В Трудовом кодексе РФ (ст. 23) есть такая формулировка: «Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
Конечно, полного равенства в социальном партнерстве все же не получается в силу того, что главная роль в распределительных отношениях остается за руководителем, но наше законодательство предусматривает участие работников в распределении через механизм коллективных переговоров и выработки своего локального акта - коллективного договора. Сегодня в связи с реализацией 273-ФЗ «Об образовании в РФ» мы имеем возможность зайти на сайт любой образовательной организации, получить полное представление о деятельности профсоюза, ознакомиться с коллективным договором и со всеми его приложениями. В этом учебном году Комитету территориальной организации профсоюза Южного округа удалось дважды провести мониторинг заполнения профсоюзной странички на сайте образовательной организации и мониторинг социального партнерства в округе.
Обобщив информацию по мониторингу социального партнерства в первичных профсоюзных организациях в части коллективного договора, мы отмечаем, что в каждом образовательном учреждении округа заключены коллективные договоры, которые стали главным инструментом социального партнерства в достижении стабильности в педагогических коллективах и улучшении прав и гарантий работников в соответствии с действующим законодательством. Председатели комплексов подошли к подготовке КД очень добросовестно: выверяли и обсуждали каждый пункт содержания договора, ведь в него входят конкретные нормы труда, режим рабочего времени в течение учебного года и каникул, в выходные и праздники.
При составлении коллективных договоров во вновь созданных образовательных комплексах председатели первичных профсоюзных организаций учитывали рекомендации Московской городской организации Профсоюза работников образования и науки. В содержание коллективных договоров всех образовательных организаций вошли положения отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, окружного соглашения.
Но трудности все равно возникали во время переговоров с представителями работодателей. Дело в том, что в комплексы объединились учреждения не только с разными укладами, традициями, но и разным отношением администрации к профсоюзу и пониманием его целей, в некоторых организациях руководство поручает профсоюзу только подготовку культурно-массовых мероприятий, банкетов и праздников, иногда просят подписать тот или иной документ, формально согласовав его.
В 15% организаций договор не предусматривает поощрение профсоюзного актива и уполномоченного по охране труда профсоюзной организации. Здесь в первую очередь играет роль позиция руководителя - негоже, мол, включать какие-либо административные ресурсы, будь то поощрение или наказание, в отношении профсоюза, иначе дискредитируется сама идея общественного управления, пропадает независимость профсоюза от работодателя, а профсоюз должен быть независимой, самостоятельной организацией, способной сотрудничать с администрацией учреждения на равных правах, согласовывая с ней порой противоположные интересы.
Надо отметить также, что в 25% образовательных организаций возникала необходимость внесения в текст коллективного договора дополнений и изменений. Это и понятно, мы живем в очень динамичное время, эпоху перемен, век увеличения мобильности. То, что вчера было актуальным, сегодня уже не имеет особой значимости. И если в локальный акт вносят изменения, значит, документ живой, отражающий интенсивные преобразования современной системы, главное, чтобы они были направлены на защиту прав и интересов работников и были юридически грамотно оформлены.
В прошедшем учебном году в 70% учреждений работали комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которых входили как представители работников, так и представители работодателя. На заседаниях комиссий, а также на заседаниях комитета первичной профсоюзной организации рассматривали промежуточные итоги выполнения коллективного договора, трудности, связанные с планом реализации коллективного договора.
Основной формой контроля за выполнением коллективного договора в организациях по-прежнему остается профсоюзное собрание, а также расширенное заседание профсоюзного комитета.
Для координации работы председателей ППО и усиления мотивационной работы по вовлечению в профсоюз новых членов созданные в 2014 году межрайонные советы председателей первичных организаций проводили общие заседания в день селекторного совещания «Профсоюзный час», на которых решали все текущие вопросы.
