Ключевое понятие новой организации урока - системно-деятельностный подход. Это значит, что в основе обучения должна быть самостоятельная деятельность детей. «Учащийся сам должен стать «проектировщиком и строителем» своего образования» (см. «Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.С.Татарченковой» - СПб.: КАРО, 2014. - Стр. 10).
Ольга Николаевна Крылова и Ирина Валентиновна Муштавинская в своей книге «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО» сравнивают характеристики деятельности учителя и учащихся на уроке в закрепившейся традиционной ситуации и на уроке в соответствии с новым образовательным стандартом. Становится понятен смысл деятельностного подхода к обучению.
Позиции    Традиционная деятельность    Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО
Подготовка к уроку    Жестко структурированный конспект урока    Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю
    Учитель формулирует декларативные обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи    Формулировка целей - через деятельность учащихся, активное целеполагание
Распределение времени на уроке    Основное время урока отводится этапу обучения и закрепления (80% времени урока - говорение учителя)    Объяснение занимает 20-30% времени урока; закрепление - 5-10% времени урока; организованная учителем самостоятельная деятельность учащихся - 60-70% времени урока
Деятельность учителя на уроке    Успеть выполнить то, что запланировано на урок    Организовывает деятельность детей:
- по поиску и обработке информации;
- по обобщению способов деятельности;
- по постановке учебной задачи
Деятельность учащихся (через формулировку заданий)    Формулировка задания:
93% - репродуктивные - назовите, решите, спишите, выпишите…
7% заданий - исследуйте, проанализируйте (чаще используются для сильных учащихся)    Формулировка задания: не менее 70% - проанализируйте, докажите (объясните), сравните, создайте схему или модель, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте и т. д.
Отметка и оценка    Традиционная отметка за выполнение традиционных (преимущественно репродуктивных заданий):
- «решил - не решил»;
- «из пяти заданий выполнил три»    Оценка (предметных и метапредметных) достижений учащегося;
работа над развитием у учащихся способности к самооценке;
критериальное оценивание


