Так ли все замечательно просто: взял другой учебник, освоил работу с диском и считай себя специалистом нового времени? Сложность в том, что результат в деле обучения мы получаем не сразу, и оценить сегодня те изменения, которые происходят в школе, можно будет по прошествии нескольких лет. Стоит ли экспериментировать на наших детях, когда очевидно, что механическая замена учебников, введение новых видов заданий и использование ИКТ в рамках традиционной системы преподавания ничего не изменят. «Косметический ремонт» не поможет.
Первое: стиль взаимоотношений между учителем и учеником
Первое, что является основой для реализации стандарта, - это стиль взаимоотношений между учителем и учеником. Нельзя способствовать развитию личности, оказывая психологическое давление на нее. Выработка деловых, взаимоуважительных отношений между участниками образовательного процесса - первостепенная задача учителя при переходе на стандарт, иначе нет реальной возможности достижения метапредметных и личностных результатов. Стиль взаимоотношений, который сразу виден при посещении урока, отражает суть перемен, происходящих в школе. Выработать этот стиль можно на основе понимания психологии современного школьника и тех процессов в обществе, которые происходят сегодня. «Прежде всего учитель должен быть специалистом по ребенку», - отмечает Евгений Александрович Ямбург.
Второе: создание информационно-предметной среды
Стиль деловых взаимоотношений царит не только в рамках урока, он присущ всей образовательной деятельности, которую направляет учитель, формируя гибкую интегрированную информационно-предметную среду, выступающую частью информационно-образовательной среды и ориентированную в первую очередь на работу с информационными потоками в определенной предметной области.
Таким образом, вторая задача учителя по реализации требований стандарта - создание информационно-предметной среды, что позволит обеспечить непрерывность процесса обучения, его доступность вне зависимости от временных ресурсов участников образовательного процесса. Формирование информационно-предметной среды во многом зависит от учителя-предметника, его компетенции, от тех средств и методов обучения, которые он выбирает для решения дидактических и воспитательных задач. Володар Викторович Краевский отмечает: «Современный учитель имеет право действовать самостоятельно, применяя новое сочетание уже имеющихся средств в новых ситуациях или же новые средства в типичных, повторяющихся педагогических ситуациях».
Формируя единую образовательную среду, которая включает эффективные традиционные педагогические технологии и современные возможности ИКТ, необходимо помнить о том, что механическое соединение этих двух составляющих невозможно без осмысления учителем своей новой роли. А главное, без включения учителя в иные взаимоотношения с учеником. Учителю необходимо продумать свой стиль работы и осмыслить те психологические барьеры, которые сегодня мешают развитию в профессии.
Компоненты информационно-предметной среды:
- система уроков предметного курса на основе современных информационных технологий;
- дистанционная поддержка курса, которая определяет направление самообразования и дополнительного образования (схема 1).

Дистанционная поддержка курса происходит на платформе в Интернете, она предназначена для изучения данного предмета учащимися определенного возраста. Приведем пример организации такой платформы, используемой в процессе преподавания курса органической химии в средней школе.
Для организации курса была выбрана модульная технология, в рамках которой учебный материал был разбит на темы-модули, каждая из которых включает:
1. Интернет-уроки по вопросам темы (ссылки), которые рекомендованы учителем для изучения темы курса. Каждый ученик может просмотреть их в удобное время и сколько угодно раз для достижения полного понимания (http://interneturok.ru).
2. Задания к каждому интернет-уроку для оценки понимания темы (вопрос, задача).
3. Параграфы интерактивного мультимедиаучебника (ссылки), которые содержат анимации, видео, тесты по теме (http://www.chemistry.ssu.samara.ru).
4. Ссылки на электронные задачники, энциклопедии, глоссарии.
5. Тесты по теме для определения уровня достижений учащихся (я использую программу MyTestX).
6. Блок материалов для подготовки к предметным олимпиадам на основе заданий повышенной сложности.
7. Опросник «Самооценка» для рефлексии собственной деятельности учащимися.
8. Форум и чат для обсуждений сложных вопросов по теме с учителем и одноклассниками.

