Фактически ФГОС как рамочный документ дополняется Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в школах. Образовательная система, которая некогда была посредником между стандартом и учителем (система конкретизировала ответы на вопросы, чему и как учить), перестала существовать. Конечно, авторы УМК стараются обучать учителей их использованию,  но УМК  не система обучения, и при недостатке компетенций учителю ничего не остается, как быть транслятором учебника. Но необходимость разработки целостной ООП требует от ее участников особых компетенций, назовем их условно методическими.
Реализация системно-деятельностного подхода - тоже история новая и неновая для нашего образования. С одной стороны, ясно: нужно, чтобы учитель владел технологиями  организации проектной деятельности, групповой работы, самостоятельной работы и так далее... Выбор технологий, их адаптация с учетом особенностей контингента обучающихся и предмета тоже ложатся на учителя. И здесь мы очерчиваем поле для особых компетенций учителя, сходных с компетенциями учителей развивающего обучения.
Индивидуализация - особый тренд в сегодняшнем образовании. Принцип индивидуализации подчеркивает право ученика на личный, нестандартизированный  образовательный запрос. Специальное сопровождение этого процесса может оказывать специальный педагог - тьютор, чья должность появилась в перечне педагогических должностей в России в 2008 году. Но и обычный учитель оказывается в ситуации, когда все вокруг него пронизано ожиданием индивидуализации. Учитель стоит перед необходимостью как минимум дифференцировать обучение (о чем на разные лады, но однозначно говорит и Профессиональный стандарт педагога), а как максимум выйти на индивидуализацию в учебном предмете, реализовывать определенные тьюторские компетенции.
Интересный поворот связан с тем, что сегодня оспорена роль школы как единственного варианта получения общего образования. По Закону «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получено в семейной форме, а в школе - в очно-заочной и даже заочной форме. Право на индивидуальный учебный план имеют все ученики, не только в старших классах или по состоянию здоровья. Значит, востребованы компетенции учителя по взаимодействию с родителями, которые настроены на, казалось бы, нестандартные, но абсолютно законные форматы обучения ребенка.
И наконец, необходимость принимать множество решений здесь и сейчас требует от педагогического коллектива в целом и каждого учителя в частности компетенций продуктивного сотрудничества в ситуациях с высокой степенью неопределенности, разнополюсности мнений, множественности решений.

​Мария ЧЕРЕДИЛИНА, эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации, эксперт Центра профессионального образования ФИРО, кандидат педагогических наук, maria.cheredilina@worldtutors.ru