Как правило, таким детям кроме способностей присущи ярко выраженные личностные особенности, они всегда «не как все», что сказывается буквально на всем: на мотивации (стремление заниматься узким кругом учебной работы в соответствии со своими способностями и игнорировать остальное), на общении со сверстниками и старшими, на определении своих жизненных ценностей. Кроме этого, далеко не каждый вид одаренности (например, психомоторный, социальный, художественный) имеет прямое отношение к процессу школьного обучения. Замечу, что и родители, как правило, не очень умеют воспитывать, а иногда и просто сосуществовать рядом с одаренным ребенком, хотя все почему-то очень хотят иметь именно одаренного отпрыска. Годы работы в школе убедили меня в том, что если и есть «легкие» дети, то только в воображении не очень умелых учителей. Взрослеть любому трудно, а ребенку, резко отличающемуся от других, трудно вдвойне.
Наша гимназия никогда не позиционировала себя как школа для одаренных детей, но, как и в каждой школе, такие дети у нас есть, и мы посчитали необходимым создать определенную систему работы с ними. Вопреки расхожему мнению гимназия не отбирает себе учащихся, как и все, мы работаем прежде всего с детьми микрорайона. Но звание «гимназия», а многие знают, как нелегко было его получить, обязывает нас высоко держать планку, оценивающую наши образовательные интересы. Следовательно, надо не отбирать способных детей, а выращивать их, развивать то, что заложено. Стало общим местом утверждение, что каждый ребенок талантлив, одарен в какой-либо области, это на самом деле так, но как же бывает трудно в условиях массовой школы на деле и каждый день вести такую работу. Поэтому первым условием успешной работы со способными детьми стало наличие в школе способных, особенных педагогов. Учитель - профессия массовая, нас нужно много, но парадокс состоит в том, что эта профессия требует исключительных качеств. Одаренный ребенок требует одаренного учителя, поэтому работа начинается с формирования педагогического коллектива, члены которого склонны к творчеству, необычному подходу к воспитанию конструктивному решению проблем. Каждому руководителю понятно, что такие работники сложны в управлении, очень самостоятельны, критичны, понятие исполнительской дисциплины они воспринимают с трудом. Интересно, что их мотивация к работе не очень зависит от размера заработной платы, для них важнее интерес, возможность работать с новыми технологиями, профессиональное и личностное самовыражение. Но все эти неудобства перевешивают их способности нестандартно работать с нестандартными детьми.
В работе по раскрытию способностей ребенка не обойтись без грамотных психологов. В нашей гимназии психологическая служба существует на протяжении 20 лет. Мы сочли необходимым сохранить ее как важный ресурс в работе и с учащимися, и с учителями, а часто и с родителями, руководит ее работой доктор психологических наук, профессор Е.Яковлева. Важно понять, что психолог не волшебник, способный вместо учителя решать педагогические проблемы, но он может помочь определить причины проблем того или иного ребенка и возможные методы работы с ним. Главная идея: психологическая служба не самостоятельная организация, ее работа идет в контексте учебно-познавательной деятельности. Суть школьной психологической деятельности в индивидуальном сопровождении каждого учащегося гимназии в процессе всего школьного обучения. Важно иметь в виду, что разные элементы системы «школа» должны взаимно поддерживать и усиливать друг друга, как это и случается в настоящей системе. Иначе есть риск, что многие усилия останутся безрезультатными, мы получим коллектив учителей, замотанный постоянной суетой и угнетенный отсутствием результатов. Как пример: работа психологов по созданию благоприятной среды для развития ребенка должна сочетаться с работой по защите прав участников образовательного процесса, и прежде всего учащихся.
От работы психологов с учителем, как и от всякой серьезной работы, нельзя ждать быстрых результатов, важно вести ее изо дня в день на протяжении многих лет, практика показала, что встречаются учителя, органически неспособные усвоить такие важнейшие принципы, как эмоциональное принятие каждого ребенка, безоценочность (и это в школе!), поддержка. Такие учителя нередко добиваются хороших образовательных результатов, но ребенок платит за них слишком дорого. Главная цель работы с учителем - добиться формирования в каждом, кто контактирует с ребенком, убежденности в том, что раскрытие способностей требует особых условий, особой среды. Необходимо избавить ребенка от страха, напряженности, помочь ему научиться ценить свою личность и личность другого человека. Для этого в гимназии проходят систематические тренинги, беседы, консилиумы и все возможные формы работы. В центре этого направления деятельности работа с учащимися и педагогами по психологической программе Е.Яковлевой «Развитие творческого потенциала личности школьника», за более чем 20 лет эта программа не раз изменялась, в частности в связи с введением ФГОС, менялись и практические формы занятий, но суть осталась прежней, что говорит о ее соответствии основным целям и задачам образования. Учителя и психологи, ведущие программу, проходят специальное обучение, что, кроме всего прочего, помогает и им самим усвоить главные принципы и ценности программы.
Конечно, огромную роль в раскрытии способностей детей играет организация их исследовательской деятельности. Работа в этом направлении идет уже 20 лет, в научное детское общество вливаются дети разных возрастов, чтобы научиться самостоятельно добывать знания, уметь их использовать. Система работы гимназии по созданию ученических учебных проектов или исследований выглядит так: 1-4-е классы - свободный выбор учащимися темы проекта, 5-7-е классы - обязательная защита проекта или учебного исследования в рамках ТИД (технология исследовательской деятельности), 8-9-е классы - индивидуальный выбор учащимися проекта или учебного исследования по предметам, 10-й класс - обязательная защита учебного исследования в рамках работы НДО, 11-й класс - свободный выбор в рамках НДО.