Современная дидактика предлагает множество различных технологий, в основу которых положен деятельностный подход к обучению. Все они строятся по определенному алгоритму, имеют собственные формулировки этапов урока. Но на взгляд практика современный урок, как и урок традиционный, имеет всего три главных этапа: целеполагание, работа над учебным материалом и рефлексия. Остановимся на них подробнее.
Осуществлять самостоятельную учебную деятельность сложно не только ученику, но и любому взрослому человеку. Вокруг много соблазнов, да и учебный материал не всегда вдохновляет, поэтому первый этап - целеполагание - очень важен, ведь цель в итоге станет результатом нашего труда. В обществознании есть такие понятия - «межличностное взаимодействие» и «межличностные отношения». В обоих случаях у участников есть общая цель. Разница в том, что в межличностных отношениях (более тесное сотрудничество) возникает еще и совместная деятельность по достижению этой самой цели. То есть для учебной деятельности ученик должен «присвоить» себе цель или определить свою собственную в рамках урока и наметить пути достижения этой самой цели.
Пример начала урока «Общественное движение при Александре I». На экране демонстрируется видеофрагмент без звука (или наложена героическая музыка). Вопрос учащимся: «Какое событие мы видим?» Несколько уроков назад изучалась тема «Отечественная война 1812 года», поэтому ответ звучит почти хором: «1812 год!» «А вот и не угадали. На видео действительно русские солдаты под руководством дворян, но событие другое - восстание декабристов. Прошло всего 13 лет с того момента, как дворяне вместе с императором Александром I победителями въезжали в Париж. И вот теперь они вышли на площадь. Как вы думаете, почему?» Ответы ребят сводятся к одному - декабристы хотели что-то изменить, их не устраивала прежняя жизнь. «Давайте подумаем, какие вопросы мы можем задать сегодня на уроке (а это, по сути, и будут наши задачи)?» В ходе диалога рождается и тема урока.
Иногда сложно подобрать материал таким образом, чтобы дети самостоятельно сформулировали тему урока или кто-то из учеников заглянул в учебник и громко ее сообщил. В подобных случаях мне помогает метод проблемного диалога. 7‑й класс. Урок «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева», предыдущая тема - «Внутренняя политика Екатерины II». Задание учащимся: «Предположите, как связаны эти темы». Логика рассуждений учеников примерно такова: «Крестьянская война, значит, крестьяне чем-то были недовольны. Причина этого недовольства - трудная жизнь, наверное, из-за законов, которые были приняты императрицей, то есть причины рождены внутренней политикой Екатерины II».
Еще один пример. 8‑й класс, обществознание. Тема «Нации и межнациональные отношения», предыдущий урок «Социальные статусы и роли». Вопрос учащимся: «Не кажется ли вам странным такое расположение параграфов?». Если большинство ответили «Да, это странно», то ищем ответ, что заставило авторов расположить темы именно так. Если ответ «Не кажется странным», то следующий вопрос: «Как вы думаете, какие подсказки авторы спрятали в предыдущем параграфе?» При поиске ответа на этот вопрос придется повторить всю предыдущую тему, а это одновременно и закрепление, и проверка знаний.
В начале работы по новым технологиям ученикам было трудно самостоятельно формулировать цели и задачи. Для того чтобы детям легче было это сделать, предлагала им набор задач урока (научиться работать с картой, сделать записи в тетрадь, изучить материал урока, пообщаться с одноклассниками, обменяться мнениями и т. д.), из которого предстояло сделать выбор. Первоначально были попытки «уйти» от урока в сторону и поставить целью общение с одноклассниками, но затем учащиеся четко научились определять главное. Отвлекаться некогда («Мы с вами договорились изучать материал урока, общение через телефон не является целью нашего урока!»).
Основная часть урока - это работа с учебным материалом. И так как главное - самостоятельная работа учащихся, то задача учителя эту работу организовать. Индивидуальная самостоятельная работа или ее элементы не вызывают затруднений, так как это наследие преподавания предыдущих лет. Но реалии современности требуют от выпускников готовности и умения сотрудничать, и значит, современный преподаватель предпочитает групповые формы работы.
Главные вопросы, которые возникают пред учителем:
- Сколько групп должно быть?
- Должны ли у всех групп быть одинаковые задания или у каждой свое?
- Как группы делятся результатом своего труда, то есть добытой информацией?
- Не получится ли так, что работать будет один, а другие просто у него спишут? И т. д.
В ходе своей работы нашла ответы на некоторые вопросы, чем могу поделиться с коллегами.
Количество групп зависит от учебной задачи урока, то есть от того, какую проблему мы хотим решить. Каждая группа изучает свой аспект проблемы, но в рамках общей темы. Например, при изучении темы «Культура России XVI века» класс делится на группы: искусствоведы, владельцы картинной галереи, владельцы турагентства и работники музея. У каждой группы своя задача - определить круг предметов, наиболее ценных и значимых для работы, составить «рекламный проспект». «Искусствоведы» изучают произведения культуры, обращая внимание на творчество отдельных авторов и делая обобщения. «Владельцы турагентства» составляют маршрут, изучая при этом географию культуры. «Владельцы картинной галереи» составляют экспозицию, объясняя свой выбор (помня о том, что не должны разориться). При этом изучаемая тема «приближается» к ученикам, становится живой, интересной.
В 9‑м классе при изучении темы «Сталинская модель модернизации» ученики делятся на пять групп и получают свои задания.
Группа «Руководители партии и правительства»: 1. Определить задачи государства. 2. Сос­та­вить план действий по созданию индустриального производства (источники финансирования, какие предприятия необходимы молодой Стране Советов, условия создания сельскохозяйственных предприятий). 3. Обосновать необходимость применяемых мер.
Группа «Жители села»: 1. В вашем селе будет создаваться колхоз. Подумайте, на каких условиях вы вступили бы в него. Разработайте решение сельского схода. 2. Узнайте, на каких реальных условиях создавались колхозы. Подумайте о возможных мерах борьбы крестьян с властью. Сравните их с теми, которые были в реальной жизни. 3. Сделайте вывод.
Группа «Рабочие предприятий»: 1. Узнайте, какие предприятия строились в годы первых пятилеток. Сделайте предположение, насколько они были необходимы. 2. Определите условия жизни рабочих. 3. Определите причины столь высоких темпов развития промышленности.
Задания четвертой и пятой групп похожи: необходимо выпустить газету пропагандистского характера. Одна группа - это советские журналисты, другая - зарубежные.
Важно, как группы будут сообщать о результатах своего труда, ведь зачастую рассказы выступающих не отличаются красноречием. В таких случаях целесообразно использовать такие формы отчета, которые помогали бы визуализировать учебный материал. Например, кластер «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века»:

