Школа - это место, где дети мешают администрации и педагогам работать с документами.
Евгений Ямбург



Когда-то вся документация школы легко помещалась у секретаря на полке, да в учительской стояла тумбочка с журналами. Потом бумаги заполнили целый шкаф, потом - несколько шкафов. Теперь документами заняты стеллажи под потолок в разных кабинетах, а в бумажную круговерть кроме директора вовлекается все больше работников: его заместители, учителя-предметники, классные руководители, методисты. Складывается впечатление, что смыслом образования становится производство всевозможных планов, отчетов и, конечно же, программ. Знаете, сколько страниц занимает полный текст одной общеобразовательной программы? Думаете десятки? Сотни? Не угадали - тысячи. Ничего удивительного, что чаще всего в школах жалуются на обилие бумажной работы, которая отнимает силы, время и… мешает основной деятельности.
Если в обыденной школьной жизни преобладает традиция и проблема документов так или иначе может быть отодвинута на второй план, то накануне любых проверок, будь то лицензирование, аккредитация или контроль качества образования, отступать некуда, и вопрос становится ребром. Кстати, выбранный путь решения может многое рассказать об управленческой культуре конкретной организации. Кто-то заранее начинает искать аналогичные документы в открытых источниках и создает рабочую группу из числа своих сотрудников, кто-то обращается за помощью к профессионалам-юристам, а кому-то проще по-дружески попросить образцы для копирования у соседей, успешно прошедших аналогичную проверку. Узнаваемо? Сегодня на страницах «Учительской газеты» поговорим о том, как эффективно организовать работу с документами, чтобы и сотрудники не роптали, и проверяющие не придирались.
Вы найдете полезные рекомендации, которые позволят оптимизировать документооборот, значит, сберечь ваши силы и нервы.


Знаете ли вы, что…
- в каждой школе в 2015-2016 учебном году обязательно должны реализовываться как минимум четыре основные общеобразовательные программы: одна начального (по ФГОС), две основного (по ФГОС и не по ФГОС) и одна среднего общего образования (не по ФГОС);
- максимальное количество реализуемых в школе программ не ограничено;
- журнал не является финансовым документом;
- директор школы имеет право единолично и без каких бы то ни было согласований утверждать образовательные программы, реализуемые в руководимом учреждении;
- требования органов управления образованием об обязательной проверке учебных планов и календарных учебных графиков и о внесении в них изменений незаконны;
- никакие письма, отправленные любыми органами управления или организациями, не являются нормативными актами;
- номенклатура дел конкретной организации может не соответствовать примерной номенклатуре дел, разработанной министерством или иными органами управления;
- чтобы уставы образовательных организаций были изменены к 1 января 2016 года, разработку и процедуру утверждения нужно начать не позднее августа 2015 года.


Совет первый: чтобы идти в ногу со временем, введите электронный документооборот и не забывайте обновлять информацию на сайте.
Когда говорят о документах, то в первую очередь представляют горы бумаг с подписями и печатями, однако на самом деле бумажные носители обязательно требуются для довольно ограниченного круга документов. Устав следует распечатать, чтобы можно было сделать все положенные отметки; для лицензий и сертификатов используют специальные бланки, защищенные от подделок; не обойтись без бумаги при заключении договоров, потому что каждая сторона должна иметь на руках экземпляр с собственноручной подписью партнера; и конечно, бумажными являются ведомости, книги или журналы учета и аналогичные документы, в которых люди расписываются. Кроме того, если по закону требуется сохранять в архиве какие-то документы (например, сведения о выпускниках или работниках), то нужно соблюдать правила этих архивов и представлять документы на тех носителях, которые можно надолго сохранить. Хотя и архивы сейчас постепенно становятся электронными.