Коллектив нашей гимназии предложил всем образовательным учреждениям округа участвовать в окружном конкурсе юношеских научно-исследовательских работ «ИСТФИЛЛИНГ», старт которому был дан в марте 2002 года. Организационные аспекты его работы за эти годы менялись, но главный принцип оставался неизменным: детская работа должна быть именно исследованием, а не рефератом. В этом же направлении работает и особый предмет, программа которого создана нашими учителями, - технология исследовательской деятельности (ТИД). Для среднего звена (5-6-7-е классы) есть интересная практика создания ученических учебных проектов через этот интегрированный учебный курс. Эта работа для детей стала обязательной базовой технологией, за детьми было оставлено право выбора формы и типа защиты этого проекта: индивидуальный или групповой (не более двух человек), учебно-исследовательская или проектная работа. Основной акцент в преподавании технологии исследовательской деятельности в 6-м классе был сделан на работу с текстами (в основном гуманитарного содержания), в том числе и работу с источниками. Акцент на такой вид деятельности школьника и учителя, как работа с текстом, имеет свое объяснение. Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закрепленных в государственных нормативно-правовых документах, одно из основных требований ФГОС. Во-вторых, один из видов заданий, который наиболее часто встречается в ГИА и ЕГЭ по разным предметам, как раз работа с текстом. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже преуспевающие по предмету ученики допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений. Но еще более парадоксальным стало невнимательное отношение к формулировкам самих заданий, что приводило учеников к выполнению какого-то «своего задания». Наконец, все больше удивляет безоговорочное доверие людей СМИ (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока, зачастую это в лучшем случае приводит к неприятным казусам, а в худшем... Для успешной сдачи экзамена в новой форме (или успешной жизненной адаптации) недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал, нужны владение общими универсальными умениями (универсальными учебными действиями), в том числе учебно-информационными и учебно-коммуникативными, наличие развитого критического мышления. Это возможно сформировать и развить при систематической целенаправленной работе с текстом, в том числе на основе применения приемов технологии критического мышления. Технология исследовательской деятельности позволяет не только давать отдельные задания по работе с текстом на уроке, но и заниматься этим систематически.
Типы одаренности у детей разные, поэтому они нуждаются в разных формах их развития. Для развития художественной одаренности огромное значение имеет работа школьной театральной студии «СЕВ». Умелое руководство режиссера Е.Сибиркиной не только раскрывает способности детей (а некоторые из них успешно поступают в лучшие театральные вузы Москвы), но и прививает организованность, умение работать в команде, развивает коммуникативные компетенции. Студийцы не только ставят спектакли, они главные организаторы и участники всех школьных праздников. На раскрытие творческих способностей работает и изостудия гимназии. Совсем новым направлением в этой работе стала организация детского издательского центра. Такую возможность мы получили, работая в проекте «Школа новых технологий», это помогло нам приобрести много нужного оборудования. Это очень вдохновило наших ребят, которые раньше делали газету «на коленке». Работа над газетой - это не только работа редколлегии, вокруг нее собираются несколько десятков детей самого разного возраста, одни делают компьютерную верстку, другие следят за новостями школьной жизни, берут интервью, пишут статьи, проводят опросы. Бесценный инструмент развития личностных компетенций учащихся - организация работы клуба «Дебаты». Когда-то это было очень модным и весьма распространенным, потом эта деятельность как-то завяла, но в нашей школе мы стараемся сохранить «Дебаты», привлекаем в работу клуба и учащихся недавно присоединенных школ. Работа в клубе очень нравится старшеклассникам, никого не приходится уговаривать, наверное, поэтому школьные команды в прошлом учебном году стали победителями соревнований в Москве, причем не только на русском, но и на английском языке.
Долгое время, уделяя много внимания развитию личностных и художественных способностей ребят, мы оставляли в тени развитие интеллектуальных способностей в естественных науках. Так происходило потому, что все-таки большинство наших учеников были в той или иной степени гуманитариями. Но объединение с соседними школами изменило эту картину, в наших ближайших планах расширение работы естественно-научной направленности. Техническую базу для этого мы получили опять-таки в рамках проекта «Школа новых технологий»: это очень современная (и очень дорогая) естественно-научная цифровая лаборатория PASCO. В этом учебном году ее осваивали и вводили в учебный процесс учителя, но главное ее применение, безусловно, - это развитие технической и научной одаренности детей.
Результаты развития способностей детей всегда сказываются не сразу, они еще более отдалены во времени, чем чисто образовательные результаты, но некоторые из них, как качественные, так и количественные, можно проследить. Наши дети со своими исследовательскими работами занимают призовые места на очень многих конкурсах разного уровня и направленности, связи с выпускниками, которые мы регулярно поддерживаем, убеждают нас, что они успешно учатся, причем именно исследовательские работы не вызывают у них затруднений. Но очень важно и такое неизмеряемое понятие, как «атмосфера школы». Как показал один из последних опросов, у нас модно много знать, а не просто хорошо учиться, ведь старшеклассники давно освоили самые разные и современные источники информации.
Практика работы и как учителя, и как директора убедила меня в том, что успешное развитие детской одаренности требует некоторых обязательных условий: развития одаренности учителя и системности подхода, когда в одну цель направлены, усиливают и поддерживают друга друга разные стороны работы школы.
И еще несколько слов о пресловутом отборе. Конечно, в балетные школы, театральные и художественные учебные заведения детей нужно отбирать. Но обычная общеобразовательная школа не должна опускаться до отбора «подходящих» учеников. Только в этом случае она может заявить: «Мы не отбираем способных, мы их делаем».

Оксана АВИЛОВА, директор гимназии №1552