Дистанционная поддержка предметного курса на основе перечисленных выше позиций возможна на разных интернет-платформах. Это может быть сайт учителя (я использую Google), группа в социальной сети (ВКонтакте), платформа Moodle или Edmodo.
Каждый школьный урок по очередной теме курса органической химии находит отражение в материалах курса дистанционной поддержки. Таким образом, любой ученик дома может разобраться с оставшимися вопросами, просмотрев видео интернет-урока, материал электронного учебника, обсудив трудные вопросы на форуме или в чате. Тот ученик, который в силу объективных причин пропустил урок, имеет возможность изучить материал на данной платформе, опираясь на помощь учителя и одноклассников. Наличие обратной связи (комментарии) позволяет оказать своевременную поддержку учащимся в режиме онлайн или офлайн. В итоге инновационные процессы меняют степень включенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья во все жизненные сферы.
Тот ученик, который хочет изучать предмет на более высоком уровне и решил получить в дальнейшем профессию, требующую знания органической химии, имеет возможность работать с блоком материалов повышенной сложности. Для развития личности одаренных детей большую роль играют такие особенности данного подхода, как мобильность, свобода выбора, высокая активность самого пользователя, возможность конструировать свое образовательное пространство.
Общение учащихся на платформе позволяет развивать коммуникативные навыки на основе обсуждения учебных проблем, повышает мотивацию учебной деятельности, потому как ребята видят динамику работы и заинтересованность одноклассников.
В результате представленная организация учебного процесса позволяет создать условия для удовлетворения разных потребностей учащихся.

Третье: организация деятельности ученика на уроке
Организуя информационно-предметную среду с целью развития предметных и метапредметных навыков, учитель планирует деятельность учащихся как в рамках урока, так и во внеурочное время.
В процессе преподавания химии, по нашему мнению, наиболее эффективными технологиями, в рамках которых реализуется системно-деятельностный подход, являются: технология развития критического мышления, технология смешанного обучения, проблемное обучение. Перечисленные технологии являются рамочными и позволяют интегрировать различные технологии в зависимости от целесообразности при изучении конкретного учебного материала.
Но каковы бы ни были используемые технологии, основой для конструирования урока и планирования внеурочной работы является система организации деятельности учителя и ученика. Такая система была разработана сотрудниками Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Ириной Михайловной Логвиновой и Галиной Леонидовной Копотевой. Результатом разработок стала технологическая карта урока, которая раскрывает механизмы достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
Использование технологической карты в процессе преподавания химии можно проиллюстрировать на примере урока в 11‑м классе по теме «Строение атома. Периодический закон».
Технологическая карта урока
Учебный предмет: химия.
Класс: 11‑й.
Автор УМК: О.С.Габриелян.
Тема урока: «Строение атома. Периодический закон».
Тип урока: обобщение знаний по теме.
Технология развития критического мышления (ТРКМ).

Цели урока
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов.

Предметные результаты: обобщение материала темы на основе положений программы 11‑го класса:
1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы.
2. Электронная конфигурация атома.
3. Основное и возбужденное состояние атомов химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
4. Общая характеристика металлов IА-IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов.
5. Характеристика переходных элементов - меди, цинка, хрома, железа - по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностям строения их атомов.
6. Общая характеристика неметаллов IVА-VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов.

Метапредметные результаты указаны на каждом этапе урока.

Вызов (прием ТРКМ INSERT), 10 мин.
Содержание деятельности: маркировка предложенных учителем вопросов (вопросы на индивидуальных карточках).
Цель: сформировать мотивацию к учебной деятельности на основе личных познавательных потребностей.

Деятельность
учителя    Деятельность ученика
    Познавательная    Коммуникативная    Регулятивная
    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности
Предлагает проверить, есть ли вопросы темы, которые еще вызывают затруднения.
Поясняет,как выполнить задание по маркировке вопросов     Проводят маркировку вопросов    Самоконтроль и самооценка, развитие критического мышления    Высказывают свое мнение об усвоении темы.
Слушают пояснения учителя по выполнению маркировки вопросов    Учебное сотрудничество с учителем; умение работать индивидуально     Анализируют вопросы и проводят маркировку. Осуществляют контроль за временем выполнения задания    Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения


Осмысление (взаимообучение), 20 мин.
Содержание деятельности: обсуждение вопросов по теме с подробным анализом каждого вопроса, используя заранее подготовленные слайды на интерактивной доске Smart Notebook.
Цель: понимание материала темы на уровне его использования для решения поставленных задач каждым обучающимся.