Проверьте себя
Должна ли школа обязательно печатать на бумаге следующие документы:
1) расписание занятий;
2) договор с работником;
3) план эвакуации при пожаре;
4) инструкции по работе с оборудованием;
5) штатные расписания;
6) штатные расстановки;
7) личные карточки работников;
8) табель форм документов, применяемых в организации;
9) журнал учета инструктажа по охране труда;
10) классные журналы;
11) экзаменационные ведомости;
12) базы данных (справочные, полнотекстовые, информационных систем).
Ответы: 1) нет, 2) да, 3) да, 4) нет, 5) нет, 6) да, 7) да,
8) нет, 9) да, 10) нет, 11) да, 12) нет.


Как хранят небумажные варианты документов? Доступны различные электронные носители, включая сетевые. Еще в 2008 году была разработана Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 07.02.2008 №Пр-212). Согласно ее целевым показателям к 2015 году доля электронного документо­оборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота должна была составить 70%. Также переход на электронный документооборот зафиксирован в постановлении Правительства РФ от 06.09.2012 №890 (в ред. от 21.07.2014) «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
На дворе 2015 год, что же мы имеем на практике? Отсканированные приказы и иные документы размещены на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, причем все необходимые реквизиты, подписи и печати, штамп Министерства юстиции наличествуют даже при отсутствии бумаги. Таким же образом рассылаются по электронной почте письма и информационные материалы. Налицо научно-технический прогресс и IT-компетентность работников министерства.
А как в школах? По результатам ПНПО все они получили доступ к информационным технологиям, закупили компьютеры и периферийные устройства, обучили сотрудников, то есть не существует никаких препятствий для перехода к электронному документообороту. Что для этого потребуется? Решение органа управления организацией и соответствующий локальный нормативный акт.
Какой именно акт следует принять и издать? И как вообще организовать работу с документами при электронном документообороте?
Для начала вспомним, что локальный нормативный акт (ЛНА) - это письменный официальный документ организации, принятый (изданный) в определенной форме в пределах ее компетенции и направленный на установление, изменение или отмену норм, регулирующих ее деятельность. Локальным актом высшей юридической силы в организации является ее устав. Локальные нормативные акты издаются на основе и во исполнение законодательства (включая федеральные законы и кодексы, региональные законы, а также подзаконные акты и нормативы различных органов исполнительной власти) в части реализации всех видов деятельности образовательной организации, осуществляемых на основании ее устава.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (273‑ФЗ) в общее наименование «локальные нормативные акты» устав организации не входит.
Требования к перечню локальных нормативных актов, которые обязательно должны быть размещены на официальном сайте образовательной организации, установлены в статье 29 Закона «Об образовании в РФ». Порядок размещения и обновления информации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №582.
Законодательно порядок разработки локальных актов не установлен, поэтому образовательные организации могут определять его самостоятельно, например, так.
Сначала выявить те вопросы, по которым требуются локальные нормативы. На этом этапе важно решить, возможно или обязательно нормирование конкретной деятельности или требований? Например, до вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 №148‑ФЗ установление требований к одежде обучающихся относилось к компетенции образовательной организации, и, следовательно, любая школа могла самостоятельно решать, нужно ли вводить форму. Однако после 15 июня 2014 года требования к одежде обучающихся государственные и муниципальные школы должны устанавливать в соответствии с региональными типовыми требованиями, утвержденными в соответствующих субъектах Российской Федерации. Часть 1 статьи 38 273‑ФЗ дополнительно устанавливает, что локальные нормативные акты должны приниматься «с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии)». Таким образом, становится очевидно, что локальный акт нужен обязательно, он основывается на региональном нормативном акте, а процедура его утверждения включает этап согласования.
Вторым шагом разработки ЛНА является установление сроков. Часто нужная дата уже содержится в законе или приказе. Например, наименования образовательных организаций и их уставы должны быть изменены до 1 января 2016 года, следовательно, разработку и принятие этих документов нужно начинать заранее, учитывая установленные сроки прохождения этапов согласования и утверждения. Практика показывает, что запланированные сроки надо увеличить хотя бы на треть, а лучше наполовину, с учетом возможных осложнений и нестыковок.
Еще одна хитрость связана с созданием рабочей группы. Значительно удобнее и быстрее творческому коллективу параллельно работать над комплексом тематически связанных локальных актов, нежели поручать отдельным исполнителям разработку конкретных локальных актов. (См. таблицу.)
Проект ЛНА обязательно должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка. Подготовленные проекты следует согласовывать с установленным кругом заинтересованных лиц и (или) организаций, при необходимости проекты следует доработать с учетом внесенных замечаний. Цикл согласований может повторяться несколько раз.
Завершающий этап работы над локальным нормативным актом - его принятие или утверждение. Для всех документов, требующих учета, исполнения и использования в справочных целях, обязательна регистрация, то есть запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения (ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 №28). Документ регистрируется в день его утверждения руководителем организации или иным уполномоченным представителем органа. Регистрационные формы разрабатываются учреждением самостоятельно. Традиционно в сфере образования локальные акты принимают путем издания приказа руководителя (с приложениями). Хотя возможны и абсолютно законны и иные способы, например, принятие коллегиальным органом управления в рамках его полномочий или голосованием общего собрания коллектива с последующим утверждением подписью руководителя на титульном листе (разумеется, при условии, что эти способы закреплены соответствующими локальными нормативными актами конкретной организации, включая устав).