Работая с текстом учебника, каждая группа составляет свой фрагмент кластера, эти фрагменты по ходу выступления групп складываются в целостную картину.
Визуализируя свое выступление, группа будет стараться задействовать всех своих участников, а значит, ситуации «один работает, остальные списывают» удастся избежать.
Построить все уроки с использованием групповых форм работы достаточно сложно, это требует большой подготовки со стороны учителя. Формирование различных УУД может происходить и в ходе индивидуальных или фронтальных форм работы.
В качестве примера приведу фрагмент урока истории в 8‑м классе. На доске портрет министра финансов при Александре III Н.Х.Бунге и слова «крестьянский банк», «косвенные налоги», «подушная подать». Задание учащимся: определить, какое отношение эти слова имеют к Бунге, и сделать вывод. Поскольку текст параграфа достаточно объемный и кроме этого министра предстоит изучить деятельность еще нескольких, то мы с ребятами учимся приему «чтение по диагонали». Находим в тексте выражения, читаем все предложения с этими словами, затем делаем вывод. В старших классах и в других учебных заведениях, когда необходимо будет ознакомиться с большим объемом текста, умение читать по диагонали, а по сути - быстрочтение, очень пригодится ребятам.
В технологии развития критического мышления довольно часто используется прием «Плюс - минус - интересно». Считаю, что он помогает ребятам анализировать текст, развивая при этом логическое мышление. Для организации работы с таблицей «ПМИ» учебный текст предварительно делится на смысловые части. После прочтения каждого такого абзаца делается остановка, и учащиеся получают задание письменно зафиксировать свои читательские оценки и впечатления. Плюс - ответ на вопрос «Что в этом хорошего?». Минус - «Что в этом плохого?», а в графе «Интересно» ученик записывает впечатления и вопросы типа «Интересно, что будет, если…». (См. Елена Блинова. Таблица ПМИ: как вызвать и поддержать интерес к учебному тексту // Новое образование. - 2013. - №4. - С. 13-14.) На своих уроках часто использую упрощенный вариант этого приема - «Плюс - минус». Работаем не с таблицей, а с текстом, проставляя необходимые знаки. Пример - фрагмент урока истории в 8‑м классе по теме «Великобритания: конец Викторианской эпохи». Из предыдущих уроков ребята узнали, что Англия совершила долгий и трудный путь к величию и процветанию. И вот теперь в учебнике встречается пункт под названием «Мастерская мира» уходит в прошлое». Невольно рождается вопрос: «Почему время процветания уходит в прошлое? Ведь логичнее, что Англия станет самой могущественной страной Европы или мира». Поиск ответа на этот вопрос и был заданием для учеников при работе с учебным текстом. Им необходимо было найти причины упадка, то есть те обстоятельства, которые привели Англию к краху, и отметить их в тексте минусом. Первоначально результаты были такими.

К концу XIX века в Англии наметилось замедление темпов развития промышленности.
И связано это было с усиленным вывозом капитала.
Английские предприниматели и банкиры предпочитали вкладывать капиталы в страны, где дешевле были сырье и рабочие руки.
И хотя экономика страны оставалась мощной, в 90‑е гг. ее роль
«мастерской мира» уходит в прошлое.