Деятельность
учителя    Деятельность ученика
    Познавательная    Коммуникативная    Регулятивная
    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности
Организует обсуждение вопросов.
В случае необходимости поясняет сложные вопросы. Регулирует темп работы учащихся в случае необходимости    Обдумывают ответы на поставленные вопросы на основе теоретических данных по теме    Использование знаково-символических средств, логических действий и операций    Те учащиеся, которые имеют затруднения по теме, задают вопросы. Те, кто заявил о возможности консультирования, поясняют вопросы    Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей     Оценивают правильность своего понимания темы    Контроль и оценка своих действий. Внесение корректив в свою деятельность


Рефлексия (прием ТРКМ «Кластер»), 10 мин.
Содержание деятельности: составление кластера (на обычной доске), ключевым звеном которого является название темы «Строение атома. Периодический закон». В ходе работы использовать оглавление учебника 11‑го класса.
Цель: показать определяющую роль первой темы для изучения всего курса химии 11‑го класса, формирование мотивации учебной деятельности.

Деятельность
учителя    Деятельность ученика
    Познавательная    Коммуникативная    Регулятивная
    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности
Организует работу с кластером, помогая в случае необходимости    Анализируют знания по курсу химии 8-10‑х классов и выстраивают кластер на основе взаимо­связи темы урока с другими темами курса    Навыки установления причинно-следственной взаимосвязи понятий. Умение создавать модели и схемы для решения учебных задач     Предлагают свои варианты развития кластера в ходе беседы с учителем и одноклассниками    Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей     Определяют перспективы использования своих знаний по теме    Навык постановки новых учебных целей


Итог урока, 5 мин.

Деятельность
учителя    Деятельность ученика
    Познавательная    Коммуникативная    Регулятивная
    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности
Дает пояснение по оценкам за урок    -    -    Слушают учителя и задают уточняющие вопросы    Умение организовывать учебное сотрудничество     Оценивают свои действия за урок    Основы оценки результативности учебной деятельности
Дает пояснение к домашнему заданию    -    -    Слушают пояснения и задают уточняющие вопросы    Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации     Планируют свою деятельность    Навыки планирования и регуляции своей деятельности

Домашняя работа (прием ТРКМ «Сводная таблица»)
Содержание деятельности: работа с таблицей Google «Вопросы ЕГЭ-2015. Строение атома. Периодический закон»
Задание для учащихся:
1. Выберите на сайте ФИПИ два вопроса по теме «Строение атома. Периодический закон» и внесите их в таблицу. Вопросы в таблице не должны повторяться, поэтому просмотрите вопросы, которые уже внесены в таблицу одноклассниками.
2. Дайте ответы на свои два вопроса. Поясните свои ответы.
3. Дайте комментарии на ответы одноклассников (не меньше двух).


Деятельность
учителя    Деятельность ученика
    Познавательная    Коммуникативная    Регулятивная
    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности    Осуществляемые действия    Формируемые способы деятельности
Анализирует работу учащихся с таблицей в дистанционном режиме    Дают ответы на вопросы банка ЕГЭ ФИПИ    Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, определять способы действий    Дают комментарии к ответам одноклассников    Умение организовывать дистанционное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Развитие письменной речи    Выбирают вопросы из банка ФИПИ, избегая повторения вопросов в таблице    Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи


Инструментальный раздел
Оборудование к уроку:
1. Карточки с заданием: рассмотреть содержание вопросов по теме и провести маркировку каждого вопроса
№    Вопросы    Маркировка вопросов:
«+» - понимаю вопрос, могу выполнить;
«!» - понимаю вопрос, могу быть консультантом;
«-» - нужны пояснения
1    Электронная конфигурация 1S22S22P63S23P6 соответствует частице:
1) Li+ 2) K+ 3) Cs+ 4) Na+    
2    Электронная конфигурация внешнего электронного слоя атома хрома:
1) 3S1 2) 4S2 3) 3S2 4) 4S1    
3    В ряду элементов Na→ Mg→ Al→ Si
1) уменьшаются радиусы атомов,
2) уменьшается число протонов в ядрах атомов,
3) увеличивается число электронных слоев в атомах,
4) уменьшается высшая степень окисления атомов    
4    В главных подгруппах периодической системы восстановительная способность атомов химических элементов растет с:
1) увеличением электроотрицательности,
2) уменьшением радиуса атома,
3) увеличением радиуса атома,
4) увеличением числа электронов на внешнем энергетическом уровне    
5    Верны ли следующие суждения о щелочных металлах и их соединениях?
А. Все щелочные металлы при взаимодействии с кислородом образуют пероксиды Э2О2
Б. Гидроксиды щелочных металлов являются сильными основаниями    


2. Слайды к уроку (Smart Notebook).
Преимущества использования интерактивной доски в данном случае.
1) Визуализация пояснений:
- вопросы представлены на слайде, и можно работать с текстом вопроса, выделяя цветом или подчеркиванием ключевые слова;
- на слайде даны значимые для данного вопроса фрагменты периодической таблицы, на которых можно делать пометки и надписи в ходе обсуждения вопроса;
- на слайде есть свободное место для записей, которое учащиеся-консультанты или учитель могут использовать для дополнительных пояснений.
2) Мобильность: быстрая смена слайдов с заготовленными текстами вопросов позволяет исключить потерю времени на уроке.
3) Повышение мотивации за счет использования интерактивных средств и оптимального ритма урока.

