По его мнению, будущая концепция должна включать три основных направления: преподавание русского языка в школах, преподавание русского языка как иностранного и преподавание литературы. Для этого Сергей Нарышкин предложил сформировать три соответствующие подгруппы, которые могут возглавить директор Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН Александр Молдован, и. о. ректора Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Маргарита Русецкая и директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов за основу будущей концепции предложил принять вариант, разработанный Общероссийской ассоциацией учителей литературы и русского языка, который еще в ноябре был направлен в регионы для широкого обсуждения.
По мнению Дмитрия Бака, в области преподавания литературы необходим как обязательный «золотой» список классики, так и вариативная часть. Школьное образование, уверен он, не ставит целью изучить абсолютно все. Нужно привить любовь к чтению, научить понимать литературу и ее связь с историческим контекстом. Вместе с тем эксперт предостерег от канонизации литературы, попыток выработать единственно правильное понимание и толкование произведений.
Учитель литературы московского центра образования №57 Сергей Волков считает, что, совершенствуя преподавание, можно пожертвовать объемом чтения в пользу качества. По его словам, важно не подменять концепцию составлением обязательного списка произведений.
Филолог, директор московской гимназии №1520 учитель года России-2012 Вита Кириченко напомнила, что с 1 сентября все российские школы начнут работать в условиях реализации ФГОС. Процесс разработки документов, осмысления процессов проходит параллельно с процессом обучения, и будущая концепция должна соотноситься с образовательным циклом. Новые решения не должны противоречить ранее принятым и разрывать единый цикл обучения, уверена эксперт. Вместе с тем, по ее словам, учителя ждут примерных образовательных программ, которые определят содержание предмета.
Подводя итоги обсуждения, советник президента Владимир Толстой отметил: «Все признают, что нужно увлечь детей чтением, добиться, чтобы учащиеся грамотно говорили, писали, думали, связно излагали мысли. Сложность в том, чтобы найти согласованный ответ на вопрос, как достичь этих результатов. В области русского языка споров будет меньше. В области литературы достичь консенсуса будет куда сложнее».