Затем в ходе обсуждения результатов ребята пришли к выводу, что английские банкиры и предприниматели становились богаче, а это для страны очень хорошо. Следующий вывод: несмотря на уходящую роль «мастерской мира», экономика Англии все же оставалась мощной. Этот факт тоже положительно влиял на развитие государства. Таким образом, два минуса были исправлены на плюсы, а ребята точно запомнили причины ослабления Великобритании.
Иногда на уроках мы пишем шпаргалки, которые, мягко говоря, не приветствуются учителями. Но я в своей работе достаточно часто применяю этот прием. Справедливости ради замечу, что на уроке составляются не совсем шпаргалки в чистом виде. Поясню суть приема. Учащимся дается задание самостоятельно изучить фрагмент параграфа в учебнике. Затем необходимо составить три простых предложения, которые передают главную мысль отрывка. У кого это получилось лучше, тот молодец и может рассчитывать на пятерку. Это пример индивидуальной работы. Для работы в группе (на мой взгляд, оптимальное количество - три человека) изменяю задание. Учащимся необходимо «зашифровать» текст, передать его участникам другой группы и соответственно расшифровать текст «неприятеля».
На примере этих фрагментов можно увидеть, как создается ситуация успеха на уроке. Экзамены далеко, взрослая жизнь еще дальше. Формулирование микроцелей при работе с учебным текстом позволяет выстраивать цепочку целей, которые приведут к успеху. Сначала это будет просто похвала учителя или родителей, а потом успех в виде положительных отметок или результатов экзаменов.
Завершающему этапу урока - рефлексии и оцениванию - многие учителя отводят незаслуженную второстепенную роль. А между тем это достаточно важный вид деятельности учащихся. Задача этого этапа - оценивание учебных достижений обучающегося и само­оце­ни­ва­ние учеником себя как субъекта учебно-познавательной деятельности. Учащиеся соотносят цели и результаты исследований, оценивают правильность первоначальных предположений, осознают личную значимость полученного результата. В книге «Новая дидактика современного урока» О.Н.Крылова и И.В.Муштавинская приводят такое сравнение заключительных этапов урока.

Заключительный этап урока    Традиционный урок    Урок, соответствующий требованиям ФГОС ООО
Оценивание учащихся    Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке    Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам - самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей
Итог урока    Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили    Проводится рефлексия
Домашнее задание    Учитель объявляет и комментирует домашнее задание (чаще оно для всех)    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Следует обратить внимание, что процесс оценивания предполагает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Обсуждение личностных результатов происходит в процессе осуществления личностной рефлексии при подведении итогов. За рефлексию отметка не ставится!

Разноуровневое домашнее задание - идеальный вариант окончания урока и индивидуального подхода к учащимся. Кроме того, это и требование нового стандарта. Уроки, построенные в соответствии с современными подходами к обучению, помогают учителю дать ученику именно то задание, выполнить которое ему не только по силам, но и необходимо для успешного усвоения учебного материала. Выстраивая в течение урока цепочку целей, формулируя вопросы, ученик ищет на них ответы. Но некоторые вопросы так и останутся без ответа, вот их-то и получает ученик в качестве домашнего задания. Таким образом, ребенок сам определяет, над чем ему необходимо поработать еще.
Еще один аспект современного урока - использование ИКТ-технологий. Презентации, интерактивные задания и кейс-метод достаточно хорошо известны широкому кругу преподавателей. Веб-квест - сравнительно новая технология, которая позволяет раскрыть творческие способности учителя и ученика при изучении темы. «Образовательный веб-квест (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (см. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». - ito.bitpro.ru/1999).
Что такое веб-квест?
С формальной, в данном случае визуальной, точки зрения это сайт в Интернете, на котором расположено задание для учеников, описан ход его выполнения и размещены результаты работы. Но на самом деле все несколько иначе. Веб-квест многогранен.
Для учителя это и технология, и средство обучения одновременно, с помощью которых можно не только решать определенные проблемы, но и работать с опережением.
Для ученика это возможность успешно учиться, играя и приобретая нужные и важные для жизни компетентности.
Для образовательного процесса это форма организации учебной деятельности практической направленности, учитывающая индивидуальные особенности школьников.
А в целом веб-квест позволяет решить проблему, как сделать процесс обучения таким, чтобы: 1) было интересно, 2) запоминалось и 3) пригодилось в дальнейшей жизни.