3. Интернет-ресурсы: банк заданий по химии ЕГЭ-2015 на сайте ФИПИ.
Данный интернет-ресурс является официальным государственным ресурсом, что определяет актуальность и значимость его информации для учащихся 11‑го класса. Значимость для учащихся, которые выбрали сдачу ЕГЭ по химии (40%), обусловлена самоопределением учащихся на основе выбора профессии. Значимость для тех учащихся, кто не выбрал сдачу ЕГЭ, определяется изучением школьного курса химии в средней школе по современным образовательным стандартам и перспективой изучения химии в технических вузах.
Методический раздел
Прием/метод INSERT (ТРКМ)
INSERT - интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления, представляющая собой маркировку текста условными значками по ходу чтения, восприятия изучаемого материала. «+» - новое, «v» - уже знал, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. На данном уроке мы предлагаем использовать другую маркировку, учитывая цель урока: «+» - понимаю вопрос, могу выполнить; «!» - понимаю вопрос, могу быть консультантом; «-» - нужны пояснения.

Прием/метод «Кластер» (ТРКМ)
Данный прием используется для систематизации имеющихся знаний и определения направления развития темы. Применение данного приема помогает учащимся выйти на собственное целеполагание. Примером может служить кластер, демонстрирующий значимость изучаемой темы для дальнейшего изучения курса. Этот прием приемлем в 11‑м классе, потому как учащиеся обладают базовыми знаниями по курсу. В случае затруднений учитель помогает, предлагая уточняющие вопросы. Пример ожидаемого результата для данного урока на схеме ниже.
Прием/метод «Сводная таблица» (ТРКМ) используется при организации работы над домашним заданием.

Четвертое: организация проектной и исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.
В рамках преподавания химии на основе стандарта необходимо уделять внимание организации деятельности в химической лаборатории. Использование ИКТ не должно вытеснять реальный эксперимент из школы, а способствовать расширению возможностей при организации проектной и исследовательской деятельности. Сегодня в школы поступает оборудование цифровых лабораторий, которое учитель должен использовать для организации урочной и внеурочной деятельности. Цифровые датчики позволяют внести в школьный курс химии очень важный компонент химического образования, который ранее был недоступен, - это измерение параметров наблюдаемых явлений. Теперь школьный эксперимент может быть проведен в логике исследования, что требует сбора и анализа данных. Исследования могут быть краткосрочными в рамках практикума на уроке (изучение среды раствора различных солей при помощи датчиков рН) или долгосрочные в рамках внеурочной деятельности (изучение процесса скисания молока).
Методики проектов и исследований по химии сегодня предлагают авторы научно-методического журнала «Химия в школе», профессиональные сетевые сообщества на основе обобщения опыта работы учителей, а также такие порталы, как «Глобальная школьная лаборатория» (GlobalLab). Автором данной статьи предложена «Рабочая программа внеурочной работы по химии в 8 классе» на основе проектов GlobalLab, она опубликована в «Методических материалах» портала.
Переход на стандарт предусматривает работу во внеурочное время, это ценный ресурс для организации долгосрочных проектов и исследовательской деятельности школьников.
Итак, основой реализации стандарта является системно-деятельностный подход в работе учителя с детьми, освоить который на лекциях и семинарах невозможно. Чтобы что-то освоить, приобрести навык, любой человек должен делать все сам, ошибаясь и задавая вопросы, получая тем самым свой личный опыт. Сколько бы мы ни прочитали книг и статей, навыков работы не получим. Это как при изучении иностранного языка: слов много знаешь, грамматику выучил, а говорить не можешь.
Эффект дают мастер-классы, в ходе которых идет не демонстрация «как надо», а обучение, когда учитель интенсивно работает (очно или дистанционно) под руководством ведущего и достигает своего личностного результата. По собственному опыту в роли участника таких мастер-классов понимаю, что помимо знаний я получаю нечто более ценное - развитие компетенций, что является основой для моей работы с детьми.

​Елена НЕЧИТАЙЛОВА, учитель химии лицея №1 города Цимлянска Ростовской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008»