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально.
Организация может вносить изменения в локальные акты:
- в связи с вступлением в силу либо изменением закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения;
- по собственному усмотрению (важно, чтобы принимаемые локальные акты не ухудшали положение работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством об образовании, коллективными договорами, соглашениями).

Основания для прекращения действия локального акта или отдельных его положений:
- истечение срока действия (если при разработке локального акта был определен период его действия);
- вступление в силу закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным актом.

Работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами:
- подписью лица на листе ознакомления, где должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица, такие листы могут быть приложением к трудовому договору работника или к материалам личного дела обучающегося;
- подписью лица в отдельном документе - журнале ознакомления с локальными актами. В отличие от листа ознакомления такой журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными актами.
Все локальные акты, так или иначе затрагивающие права обучающихся и их родителей, обязательно должны быть доведены до их сведения. Самый простой способ - размещение на официальном сайте школы. Выбор этих документов остается за организацией, но в статье 29 273‑ФЗ приводится перечень обязательных локальных нормативных актов.


Проверьте себя
Должна ли школа обязательно разместить на сайте следующие документы (копии):
1) копию устава;
2) копии личных дел сотрудников;
3) перечень сотрудников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
4) коллективный договор;
5) полные тексты образовательных программ;
6) учебные планы;
7) режим занятий обучающихся;
8) о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
9) классные журналы;
10) экзаменационные ведомости;
11) о языках образования;
12) правила приема обучающихся;
13) протоколы заседаний педагогического совета.

Ответы: 1) да, 2) нет, 3) да, 4) да, 5) нет, 6) да, 7) да, 8) да, 9) нет, 10) нет, 11) да, 12) да, 13) нет.


Порядок размещения документов на сайте в свою очередь должен устанавливаться локальным нормативным актом, например, таким:


НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИКАЗ
«___» _________20___                                                                       №__

Об утверждении Положения об официальном сайте
______________________________ в сети Интернет
    (наименование организации)
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273‑ФЗ от 29.12.2012 и Правилами размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2013 №582, а также ________________________________________________________
                       (наименование регионального нормативного и (или) правового акта)
в целях обеспечения информирования граждан и для формирования единой инфраструктуры информационных ресурсов образовательных организаций
________________________________________________________________
(наименование региона или муниципалитета)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение об официальном сайте
________________________________________________________________
(наименование организации) в сети Интернет (Приложение 1 к настоящему приказу).
2. Внести следующие изменения в штатное расписание (предлагаются альтернативные варианты):
- должность «_____________» заменить на «____________»;
- дополнить штатное расписание должностью «_____________________»;
- иное (решение в каждой конкретной ситуации отличается).
3. Внести следующие изменения в штатную расстановку (указать должности, ФИО назначенных):
назначить (например):
ответственным за работу сайта (администратором сайта) _______________________________________________________ ;
редактором сайта __________________________________________ ;
ответственным за контроль размещенной на сайте информации ___________________________________________________.
4. Разработать до «____» ______________ 20___ г. проект(ы) дополнительного(ых) трудового(ых) соглашения(й) для назначенного(ых) работника(ов) с указанием условий труда и оплаты.
5. Ознакомить _______________________ (ФИО назначенных) с настоящим приказом и проектом(ами) дополнительного(ых) трудового(ых) соглашения(й).
6. Срок вступления в действие - после подписания дополнительного(ых) трудового(ых) соглашения(й) (не ранее 2 мес.).
7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

