Цели изучения темы:
- предметные результаты: изучение понятий «электролитическая диссоциация», «степень электролитической диссоциации», «электролит», развитие знаний о водородном показателе, развитие навыков работы с веществами на основе соблюдения правил техники безопасности;
- метапредметные результаты: формирование навыков проведения эксперимента с использованием цифрового оборудования (получение экспериментальных данных), обработки и представления полученных результатов;
- личностные результаты: формирование навыков проведения учебного исследования на основе постановки лабораторного эксперимента.

Целесообразность использования проекта «рН и температура»
1. Работа над проектом способствует формированию интереса к изучению сложной для данного возраста (13-14 лет) теоретической темы «Теория электролитической диссоциации». В данном случае, определяя рН, ученики устанавливают зависимость степени диссоциации кислоты и температуры раствора. Работа с раствором соды носит пропедевтический характер в 8‑м классе и позволяет вернуться к результатам проекта в 9‑м классе (внеурочная деятельность), 11‑м классе (общий курс) при изучении гидролиза солей.
2. Доступность реактивов (лимонная кислота, пищевая сода) и оборудования (при отсутствии цифровых датчиков рН можно воспользоваться индикаторной бумагой) для исследования.
3. Надежность методики эксперимента обеспечивает беспрепятственный ход работы, гарантированный от срывов и методических неудач.
4. Безопасность проведения эксперимента.

Инструментальный раздел
Оборудование:
1) цифровой датчик pH или лабораторный pH-метр, лакмусовые бумажки или иной индикатор кислотности;
2) спиртовой термометр (от 0 до 50 0С) или цифровой датчик температуры;
3) лимонная кислота (1 чайная ложка);
4) питьевая сода (1 чайная ложка);
5) дистиллированная вода (300 мл);
6) емкость для водяной бани (алюминиевая или эмалированная кастрюля либо миска), можно охлаждать растворы струей холодной воды или снегом, а нагревать горячей водой;
7) химические стаканы с притертой крышкой емкостью 50-100 мл (3 шт.).

Занятие №1. Постановка проблемы
План занятия:
1. Обсуждение понятий «электролитическая диссоциация», «степень электролитической диссоциации», «электролит».
2. Постановка проблемы. Планирование инструментального эксперимента.

Содержание деятельности
Деятельность учителя
1. Организует обсуждение понятий «электролитическая диссоциация», «степень электролитической диссоциации», «электролит». Вопросы:
- Какие бывают электролиты?
- Что такое степень электролитической диссоциации?
- Какова форма записи уравнения диссоциации сильных (на примере серной кислоты, сульфата алюминия) и слабых электролитов (на примере уксусной кислоты)?
- Как влияет на степень диссоциации концентрация раствора?
Ответ можно обсудить на примере разбавленного и концентрированного растворов уксусной кислоты. При наличии возможности для определения электропроводности можно продемонстрировать разную электропроводность уксусной эссенции и столового уксуса

Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Деятельность учащихся
Воспринимают новую информацию по теме    Развитие представлений о степени диссоциации, которые сформированы на уроках химии    Познавательная
Уточняют то, что осталось непонятным    Умение сформулировать вопрос по теме    Коммуникативная
Оценивают полноту понимания темы    Умение анализировать понимание вопроса    Регулятивная

Деятельность учителя
2. Организует планирование и подготовку проведения инструментального эксперимента:
- знакомство с информацией проекта «рН и температура»;
- обсуждение цели проекта, гипотезы;
- организация рабочих групп (три группы);
- подготовка оборудования

Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Деятельность учащихся
Воспринимают информацию о правилах техники безопасности при работе с кислотами (лимонная кислота)    Развитие понятия о необходимости соблюдения правил техники безопасности    Познавательная
Уточняют то, что осталось непонятным     Умение сформулировать вопрос по теме    Коммуникативная
Оценивают полноту понимания методики работы над проектом    Умение анализировать понимание вопроса    Регулятивная

Занятие №2. Проведение эксперимента
План занятия:
1. Подготовка к работе цифровых датчиков рН и температуры.
2. Проведение исследования зависимости рН от температуры:
1‑я группа: измерение рН раствора лимонной кислоты при 10 0С, 25 0С, 40 0С;
2‑я группа: измерение рН раствора пищевой соды при 10  0С, 25 0С, 40 0С;
3‑я группа: измерение рН дистиллированной воды при 10 0С, 25 0С, 40 0С.
3. Первичный анализ полученных результатов. Заполнение анкет проекта GlobalLab.

