В своей работе мы опираемся на развивающую педагогику на основе русской культурной традиции и программу «Живем в ладу» - государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ». В толковом словаре русского языка В.И.Даля можно прочесть «Лад - мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок». Как же не хватает нам всем этих качеств в современном, агрессивном, раздерганном мире! Как важно, чтобы наши дети были в ладу с собой, другими людьми, природой! При этом важно, что огромный духовно-нравственный потенциал мы используем для формирования в детях внутренних побудительных мотивов к активной умственной и прикладной деятельности. В целом это означает возможность воспитания гармоничной личности, а значит, и профилактики многих негативных тенденций, ставших, к сожалению, характерными для современного общества. Работа в этом направлении показала, что, во-первых, очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста как периода формирования творческой личности, характера. Именно в этом возрасте можно эффективно развивать потенциальные возможности личности. Именно от этого потенциала в большей степени зависят и школьные, и дальнейшие жизненные успехи или неудачи человека. Во-вторых, вхождение в нашу русскую культуру для нерусских детей оказывается, с одной стороны, очень органичным, интересным и развивающим, а с другой - в русских детях формирует искренний благожелательный интерес к другим культурам, прежде всего к культурам соседних народов. Русская традиция помогает воспитывать детей в понимании того, что «другой» не значит «чужой» и тем более «враждебный». Именно ранний возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризует наибольшая открытость, поэтому важно еще в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.
Наши задачи мы определяем так:
- приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа;
- способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе);
- формировать этические инстанции: моральное сознание и моральные оценки;
- помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Содержание и объем каждой темы можно варьировать в зависимости от уровня знаний педагога или родителей. В основе работы - принцип взаимодействия взрослых и детей. Для упорядочения работы мы применяем народно-православный календарь, который позволяет ребенку лучше ориентироваться во временных понятиях. Яркие календарные праздники воздействуют на эмоциональную сферу детей и остаются в их памяти. Цикличность народного календаря из года в год повторяет праздники и события, это способствует усвоению этого материала детьми дошкольного возраста, постепенно усложняя и углубляя его. Это такие праздники, как «Осенние посиделки», «Женские ремесла» (народный костюм, вышивка, ткачество, уточнение деталей костюма - головного убора, пояса), «Народные промыслы, ярмарки», Рождество Христово, Святки, Масленица, пасхальные гулянья. Мы знакомим детей с народными праздниками, обрядами, играми. Основное направление - это развитие речи детей через разучивание закличек, потешек, песен и стихотворений. Мы устраиваем для детей экскурсии в дворцово-парковый ансамбль «Царицыно», по фотовыставке в Музее-заповеднике «Коломенское», проводим занятия по изобразительному искусству «Храм, построенный Сергием Радонежским», «Защитники Земли русской - Дмитрий Донской (беседа в музее «Защитники Отечества»), «Великий русский композитор М.И.Глинка» (тематическое интегрированное занятие). Занятия по физическому развитию мы строим на основе народных игр (соревновательные, командные, речевые, игры на внимание). Это дает возможность с успехом решать задачи физического развития, совершенствуя естественное для детей желание двигаться (природосообразность) с учетом их индивидуальных способностей. Игра становится еще и школой общения, где решают нравственные задачи (взаимопомощь, поддержка), она способствует развитию речи детей, поскольку народные игры мы сопровождаем текстами.
Работа по народному календарю, привязанному к определенным временам года, помогает детям лучше почувствовать и полюбить природу, что дает возможность не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать ативным преобразователем (труд детей в природе). Любовь к родной природе мы считаем одной из составляющих любви к Родине.

Н.ХЛЫНИНА, старший воспитатель детского сада развивающего вида №1574