Совет второй: чтобы в любых ситуациях быть на коне и сохранять душевный покой, поработайте над номенклатурой дел.
Для ведения образовательной деятельности по ФГОС требуется оформлять документы, которых ранее в школах не было, а другие, которые были всегда, оказываются вовсе не обязательными. Где найти нужный документ? Сколько лет следует его хранить? Как часто следует обновлять? Ответы на все эти вопросы имеются в номенклатуре дел каждой организации, которая представляет собой систематизированный перечень заголовков создаваемых в организации дел с указанием сроков их хранения. А дело в свою очередь - это либо отдельный документ, либо совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных под единую обложку.
Номенклатура дел создается с целью зафиксировать структуру документального фонда организации и закрепить схему группировки документов, возникающих по всем вопросам деятельности, в дела. Если говорить менее казенно, номенклатура дел позволяет систематизировать работу с документами, буквально разложить их по полочкам и всегда знать, что и когда происходило и будет происходить в организации.

Заголовок дела должен в обобщенной форме точно раскрывать основное содержание и состав документов дела, чтобы исполнители ничего не перепутали. Чаще всего первыми словами заголовка бывают:
- «Дело…» - так всегда называют собрание материалов для суда, а в школе это слово используют в личных делах сотрудников и учеников.
- «Переписка…» - очевидно, что под такой обложкой собраны письма.
- «Документы…» - тематически единые, но не связанные последовательностью делопроизводства разнородные документы, в том числе пакет приложений и (или) образцов к какому-либо документу, например, «Документы к положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» могут включать в себя макеты ведомостей учета успеваемости, макеты и примеры оценочных средств, методические рекомендации по их применению; часто в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности входящих в состав документов, например «Документы о проведении конференций (планы, списки участников, тезисы докладов)».
- «Книга…» или «Журнал…» - объединение списков с пометками.

Названия должны быть конкретными, точными и понятными, например:
- «Переписка с общеобразовательными организациями ______ (наименование) муниципального района по вопросам организации работы школьных библиотек»;
- «Личное дело работника ________ (ФИО)»;
- «Копии медицинских книжек сотрудников столовой».

Возможны и иные заголовки, но в любом случае они должны быть четкими и недвусмысленными. Не допускается употребление в заголовке дела некорректных формулировок («разные материалы», «общая переписка» и т. п.), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов.
В заголовках дел, содержащих однородные документы, можно использовать номинальный признак и указать названия видов или подвидов документов, помещенных в данное дело, например «Приказы по кадрам», «Должностные инструкции педагогических работников» или «Докладные и служебные записки классных руководителей».
Можно использовать предметно-вопросный признак и отразить в заголовке, по какому вопросу созданы документы, помещенные в данное дело, например «Переписка с органами опеки и попечительства по вопросам выявления, учета и профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации». Если вместо вопроса указывать корреспондента, то такой заголовок использует корреспондентский признак, например «Письменные обращения в Министерство образования и науки».
В том случае когда документы, помещенные в дело, принадлежат одному автору (в том числе коллективному), можно использовать авторский признак, например «Протоколы заседаний методических комиссий» или «Решения педагогического совета».
При группировке однородных документов в составе переходящих дел за определенный период времени можно использовать хронологический признак, например «Учебный план основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в ___________ (наименование организации) в 2015-2016 учебном году».
Возможно использовать в названии географический признак, указывая группы авторов или корреспондентов, объединенных местонахождением, например «Договоры с организациями культуры и спорта ______ (наименование муниципалитета) по совместной реализации образовательных программ в сетевой форме».
Если в деле хранятся копии, то следует сделать об этом отметку, например «Приказы по основной деятельности. Копии». Ссылку на подлинность документов, хранящихся в деле, не делают, ведь в противном случае слово «подлинник» пришлось бы включать в подавляющее число заголовков дел.
Некоторые заголовки дел с небольшими изменениями можно взять из существующих перечней документов со сроками хранения. Это, во-первых, даст вам готовые корректные заголовки, а во-вторых, облегчит поиск статьи и срока хранения дела.