Как я создаю веб-квест? Имеется в виду работа с содержанием, а не технические вопросы создания сайта.
Подготовительная работа
1) Тема квеста. Как ее определить?
Это может быть простая тема курса, которая не требует углубленного изучения, носит описательный характер и подходит для самостоятельной работы учащихся. Например, «Религиозные верования древних египтян». Или сложная тема курса проблемного характера, которая требует углубленного изучения. Например - «Сталинская модель модернизации» (о коллективизации и индустриализации).
2) Задача. Какую задачу мы ставим перед собой и учениками? Что хотим получить в результате, какую проблему решить? Например, «Сталинская модель: модернизация или имперская традиция?»
3) Тема и задача определяют форму работы.
Простая тема подходит для индивидуального выполнения задания. Сложная легче постигается в группе, но не исключает и индивидуальной работы. Например, «Религиозные верования древних египтян» - задание индивидуальное, «Общественное устройство Древнего Египта» - работа в группе.
4) Если выбрана групповая форма работы, то следующий шаг - определить, сколько будет групп. Это зависит от задачи, которую мы ставим перед собой, проблемы, которую необходимо решить. Каждая группа изучает свой аспект проблемы, но в рамках общей темы. Например, «Цивилизация эпохи Средневековья». Проблема - «Могли ли при феодализме существовать демократические формы правления?» Задача - изучить мировоззрение различных слоев общества. Групп четыре (основные сословия и горожане). Для более успешной работы целесообразно предложить «сыграть роль» представителя средневекового общества.
5) Подбор материала. Когда определено число групп (аспекты проблемы), происходит подбор материала (видео-, аудиодокументы, плакаты, интернет-сайты и т. д.). Материал подбирает учитель, так он будет уверен в надежности и добропорядочности источника. Но дети всегда могут воспользоваться поисковыми системами для расширения границ изучаемого вопроса.
6) Алгоритм работы для каждой группы. По большому счету алгоритмы будут похожими (только задания, ссылки и т. д. в каждой группе свои). Тогда вопрос - зачем составлять для каждой группы? Алгоритм нужен для рационального использования «добытых» материалов и не дает отдаляться от темы (задачи). Но не исключает своего собственного пути решения задачи.
7) Критерии оценивания. Так как это все-таки задание, то предполагается его оценка, вернее, оценка результата труда группы. Но оценивается не столько знаниевый результат, сколько представление (презентация) решения.
8) Публикация (размещение) веб-квеста в сети Интернет. Для ученика наступает период выполнения задания, прохождения квеста.


Как организовать работу по данному заданию в рамках учебного процесса?
Например, на изучение средневекового общества отводится 4 часа. Я делаю так. 1‑й урок - «Феодалы и крестьяне». Мы знакомимся с условиями жизни и быта рыцарей, крестьян. Затрагиваем вопрос зависимости одних от других. На этом уроке дети получают предложение-задание совершить путешествие в Средневековье. 2‑й и 3‑й уроки посвящены вопросам жизни и быта горожан. В ходе этих уроков учащиеся получают необходимые консультации по выполнению задания. 4‑й урок - выступления групп, дискуссия по проблеме квеста, решение этой самой проблемы, то есть ответ на главный вопрос.
Итак, очевидно, что выполнение задания необходимо сопровождать. Как это сделать? При помощи Интернета. Блог технической поддержки (ВКонтакте, Одноклассники, E-mail и др.) позволяет задать вопрос учителю именно тогда, когда этот вопрос возник, и получить ответ почти сразу.

Почему именно веб-квест?
1) Интернет стал неотъемлемой частью современной жизни, поэтому целесообразно использовать его и в образовательном процессе.
2) Веб-квест сочетает в себе групповую форму и метод проектов. Позволяет каждому работать в соответствии с индивидуальными особенностями, с той скоростью, с которой ученик сможет добиться успеха.
3) Все составляющие квеста имеют одну оболочку (интерфейс) по сравнению с материалами на флешке или диске.
4) Всегда можно расширить границы изучаемого материала (Интернет почти не имеет границ).
5) Интернет - понятная и доступная для детей среда. И даже вопрос учителю можно задать, сидя дома!
6) Это просто интересно.
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучающихся, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Новые технологии способствуют не только активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, но и открывают путь для самообразования самого учителя, его творческой активности и профессиональной успешности.

​Светлана СПИЦИНА, учитель истории и обществознания средней школы №81 города Воронежа, учитель года Воронежской области-2013