Оптимальное развитие потенциальных возможностей, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества невозможно без создания единого инклюзивного образовательного пространства. Существующие в философии, психологии, педагогике теоретические разработки позволяют рассматривать социальную адаптацию как единство личности и социальной среды, процесс вживания личности в коллектив, включения ее в систему отношений, сложившихся в нем, усвоение норм, ценностей, традиций, что находит свое выражение в постепенной идентификации личности и коллектива.
Крупный образовательный комплекс в контексте столичного образования мы рассматриваем как образовательную организацию, способную обеспечить жителям микрорайона Даниловский весь спектр услуг, и как вариативную образовательную систему, где будет предоставлена возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждому обучающемуся, то есть создание образовательного учреждения с максимальным образовательным пространством для развития личности ребенка.
В сентябре 2014 года лицей №1451 расширил границы образовательной среды и открыл свои двери для коррекционной школы (тяжелые нарушения речи, вторичные интеллектуальные или психические нарушения) и компенсирующих детских садов микрорайона Даниловский. Мы все понимаем актуальность социальной программы по развитию инклюзивного образования, которая расширяет возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствуя их успешной интеграции в образовательную среду лицея общего назначения.
Коллектив лицея был нацелен на перспективу перевода всей организации в режим развития, который предусматривал осуществление в учебно-воспитательном процессе дифференцированного, личностно ориентированного подхода к ребенку (через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого ребенка). Принятие индивидуальности каждого «особого» ребенка, признание не только равенства его прав, но и осознание взрослыми необходимости обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья доступа и адекватных условий для получения образования - ключевые составляющие инклюзивной образовательной среды общеобразовательной организации. Акцент на персонализацию процесса обучения в рамках инклюзии и интеграции образовательной среды, разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной коррекционно-развивающей программы основаны на грамотном учете особенностей психического развития при различных видах психического дизонтогенеза в сочетании с представлениями о специфических проблемах и ресурсах ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в инклюзивных группах и классах возможно при создании личностно ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного и школьного отделений на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создают единое инклюзивное коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.
Как мы знаем, самый сильный фактор, влияющий на качество образования, - состав и квалификация педагогов, готовых достичь устойчивого уровня профессиональной компетенции. В нашей образовательной организации работают опытные, творческие педагоги, специалисты и профессионалы с большим потенциалом для развития. Более 60% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, способны к профессиональной рефлексии, мотивированы на то, чтобы вносить в свою работу необходимые изменения. Такую мотивацию невозможно получить, используя лишь материальные стимулы, ее может дать организационная культура школы. Обеспечить эти условия может только руководство, ориентированное на качественную переподготовку и повышение квалификации педагогов, что стало одним из важнейших инструментов повышения качества образования (ИКТ-компетентность, психология - для внедрения инклюзивного и интегрированного обучения, вариативность, разработка адаптированных программ) и главной образовательной политикой. Педагогический коллектив нашего лицея отличает способность к творчеству, самоорганизации, умению анализировать ситуацию как в организации учебной деятельности, так и воспитательной работе. Это проявляется в умении работать с детьми с ОВЗ, выстраивании индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от возможностей и способностей детей.
В связи с расширением лицея с первого сентября были сформированы классы с применением комбинированной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья для дальнейшей социальной адаптации среди сверстников, образовательный процесс в школе мы строим по программе «Школа России», разработали адаптированную программу, вариативный блок образовательных программ, что позволило удовлетворить образовательные потребности детей, как высоко мотивированных, так и нуждающихся в особой педагогической поддержке и коррекционном обучении. Разумное сочетание образовательных и воспитательных программ, ориентация на решение задач успеха любого ребенка приводят и к таким результатам, как победы в городских, муниципальных и окружных фестивалях.
Наибольших результатов мы планируем достичь, если ступени образования не будут противоречить друг другу, а образуют полный цикл и взаимодействие в рамках сетевого развития и дополнительного образования. Дополнительное образование ориентировано на свободный и разнообразный выбор каждого ребенка и каждого обучающегося лицея, здесь заложено поступательное творческое развитие каждого ребенка, что предусмотрено в направлениях программ дополнительного образования. Это можно осуществлять только с учетом индивидуальных творческих особенностей каждого ребенка.
В пространстве интегрированного образовательного комплекса необходимо формирование открытого и позитивного мнения об образовательных моделях инклюзивного образования для детей с ОВЗ, активное информирование, оказание адресных консультаций и семинаров для родительской общественности, ведение просветительской работы, включение родителей в жизнь комплекса. Просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка позволяет несколько восполнить пробелы в этом важном деле. Взаимодействие семьи и школы, семьи и общеобразовательной организации, семьи и учреждений дополнительного образования и различных других структур позитивно сказывается на общем развитии и становлении личности ребенка. В процессе познания мира родители непререкаемый авторитет, союзники педагога - родители имеют возможность повлиять на ребенка гораздо больше, их воспитательное влияние глубже воспринимают, чаще воспроизводят и даже напрямую копируют дети. Взаимодействие коллектива педагогов с семьей позволяет создать атмосферу сотворчества и сопереживания, что положительно сказывается на развитии каждого ребенка, оптимизирует и активизирует весь воспитательный процесс.
Результатом вектора развития нашего общеобразовательного лицея должно стать становление человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, которые позволяют ему самостоятельно решать различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, толерантного, открытого для иного мнения и неожиданной мысли.

Анна НАРИНЯН, заместитель директора по УВР лицея №1451