Внутри дел документы располагаются в определенной последовательности согласно выбранному принципу, например:
- вопросно-логический (письмо-запрос, письмо-ответ и т. д.);
- хронологический (документы располагаются по хронологии событий);
- алфавитный (например, заявления, предложения, докладные записки располагаются по первым буквам фамилий авторов);
- нумерационный (по порядку регистрационных номеров документов).
Все организации независимо от сферы деятельности, формы собственности и иных особенностей имеют аналогичные типовые управленческие функции и соответственно должны выделять типовые управленческие системы документации:
- организационно-распорядительная документация, включающая комплекс кадровых документов;
- документы по долгосрочному и краткосрочному планированию;
- документы по административно-хозяйственному обслуживанию;
- финансовая, учетная и отчетная бухгалтерская документация;
- отчетно-статистическая документация;
- документация по труду;
- документация Пенсионного фонда Российской Федерации
- и др.

Как же обстоит дело с номенклатурой дел в школах? Следует признать, что в подавляющем большинстве организаций такие документы имеются, но содержание их существенно разнится. Почему? Попробуем в этом разобраться на конкретных примерах. Для начала вспомним, что существует три вида номенклатур дел:
- типовая номенклатура дел является ведомственным нормативным документом и устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, подчиненных единому органу управления;
- примерная номенклатура дел не является нормативным документом и потому носит рекомендательный характер, устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве тех организаций, на которые она распространяется, при этом подчинение единому органу необязательно;
- индивидуальная номенклатура дел (номенклатура дел конкретной организации) - локальный нормативный документ, основывается на типовой номенклатуре дел (при ее наличии), может, но не обязана учитывать примерную номенклатуру дел; заголовки дел из типовой и (или) примерной в конкретную номенклатуру дел переносят с учетом специфики конкретной организации, то есть возможно не только уточнение и конкретизация заголовков, но и изменения в самом перечне; в то же время сроки хранения дел переносятся в индивидуальную номенклатуру без изменений.

При составлении индивидуальной номенклатуры дел следует руководствоваться учредительными документами организации (уставом), типовыми и(или) примерными номенклатурами дел (при их наличии), нормативными требованиями к хранению определенных документов в архивах, штатным расписанием, положениями о структурных подразделениях, иными локальными нормативными актами организации, программами, планами и отчетами о работе, перечнями документов с указанием сроков хранения, номенклатурами дел за предыдущие годы. Желательно также учитывать практику ведения делопроизводства, сложившуюся в конкретном образовательном учреждении, поэтому индивидуальная номенклатура дел составляется сотрудниками, осуществляющими документационное обеспечение организации с привлечением администрации, включая руководство структурных подразделений, которые могут оценить перспективы развития организации, что позволит предусмотреть состав документов, которые могут появиться в будущем.
Индивидуальная номенклатура дел конкретной организации должна отражать все документы, образующиеся в деятельности образовательного учреждения, в том числе не предусмотренные типовой и примерной номенклатурами дел. В каждой конкретной номенклатуре дел могут отсутствовать целые разделы, предусмотренные типовой или примерной, если соответствующая деятельность не ведется. В частности, в номенклатуры дел образовательных организаций, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность через централизованную бухгалтерию, не включаются документы, предусмотренные разделом «Бухгалтерский учет и отчетность».
Индивидуальная номенклатура может быть построена как по функциональному (по направлениям деятельности), так и по структурному принципу (по структурным подразделениям).
Одному заголовку дела из типовой или примерной номенклатуры дел могут соответствовать два или несколько заголовков индивидуальной номенклатуры дел. Так, например, заголовок «Переписка по административно-хозяйственным вопросам» может быть заменен заголовками «Переписка о благоустройстве пришкольной территории», «Переписка о проведении работ по телефонизации и созданию локальных компьютерных сетей» и т. д. Также несколько заголовков дел типовой или примерной номенклатуры могут объединяться и включаться в индивидуальную номенклатуру как одно дело. Например, «Нормативные акты органов местного самоуправления» и «Приказы управления образования администрации ______________ (наименование субъекта)» при небольшом объеме могут откладываться в одном деле с соответственно измененным заголовком.
В номенклатуре дел, построенной по функциональному принципу, разделами служат основные функции или направления деятельности, которые располагаются в порядке их значимости. Например, могут быть определены следующие разделы: руководство или административная деятельность, учебно-воспитательная работа, финансово-хозяйственная деятельность, работа с кадрами и т. д. В номенклатуре дел, построенной по структурному принципу, разделами являются наименования структурных подразделений в последовательности, установленной штатным расписанием.

