- Сергей Александрович, как появилась идея проекта?
- Начнем с того, что национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в 2008 году определила стратегическую задачу образования: создание современной школы, способной раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, к учебе.
Затем появилась целая серия федеральных стратегических нормативных документов. Они регламентировали необходимость создания особых условий выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования.
Школе нужна была помощь комплексная - и ресурсами, и знаниями, и технологиями, и кадрами. Именно это соображение и легло в основу проекта специализированных классов.

- Четыре года назад, на старте проекта, спецклассов было двадцать три. Сколько их сейчас?

- Сегодня нами открыто 228 специализированных классов в 55 образовательных организациях Новосибирской области, в том числе 178 естественно-научного и математического направлений, 50 инженерно-технологического направления.
Надо сказать, что мы были готовы к реализации проекта. В области была сформирована творческая среда для выявления особо одаренных, талантливых ребят. Эффективно решала задачу поиска талантов знаменитая ФМШ - ныне Специализированный учебно-научный центр НГУ. Активно работали лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов. В регионе целенаправленно действовала система дополнительного образования детей: тысячи ребят занимались научно-техническим творчеством. И многие школьники успешно выступали в олимпиадном движении, побеждали на интеллектуальных турнирах и в тематических конкурсах.

- Каким образом определяются количество классов, направления образовательной программы?
- Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области определяет и порядок сопровождения, и критерии оценки качества образования, и порядок вхождения в проект. Классы открываются по итогам конкурса образовательных организаций. Важное условие - высокий уровень управления качеством образования и управления проектной деятельностью в школе.
Школьники проходят конкурсный отбор, образовательная организация сама определяет критерии. Добавлю, что организация образовательного процесса, выбор учебных программ, предметного содержания с самого начала осуществляются по опыту СУНЦ НГУ. Поэтому научные руководители по предметным областям - физика, химия, биология, математика - преподаватели этого уникального образовательного учреждения. 50 процентов занятий ведут сотрудники вузов Новосибирска и Сибирского отделения Российской академии наук. Отмечу, что это не только преподаватели, но и аспиранты и студенты, которые организуют научно-исследовательскую, проектную работу.
В образовательных учреждениях в спецклассах работают педагоги с высшей квалификационной категорией. Они регулярно встречаются на специальных мастер-классах, тренингах, семинарах, курсах повышения квалификации.

- Одна из целей проекта - подготовка выпускников к осознанному выбору профессий инженерной направленности. Как решается эта задача?
- В специализированных классах создана эффективная система профориентации с акцентом на политехнизацию, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, тьюторские модели сопровождения учебной деятельности.
Содержание образования в спецклассах направлено, с одной стороны, на углубленное изучение базовых дисциплин, а с другой - междисциплинарных программ, что в совокупности формирует инженерные компетенции для решения смежных или комплексных, в том числе производственных, задач.
Надо сказать, что повышенный норматив финансирования позволяет делить классы не только на подгруппы по профильным предметам, но и на спецкурсы. Их перечень разнообразен: решение олимпиадных задач, ТРИЗ, робототехника, 3D-моделирование и прототипирование, инженерное дело, инженерная графика, бионика, практическая физика, химия, резка и сварка металлов, моделирование и конструирование, фармацевтическая химия и другие.

- В феврале 2015 года губернатор В.Ф.Городецкий утвердил Концепцию программы реиндустриализации экономики Новосибирской области. Судя по всему, специализированные классы в нее органично вписываются.
- Да, программа реиндустриализации ставит перед образованием задачи - определить, чему мы должны сегодня начать учить школьников, к чему готовить учителей и преподавателей вузов, с тем чтобы через 15 лет они смогли работать в компаниях, которые в свою очередь через 20 лет определят технологический, а значит, экономический и социальный ландшафт эпохи.
Это требует изменений в организации специализированного образования, нужна актуализация задач проекта. В частности, это существенное опережающее повышение уровня базового и дополнительного образования в специализированных классах на основе новых постоянно обновляемых прикладных знаний, междисциплинарных программ. Усиление инженерной и технологической составляющих в образовательной программе. Развитие научного и технического творчества ребят, воспитание интереса к исследованиям и изобретательству: нужно показать, как математика, физика, химия «работают» в современной технике.
Здесь несколько существенных аспектов. Во-первых, для формирования мотивации получения инженерного образования и школьникам, и родителям важно знать, куда выпускники могут поступить после окончания школы. Поэтому образовательные учреждения ведут информационную работу. Кроме этого нужно понимать, где будут востребованы выпускники вузов, какие производства уже сегодня готовы получать таких специалистов.
А старшеклассники и студенты должны получать опыт разработки реальных технологий и продуктов и иметь возможность проходить производственную практику в реальных условиях.
- Есть примеры?
- Конечно. В лицее №176 г. Карасука создали фрезерный станок с ЧПУ, сейчас проходят сертификацию с перспективой выхода на рынок школьного оборудования.
В лицее №2 г. Купино школьное конструкторское бюро выполняет заказ подмосковной фирмы «ОРС» на разработку опытных образцов датчиков температуры и давления.
В новосибирской СОШ № 12, где функционирует сеть из 7 специализированных классов инженерно-технологического направления, разработали конструкцию высокотехнологичной теплицы, оснащенной солнечными батареями.
Совместно с НГУ и НГАЭиУ и Ольденбургским университетом в специализированных классах апробируется школьный курс экономики 8-9-х классов, практическая составляющая курса - разработка технических задач и их монетизация (превращение в конкретный продукт).
Школьное конструкторское бюро СОШ №165 г. Новосибирска сотрудничает с компанией «Тайра» и механическим факультетом НГТУ по решению производственных и конструкторских задач.
В школьном технопарке образовательного центра «Горностай» школьники получают проектные задания для разработки программного обеспечения, в частности, в течение месяца работали над реальной задачей для компании «Дата Ист», были официально трудоустроены и получили заработную плату.
- Какие еще показатели могут охарактеризовать результаты работы программы?
- Увеличилось количество участников, победителей и призеров олимпиад,  конкурсов, турниров, конференций различного уровня, в том числе не по профильным предметам (спортивного, художественно-эстетического направлений).
Могу привести, например, результаты ЕГЭ в 2014 году. Увеличился выбор ЕГЭ по профильному предмету - химию выбрали 72% школьников (в 2013 году - 59%), физику- 66% (в 2013-м - 57%).
В два раза увеличилось количество поступивших в НГУ, НГТУ, другие вузы Новосибирска (с 16 до 30,5%), около 12% - в вузы других регионов. Около 80% выпускников спецклассов выбирают инженерные специальности.
Недавно в Казани в рамках финала национального чемпионата инженерных профессий WorldSkills Russia проходил первый национальный чемпионат профессионального мастерства среди школьников по программе Junior Skills. Наши ученики заняли I место в компетенции «Мехатроника». И совсем свежие новости - российская сборная, состоящая из новосибирских школьников, снова, как и год назад, завоевала серебряные медали на XXVIII Международном турнире юных физиков, который завершился 4 июля в Таиланде.