Проблему исследования обозначила следующим образом: противоречия в интеллектуальном и личностном развитии подростков приводят к возникновению социально-эмоциональных проблем.

Актуальность, теоретическая значимость проблемы, а также наличие противоречий в существующих подходах к ее рассмотрению определили выбор темы - «Индивидуально-личностное развитие подростка как фактор преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем».

Цель исследования: разработка педагогических условий предупреждения социально-эмоциональных проблем у подростков.

Объект исследования: воспитательный процесс.

Предмет исследования: индивидуально-личностное развитие подростков.

Гипотеза исследования: если развивать интеллектуальную и индивидуально-личностную сферу подростка, то это, возможно, приведет к предупреждению социально-эмоциональных проблем.

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
1. Провести анализ и осмысление существующих подходов к проблеме в философской, социологической, педагогической и психологической литературе.
2. Провести диагностику с подростками, родителями.
3. Разработать и внедрить программу воспитательной работы.
4. Провести анализ результатов работы.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие строить жизнь, достойную человека.
Сегодня в школьном образовании и воспитании основные проблемы возникают с подростками 7-9-х классов. Мой класс не стал исключением.
В 2013 году качественная успеваемость снизилась на 5%, тестирование уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика А.А.Андреева) показало низкий результат - 2,3 балла, уровень воспитанности (методика Н.П.Капустиной) был низким -
1 балл (средний по школе составил 1,2). Диагностика интеллекта (методика Р.С.Немова) определила, что 28% ребят имеют высокий уровень интеллекта, 52% - средний. Эти противоречия выявили проблему в интеллектуальном и физическом развитии подростков. Подростки недовольны изменениями в своей внешности (60%). Важным является общение не с семьей, а с ровесниками для 60%. Родители отметили следующие проблемы воспитания: успеваемость в школе (49%), воспитание трудолюбия (48%), конфликтность (45%).
 Изучая статьи Л.С.Выготского, Р.С.Немова, Д.И.Фельдштейна, выяснила, что подростковый возраст - благоприятный период для формирования личности, сознательной и ответственной за свои действия. Следовательно, я что-то делаю не так и надо менять подход к воспитательной работе. Опыт работы с предыдущими выпусками, знакомство с новыми стандартами, посещение курсов «Социально-педагогические и социально-психологические технологии в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС» в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования привели к постановке актуального для меня вопроса: как нужно организовать воспитательную работу в классе, чтобы развить интеллектуальные и индивидуально-личностные способности подростка.
 Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте - включение подростков в ситуации выбора, в том числе выбора ценностных ориентаций, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков.
 В течение педагогической работы у меня выработались определенные принципы, но только сейчас они сформировались в программу воспитательной работы «Исток».

Цель: создание условий для индивидуального развития личности, живущей в согласии с самой собой, с окружающей действительностью.

Задачи
1. Формировать устойчивый интерес к знаниям, способность к самообразованию.
2. Способствовать сплочению классного коллектива путем формирования социально активной позиции каждого ученика.
3. Развивать желание поступать в реальных жизненных ситуациях сообразно полученным нравственным знаниям.
4. Использовать активные и нестандартные формы внеклассной деятельности учащихся, отвечающие  их  интересам и возможностям.
Сегодня на первый план выдвигается формирование личностных, предметных и метапредметных результатов освоения подростками образовательных программ, что возможно, только если личность развивается гармонично, живет в согласии с собой и окружающим миром. ФГОС ориентирован на становление таких личностных характеристик подростка, как толерантность, умение вести совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций.

Основными направлениями воспитательной работы считаю интеллект, самопознание, труд, общение, культуру здорового образа жизни. Все направления взаимосвязаны. Если повышать интеллект, то нужно развивать самопознание, общение также зависит от многих факторов. В программе реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, формирует психологический климат, укрепляет и развивает отношения во всем школьном коллективе. Воспитательная программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся, отвечает их интересам и увлечениям.
 Социальная природа человека такова, что он испытывает потребность в общении, находится во взаимодействии с другими людьми, одновременно является участником большого числа социальных групп: семьи, школы, школьного класса, спортивной секции, организации. Поэтому важно сформировать в ребенке навыки общения и сотрудничества.
 Метапредметность современного образования предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общих учебных умений, развитие самостоятельности и освоение универсальных учебных действий.
Результат работы - досуговая занятость подростков, в частности участие в волонтерском и патриотическом движении, занятия в кружке робототехники.
Индивидуально-личностное развитие подростка обусловливает достижение социального успеха, характеризует творческое отношение ребенка к себе и своему бытию и способствует преодолению и предупреждению социально-эмоциональных проблем.
 Критериями оценки качества деятельности классного руководителя являются достижение подростками более высоких показателей обучения и воспитания, результаты учебной и внеучебной деятельности.
 
При разработке и внедрении программы использовала опыт своей социальной и волонтерской работы. Актуальность выбранной темы подтвердил областной семинар «Социально-педагогическое управление агрессивным поведением в образовательной среде» (Тюмень, 2014 г.).

Повторное исследование выявило ряд позитивных изменений:
- повысился уровень обученности с 33 до 50%;
- уровень психологической комфортности, удовлетворенности общением с одноклассниками и окружающими повысился с 2,3 до 3 баллов;
- повысился уровень воспитанности с 1 до 1,25 балла, уровень сформированности нравственности - с 42 до 62%;
- повысился процент занятости подростков во внеурочное время с 72 до 100%.

У каждого из нас есть своя формула счастья, успеха, удачи, как хотите, так и называйте ее. Время от времени ее необходимо пересматривать, совершенствовать. Переосмыслив стиль и направления воспитательной работы, я достигла поставленной цели и подтвердила гипотезу: если развивать интеллектуальную и индивидуально-личностную сферу подростка, это приведет к преодолению и предупреждению социально-эмоциональных проблем.
Это мой третий класс. С ними я заново переживаю все трудности и радости формирования дружного коллектива. Я стараюсь жить жизнью детей, делиться с ними всем, что мне интересно, что меня волнует и радует, стараюсь быть помощником на жизненном пути. Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, дружелюбие - вот на чем строятся наши отношения.

Прим. ред.: Воспитательная программа «Исток» и мастер-класс «Эмоционально-личностное развитие как фактор преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем» Ирины Кузьминых опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/989.

​Ирина КУЗЬМИНЫХ, учитель физики и математики голышмановской средней школы №4 Тюменской области, победитель X Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»