Содержательная часть номенклатуры представляет собой таблицу, состоящую из пяти граф.

Индекс дела    Заголовок дела    Кол-во единиц хранения    Срок хранения дела    Примечания
                


В столбце 1 проставляются индексы каждого дела. Индексы обозначаются арабскими цифрами и представляют собой цифровое обозначение раздела (направления деятельности или структурного подразделения) и порядковый номер заголовка дела в пределах раздела. Группы цифр индекса отделяются одна от другой с помощью тире.
В столбце 2 размещают заголовки дел, они должны быть краткими и четкими.
Столбец 3 заполняется в конце года. Поскольку в одну папку помещается не более 250 листов, при превышении заводится следующая папка с этим же заголовком и индексом, а для идентификации вводится дополнительная нумерация по томам. Эту графу заполняют последней.
Номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве; также используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения. При указании срока хранения ссылаются на номера статей по перечню. В одном деле нельзя объединять документы, имеющие временный и постоянный сроки хранения. При включении в дело документов, имеющих различные сроки хранения, в номенклатуре указывается максимальный срок. Сроки хранения электронных документов соответствуют сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях.
Столбец 5 предназначен для проставления отметок:
- о заведении дел;
- о переходящих делах;
- о передаче дел;
- о выделении дел на уничтожение и др.
Для дел, состоящих из электронных документов и баз данных, в этой графе проставляется отметка «в электронном виде».
Таблица в готовой индивидуальной номенклатуре дел должна быть заполнена полностью, за исключением графы 3, которая обычно заполняется по окончании календарного года, когда становится ясно, сколько документов отложилось в деле. Особенностью делопроизводства общеобразовательных организаций является формирование дел за учебный год.

Постоянные сроки хранения дел определяются в соответствии с нормативными федеральными и региональными требованиями, например Приложением к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. №558. Временные сроки хранения могут оговариваться примечаниями, согласно которым дело должно храниться в течение установленного срока (истечения срока действия договора, по окончании расчетов, при условии завершения проверки и т. д.). Кроме постоянного и временного сроков хранения для некоторых дел практического значения применяются сроки «до минования надобности» (ДМН) и «до замены новыми» (ДЗН). Такие документы (инструкции, методики или копии документов), в основном присланные из вышестоящих организаций для сведения, хранятся до минования практической надобности или замены новыми. Отметка «ДМН» означает, что документы имеют только практическое значение и срок их хранения определяется самой организацией, но не может быть менее одного года.

Совет третий. Чтобы успешно выполнить требования ФГОС, напишите хорошую образовательную программу.
Но это уже совсем другая история. К этой теме мы еще обязательно вернемся на страницах «Учительской газеты». Следите за нашими публикациями!

​Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист, эксперт «Учительской газеты», член авторского коллектива по разработке нормативных и правовых актов в области образования