Реализуя окружную программу по повышению мотивации профсоюзного членства, в 2015 году был проведен письменный опрос работников дошкольных отделений образовательных организаций, поскольку анализ статистической отчетности за 2014 год выявил, что именно в дошкольных отделениях произошел спад профсоюзной активности и профсоюзного членства. Это нас очень обеспокоило, ведь объединение детского сада и школы в единую структуру очень важно для нас. Это помогает выстраивать единую линию развития ребенка, его талантов и способностей, придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, создает единую методическую базу для повышения качества образовательных и воспитательных услуг, улучшает качество психолого-педагогического просвещения родителей, обеспечивает плавный переход от воспитания в семье к воспитанию в детском саду, а затем и в школе.
Чтобы наши «дошколята» не выпали из поля зрения, мы решили не отступать от наших крепких традиций проведения творческих профсоюзных конкурсов и провели окружной конкурс среди дошкольных отделений образовательных организаций «Нас объединил профсоюз». В конкурсе приняли участие коллективы из 72 структурных подразделений. Это еще раз доказывает, что, несмотря на интенсивность работы и все происходящие изменения в системе, участие в конкурсах для наших педагогов не развлечение, не времяпрепровождение, а необходимость самореализации, самовыражения, которое, по сути, остается доминирующей потребностью человеческой натуры.
Цель нашей работы в этом направлении - охватить вниманием как можно больше работников образования округа, поощрить, создать условия для реализации творческих способностей педагогов. Ведь самое ценное - это умение вызвать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшее в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения. К тому же это еще одна из форм пропаганды профсоюзной деятельности и информационная работа.
Большое значение в проведении конкурса имеет подготовительный этап, в котором участвует весь коллектив учреждения, что, несомненно, объединяет и сплачивает сотрудников. Конкурс проходил в три этапа, первые два - заочные, в электронном формате, что позволило участникам полностью планировать свое время, третий этап - яркий, музыкальный, запоминающийся праздник, который еще раз убедил нас в том, что работники дошкольных отделений - яркие, творческие, инициативные люди, отзывчивые на внимание.
Ни один участник конкурса не остался незамеченным. Сертификаты участников, почетные грамоты, дипломы, денежные премии, подарки - все это приятно завершило творческое состязание. Победители были награждены коллективными экскурсионными поездками, что, надеемся, послужит стимулом для развития профсоюзного движения округа среди дошкольных работников.
В конце каждого учебного года мы проводим собеседования с председателями первичных профсоюзных организаций и анкетирование членов профсоюза для выявления болевых точек и проблемных зон в нашей деятельности. По-прежнему педагоги жалуются на то, что катастрофически не хватает времени на общение, на изучение новых документов, ведение документации. Но отрадно отметить, что председатели благодарили территориальную и городскую организации за обширную просветительскую деятельность, которая позволяет в условиях оптимизации штатов, сокращения работников и увеличения нагрузки вспомнить о правах и защищать их в соответствии с трудовым законодательством.
Огромной популярностью среди наших членов профсоюза пользуются юридические консультации селекторного совещания «Профсоюзный час», которые можно посетить в свободном доступе на сайте МГО профсоюза, а также выступления гостей - представителей Департамента образования, городского методического центра, научных деятелей.
Наши активисты считают, что сидеть сложа руки сейчас не только опрометчиво, но и опасно - бездействие может привести профсоюз к потере статуса самой массовой общественной организации, а массовость - значит сила. В одной анонимной анкете мы прочитали: «Я бы уже с удовольствием сдала свои полномочия, но директор сказала: «Что вы! Ни в коем случае! Профсоюз - это единственное, что у нас осталось, что еще не реорганизовали!»
Тем-то наша жизнь и интересна, что все меняется, как в калейдоскопе, надо успевать соответствовать этим изменениям, быть в обойме, быть вместе. Вместе все преодолеем, любое дело нам будет по плечу!

Ольга СОБОЛЕВА, председатель территориальной профсоюзной организации Южного округа