Андрей ЕВТЮХОВ, директор основной школы д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область:
- Главная проблема - переоснащение по новым стандартам, нехватка финансирования для приобретения федерального комплекта учебников. Поэтому на будущий учебный год у нас только 5-е и 6-е классы получат эти комплекты. Учебники для 7-9-х классов, к сожалению, будут обновлены не в полном объеме. Самостоятельно сельской школе трудно найти средства для решения этой проблемы.

Ольга ГУЛЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора школы с. Вторые Тербуны, Липецкая область:
- Наша школа является базовой региональной апробационной площадкой по введению ФГОС, в сентябре мы уже будем обучать по новым стандартам 7-й класс, в 5-м и 6-м они уже отучились. Я, как учитель и администратор, вижу два основных сложных момента. Не всегда учитель, даже пройдя курсовую подготовку, сам готов перестроиться на работу по новым требованиям. А вторая проблема - в повсеместном сокращении в школах психолого-педагогической службы. Из-за недостаточного финансирования психологов в школах почти не осталось, а по новым стандартам они необходимы, нужны психологические исследования, результаты, на которые смогут опираться учитель и администрация школы.

Кирилл ОВЧАРЕНКО, учитель истории средней школы №1, Новокубанск, Краснодарский край:
- Общаясь с молодыми педагогами, приходишь к выводу, что, выйдя из вуза, о стандарте они имеют лишь общие сведения, хотя с момента их утверждения прошло уже немало времени. В силу большой занятости учителям часто просто физически не хватает времени на детальное изучение стандарта, на то, чтобы понять его фундаментальные основы и взглянуть на свою работу по-другому. Курсов повышения квалификации явно недостаточно.

Наталья БУЛЫЧЕВА, учитель биологии майминской средней школы №2, Республика Алтай:
- Первая проблема - отсутствие координации со стороны региональных и муниципальных органов власти. Каждая школа при подготовке к переходу на ФГОС, разработке основной образовательной программы варится в собственном соку. Финансирование - еще одна проблема. Во многих школах, особенно сельских, нет необходимого интерактивного оборудования, предметное оснащение оставляет желать лучшего. О какой проектной деятельности может идти речь, если элементарный эксперимент нельзя провести?

Ирина БАРИНОВА, учитель русского языка и литературы, Советск, Кировская область (фамилия изменена):
- Каких трудностей я опасаюсь? Еще большей писанины. Напрягает уже то, что рабочие программы мы должны будем писать сами, хотя это, на мой взгляд, дело методистов. От учителей начальной школы я знаю, что требуется подробно расписывать каждый урок - какие УУД ты развиваешь. То есть снова будем сочинять и натягивать, а работать будет некогда. Скажите: разве детям и родителям ЭТО нужно?