Положение об инклюзивном образовании отмечает необходимость обеспечения преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования, поэтому у нас произошло присоединение школы и шести дошкольных отделений, имеющих в своем составе воспитанников с ЗПР, ОНР, с нарушением зрения, слуха. В инклюзивных классах не более 3 человек с различной патологией одного вида, с детьми глухими и слабослышащими ведут повседневную работу наши специалисты (логопеды, сурдопедагоги, психолог) и учителя-предметники. Для полноценной деятельности инклюзивных классов мы создаем специальные образовательные условия, разрабатываем систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, новые образовательные и коррекционные программы, вооружаем педагогов специальными знаниями. В отделении №4 ЗПР создана группа кратковременного пребывания, где оказывают квалифицированную помощь детям со сложными диагнозами, в сенсорной комнате с воспитателями проходят релаксирующие занятия, в группах полного дня работают дефектологи, логопеды, воспитатели, преподаватели лечебной физкультуры. В отделении №5 (дошкольное отделение для детей с нарушением зрения) работают врач-офтальмолог, медицинская сестра-ортоптистка, логопеды, воспитатели. Офтальмолог проводит консультации для родителей, обследование детей и назначает процедуру лечения. Медсестра-ортоптистка ведет объемную работу по лечению детей с нарушением зрения по рекомендации врача. Лечение проводят по таким заболеваниям глаз, как косоглазие, амблиопия, астигматизм, миопия, катаракта, близорукость, дальнозоркость. В отделении высокий уровень оснащения медицинской аппаратурой. Тут есть плеоптическая и оптическая аппаратура, аппараты макулостимулятор, бивизиотренер, мускулотренер, синоптофор (для лечения косоглазия), лазер, магнит, форбис (лечение бинокулярного зрения), компьютерная программа по лечению различных заболеваний. Лечение проводят в отдельных кабинетах. Коррекционной работой занимаются учителя-дефектологи (тифлопедагоги) и учителя-логопеды. В отделении №6 (дошкольное отделение для детей с нарушением слуха) работают логопеды, сурдопедагоги, дефектолог, воспитатели, прошедшие специальные курсы по работе с детьми глухими и слабослышащими. Своевременная организация коррекционного воздействия стала основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а также поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Наши педагоги эффективно используют различного рода игровые ситуации, дидактические игры, способные сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка, планируется не только достижение отдельного результата, но и создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивают участием ребенка в реализации программы как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития - эмоциональной и познавательной.
Наше образовательное учреждение реализует специальные (коррекционные) образовательные программы для детей c различными патологиями для коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Главные условия эффективности программы - индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость. Программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Обучение детей мы ведем по типовым программам Министерства образования и науки Российской Федерации, в которых осуществляется преемственность между дошкольными отделениями и школой, формирование жизненной компетенции у воспитанников с различными нарушениями в развивающей деятельности инклюзивного образования осуществляют все наши специалисты во всех видах учебной и внеучебной деятельности.

Наталья ДМИТРИЕВА, директор школы №937