Со стороны ребенка должны иметь место осмысленное движение в предмете, тренировка  способности определять цели и средства своего учения, осуществлять контроль, оценку и рефлексию.
Образовательная система со своей стороны берет на себя создание условий для такого движения - межпредметные циклы уроков, погружения, неурочные формы. Еще один вариант методической поддержки - разработка и реализация учениками индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Есть разные предположения о том, что такое индивидуальный образовательный маршрут. Например, считается, что ИОМ разрабатывают педагоги для слабых детей, чтобы скорректировать их обучение. Но если иметь в виду  новые задачи, которые встают в связи с введением ФГОС и касаются каждого ученика, то ИОМ в первую очередь  средство достижения личностью самостоятельно поставленных (скорректированных) предметных и непредметных целей.
При этом мы видим, учителя готовы приветствовать тот факт, что ИОМ отражает  индивидуальные способы деятельности, с помощью которых обучающийся постигает ЗУН и обретает компетенции, но сложнее понимают, как в предмете может быть индивидуальное содержание.
Если вы хотите поддерживать ИОМ учеников для раскрытия индивидуальных потребностей и возможностей школьников, рекомендуем вам следующее.

Схема цикла уроков
Введение в цикл уроков: обозначение учителем целей, числа уроков, возможностей выбора; составление групповых и индивидуальных карт изучения цикла; заявка учеников на маршруты.
Основная часть цикла: работа с учителем, в парах, самоподготовка; выполнение и коррекция ИОМ.
Завершение цикла: самооценка  результатов движения по ИОМ, рефлексия движения по ИОМ.

Список документов для работы с ИОМ
Карта диагностики исходных условий образовательной организации, педагогических компетенций, компетенций учащихся.
Школьное положение об ИОМ, изменения в других документах/регламентах.
Методические рекомендации по работе с ИОМ.
Макеты документов для учителей: обновленная рабочая программа (например, в логике учебных модулей), обобщенные планы изучения тем, журналы контроля, рефлексивный дневник, технологическая карта урока.
Пакет документов для учащихся: индивидуальная карта движения по темам учебной дисциплины, график прохождения индивидуального образовательного маршрута, маршрутная план-карта изучения темы и другие.
Материалы для работы с родителями (материалы беседы, схемы, опросник).

Список продуктов
Материалы диагностики.
Модель ИОМ в своем предмете.
Обновленная рабочая программа (например, в логике учебных модулей), обобщенные планы изучения тем, журналы контроля, рефлексивный дневник, технологические карты уроков.
Пакеты документов учащихся: индивидуальная карта движения по темам учебной дисциплины, график прохождения индивидуального образовательного маршрута, маршрутная план-карта изучения темы и другие.
Материалы  работы с родителями (материалы беседы, схемы, опросник).
Видеозаписи уроков, отзывов, работы с родителями.
Тематические материалы в свободном  доступе: http://wp.worldtutors.ru/wppage/individualizaciya-pri-obuchenii-shkolnym-predmetam.

​Мария ЧЕРЕДИЛИНА;  Максим БУЛАНОВ, учитель, тьютор