Считанные минуты ушли у руководителей авиаотдела погрангруппы и командования авиаполка на оценку обстановки и принятие решения. Через 10 минут на выручку товарищам в воздух поднялись самолет Ан-26, вертолет Ми-8 и винтокрылый «летающий танк» Ми-24.

В экстремальной ситуации каждый знает свой маневр. Самолет устремляется по маршруту потерпевшего бедствие вертолета и по радиомаяку определяет его точные координаты. Эту информацию в воздухе получают экипажи вертолетов-спасателей.

В Ми-8 - поисково-спасательная группа. В ней лучшие специалисты по прыжкам с парашютом. Нередко в горах вертолету-спасателю невозможно совершить посадку на место летного происшествия. Тогда первую помощь экипажу окажут парашютисты. Эвакуируют пострадавший экипаж, как правило, лебедкой с зависшей над местом происшествия винтокрылой машины. Если же вертолет сбит противником и окружен, правильно оценить обстановку и доложить о ней - тоже задача парашютистов.

Руководит группой спасателей-парашютистов майор Константин Кондольский. В ней старший прапорщик Евгений Батенкин, на счету у которого более 1600 прыжков с парашютом, и ефрейтор контрактной службы Марат Сангов, совершивший свыше 500 прыжков.

Огневое прикрытие с воздуха - задача хорошо вооруженного Ми-24, который ведет подполковник Шухрат Рахимов. Он не понаслышке знает, в какие переделки могут попасть экипажи винтокрылых машин, какая помощь может понадобиться от его «летающего танка». Так, в феврале 2000 г. в Чечне, в районе Аргунского ущелья на выручку попавшей в засаду разведгруппе была поднята пара «вертушек». Ведущим в ней был вертолет Рахимова. Уже в сумерках были обнаружены в горах заблокированная группа и окружившие ее боевики. В результате боевой работы вертолетов разведчики были спасены, а бандиты потеряли около 50 человек, большое количество оружия...

И вот теперь авиаторам понадобилось меньше часа, чтобы обнаружить на горном участке подающий сигналы бедствия вертолет. Для определения направления ветра из вертолета-спасателя вылетает дымовая шашка. А следом пошел парашютный десант.

В этот раз огневая поддержка Ми-24 не понадобилась. Эвакуировали пострадавший экипаж лебедкой с зависшего на десятиметровой высоте Ми-8.

К счастью, это было не чрезвычайное происшествие, а один из этапов летно-тактического упражнения авиаполка погрангруппы по подготовке экипажей к поисково-спасательным работам. Учениями руководил полковник Александр Коновалов. В тот день были совершены десятки полетов. За ходом учений наблюдала съемочная группа Первого телеканала России и фотокорреспондент ИТАР-ТАСС. Они воочию убедились, что в авиаполку служат настоящие профессионалы, мастера своего дела, и от всей души пожелали, чтобы летные происшествия у авиаторов были только учебными.