнилось 40 лет.

Когда у боцмана Билли Бонса день рождения? Свой ответ поясните.
Задание на знание понятия «високосный год». Путем нехитрых вычислений (40:10=4) обучающиеся определяют, что день рождения Билли Бонс отмечает 1 раз в 4 года. А значит, это происходит только в последний день февраля (29 числа) в високосный год, так как в другие годы в феврале всего 28 дней.
Для школьников с более низким уровнем подготовки можно предложить наводящие вопросы или указать тему, с которой связана эта задача.
Задача 2. Работа с несплошным текстом
Используя фотографию (см. фото), определите полушарие, в котором расположена река. Известно, что направление ветра совпадает с направлением течения этой реки.
Ветер определяем по парусам. Парусник идет нам навстречу. По условию и река течет в том же направлении. Следовательно, высокий берег - правый. А значит, это северное полушарие, так как из-за силы Кориолиса в северном полушарии правые берега рек выше, чем левые.
Обучающимся с более низким уровнем подготовки можно предоставить небольшой справочный материал по необходимым темам или предложить наводящие вопросы (либо расширить перечень известных фактов).

Задача 3. Работа со сплошным и несплошным текстом
Гуляя в солнечный мартовский день в окрестностях холма, Петя заметил, что на одном из его склонов уже пробивалась трава, а на другом еще катались горнолыжники и сноубордисты. Перед вами схематичное изображение этого холма и дома, в котором живут Петя и его друг Коля.
Как вы думаете, кто из мальчиков, вый­дя рано утром на балкон, увидит восход солнца? Обоснуйте свой ответ. (См. схему.)
Утром восход солнца видит Коля, так как его балкон выходит на восточную сторону, а солнце в марте поднимается четко на востоке. Склон, на котором еще лежит снег, обращен к северу.
Для обучающихся, имеющих более низкий уровень подготовки, можно предложить цепочку вопросов, которые помогут выйти на правильный ответ. Например, вспомните, в какой части небосвода утром находится солнце; где оно бывает днем; какая часть холма получает больше света и др.


Учебные задачи, направленные на речевое развитие обучающихся

Задача 1
Объясните высказывание: «Африка - материк коротких теней».
Обучающиеся с высоким уровнем подготовки должны вспомнить, что длина теней связана с углом падения солнечных лучей: чем больше угол падения лучей, тем короче тень. На экваторе и на всех широтах между экватором и тропиками по 2 раза в году солнце падает под углом 900, а это значит, что тени не будет вообще. Африка посередине пересекается экватором, а также северными и южными тропиками. А значит, в течение всего года угол падения солнечных лучей большой, а тень, которую отбрасывают предметы, маленькая.
Для обучающихся с низким уровнем подготовки можно предложить практическую работу с фонариком и поверхностью (где они, меняя угол наклона фонаря, увидят, каким образом меняется длина тени). Кроме того, можно предложить вспомогательные вопросы:
1. От чего зависит длина теней?
2. Где они больше, где меньше?
3. С какой особенностью Африки связана небольшая длина теней?

Задача 2
Представьте, что всем известные герои произведения Ж.Верна «Дети капитана Гранта» отправились в путешествие не по 37‑й параллели (как в книге), а по 27‑й параллели ю.ш. Изменилось бы их плавание? Если да, то каким образом? Подтвердите свое мнение конкретными примерами.
Для выполнения этого задания нужно вспомнить, что 27‑я параллель проходит по большим участкам суши, чем 37‑я, а значит, и трудностей будет больше: горы в Южной Америке будут выше, появятся пустыни на пути (Атакама, Намиб, Калахари, Большая пустыня Виктория). То есть путешествие станет более продолжительным по времени (во-первых, параллель ближе к экватору длиннее, а во-вторых, по суше они будут передвигаться медленнее из-за большего количества преград в виде гор и пустынь).
Для обучающихся с более низкой подготовкой можно снова предложить ряд вопросов-подсказок, которые помогут правильно ответить на поставленный вопрос.

Задача 3
Какое путешествие вы совершили недавно - ездили на дачу? Отдыхали на море? Навещали бабушку в другом городе? Это не так важно, настоящий путешественник в любом маршруте видит не просто дорогу. Проанализируйте свой недавний маршрут с позиций географа и найдите на своем пути семь географических чудес. Оформите свой рассказ о каждом из них в форме справки для путеводителя по вашему маршруту.

Задача 4
Если бы вам предложили попробовать себя в роли путешественника, в какую страну мира вы бы отправились? Объясните, почему. На какие вопросы вы бы искали ответы в своем путешествии по этой стране?
Задания 3 и 4 творческого (исследовательского) характера.
Главное условие при их выполнении (как и при выполнении 1, 2‑й задач) - четкая аргументация и интересное изложение материала.

Исследовательская задача
Связаны ли между собой более теплое лето в Арктике и количество осетров в Каспийском море? (См. карту.)
Для решения данной исследовательской задачи необходимы следующие виды исследовательской деятельности:
1. Проблемное исследование (изучение литературных источников, проектирование разных вариантов решения).
2. Аналитико-систематизирующее исследование (анализ, синтез, систематизация…).
3. Проектно-поисковое исследование (предложить проект представления своей гипотезы).
4. Формулирование тезисов (сжатое перечисление основных положений и выводов).
Исследовательские умения, необходимые для решения исследовательской задачи:
1. Видеть проблемы.
2. Задавать вопросы.
3. Выдвигать гипотезы.
4. Выполнять логические действия (давать определения понятиям, классифицировать, формулировать суждения и умозаключения, умение наблюдать, обобщать).
5. Делать аргументированные выводы.
Этапы исследовательской деятельности:
1. Постановка проблемы.
2. Выработка гипотез.
3. Поиск путей решения (обоснование гипотез, сбор и изучение материалов).
4. Формулирование вывода (обобщение, классификация, систематизация).
5. Представление результатов.
Для решения данной задачи возможна работа в группах.

Вариантов учебных задач может быть огромное множество. Самое главное, что вы сможете их придумывать сами вместе с обучающимися. Процесс составления заданий и поиск решения - это увлекательное путешествие, которое поможет сделать школьные уроки интересными и долгожданными.
В заключение хочется сказать, что каждый находит для себя ориентиры в новом ФГОС. Для кого-то это возможность развития исследовательской деятельности. Кому-то ближе идея создания и защиты проектов, а для кого-то - пополнение портфолио. Но не хочется, чтобы красивые и новые слова, модная оболочка затмили главное - качественную подготовку по каждому школьному предмету. Не результаты ЕГЭ должны стать целью школы, а умение мыслить, ибо хорошо подготовленный и умеющий мыслить выпускник справится с любыми испытаниями (будь то ЕГЭ или олимпиады). В погоне за новым не забывайте о том, что советская школа была лучшей в мире и многие современные лидеры образования опираются на наши идеи и переняли наш хорошо забытый и доказавший свою состоятельность и право на жизнь опыт.

​Елена ДАВЫДОВА, учитель географии средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области, почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса лучших учителей РФ (ПНП «Образование») в 2006 и 2012 гг., финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001»