Деятельность учителя
1. Организует рабочие места для каждой группы учащихся:
- поясняет, как охладить растворы, а потом постепенно нагревать их и делать замеры температуры и рН;
- отвечает на вопросы учащихся

Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Деятельность учащихся
Воспринимают информацию по методике работы    Развитие представлений о работе цифровых датчиков    Познавательная
Уточняют то, что осталось непонятным     Умение сформулировать вопрос по теме    Коммуникативная
Оценивают полноту понимания работы над проектом    Умение анализировать понимание вопроса    Регулятивная

Деятельность учителя
2. Организует работу учащихся в группах. Учитель контролирует ход работы в группах, отвечает на возможные вопросы учащихся, следит за заполнением таблицы результатов исследования на доске

Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Деятельность учащихся
1. Подключают цифровые датчики к ПК.
2. Готовят растворы:
1‑я группа - лимонной кислоты;
2‑я группа - пищевой соды;
3‑я группа - дистиллированная вода.
3. Охлаждают растворы и измеряют рН при 10 0С.
4. Постепенно нагревают растворы и измеряют рН при 25 0С и 40 0С.
5. Результаты измерений вносят в общую таблицу, которая начерчена на доске (удобно для обсуждения)    Формирование навыков проведения инструментальных исследований    Познавательная
Работают в группах    Учебное сотрудничество в группах    Коммуникативная
Работают над общей проблемой, оценивая темп и полноту проведенной работы    Умение анализировать свои действия и корректировать их на основе совместной работы всего класса    Регулятивная

Деятельность учителя
3. Организует первичный анализ результатов исследования. Организует работу учащихся по заполнению анкет проекта GlobalLab «рН и температура»

Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Деятельность учащихся
Знакомятся с результатами работы других групп    Формирование представлений о зависимости рН от температуры    Познавательная
Задают вопросы представителям других групп     Учебное сотрудничество с одноклассниками. Развитие устной речи    Коммуникативная
Анализируют результаты работы, заполняют анкету проекта    Умение анализировать свои действия и представлять результаты своей работы     Регулятивная

Занятие №3. Анализ и представление полученных результатов
Содержание деятельности
1. Представление результатов: выступления учащихся.
2. Обсуждение выводов, значимых для участников проектов с использованием цифровых датчиков рН.

Деятельность учителя
1. Организует выступления учащихся. Поддерживает выступающих. Делает заключение по работе над проектом, благодарит всех участников

Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Деятельность учащихся
Представляют результаты своей деятельности, слушают выступления одноклассников    Формирование представлений о форме представления результатов проекта    Познавательная
Принимают участие в обсуждении выступлений    Учебное сотрудничество с одноклассниками. Развитие устной речи    Коммуникативная
Анализируют результаты своей работы, комментируют высказывания одноклас­сников    Умение анализировать результаты своей деятельности и работу других людей    Регулятивная

Деятельность учителя
2. Организует обсуждение вопроса, который представлен в проекте «Как поведет себя рН раствора, если его охладить или подогреть? Почему ученые стараются проводить измерения pH при одной и той же температуре и какой вывод из этого необходимо сделать участникам проекта ГлобалЛаб?».
Организует обсуждение результатов, подтверждающих или опровергающих гипотезу проекта «При изменении температуры растворов меняется константа диссоциации растворенных кислот и щелочей и, следовательно, величина рН»

Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Деятельность учащихся
Обсуждают взаимосвязь рН раствора и температуры    Развитие представлений о степени электролитической диссоциации    Познавательная
Высказывают свои мысли по поводу гипотезы проекта и формулируют вывод    Учебное сотрудничество с одноклассниками. Развитие устной речи    Коммуникативная
Оценивают гипотезу проекта на основе полученных результатов    Умение оценить гипотезу на основе уже полученных результатов и сформулировать вывод    Регулятивная