Какого работника можно считать молодым? Вопрос этот сегодня спорный. К примеру, в образовании к молодежи относят как тех, кто только пришел в профессию (даже если «новичку» уже далеко за 30), так и тех, кто пришел работать после вуза. Обе эти категории схожи в том, что испытывают одни и те же трудности профессионального становления.
В сфере образования, где омоложение коллектива происходит крайне медленно, решение проблемы привлечения свежих кадров стало задачей государственного масштаба. И результаты недавно проведенного, самого крупного за последние 40 лет, Общероссийского исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов, применяемых во всех 85 субъектах Российской Федерации, только подтверждают это.
Одним из первых шагов по созданию комфортных условий для работы человека, пришедшего в образование, должны стать возрождение системы наставничества и активная работа в этом направлении молодежных, в том числе и профсоюзных, объединений - считают члены Омского областного Совета молодых педагогов. Именно это предложение было включено в список рекомендаций, сформированных по итогам семинара, в ходе которого молодежь совместно с руководителями и специалистами Министерства образования Омской области, региональным Институтом развития образования и специалистами областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ обсуждала результаты данного исследования.
Открывая пленарную часть, участников семинара приветствовала заместитель директора Департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития системы образования Министерства образования Омской области Лариса Николаевна Жукова. Отметив, что численность работников со стажем до 5 лет в Омском регионе растет: «Ежегодно в нашу сферу образования приходят более 600 молодых педагогов», - она обратилась к членам молодежного совета: «Ваше преимущество в том, что вы обладаете современными знаниями, навыками, стремлением к развитию и самосовершенствованию. Для системы образования эти качества большая ценность. Надеемся, что благодаря вашей деятельности образование Омского региона станет более качественным».
С большим интересом участники семинара выслушали выступление ректора Института развития образования Омской области Татьяны Станиславовны Горбуновой. Она ознакомила аудиторию с итогами общероссийского исследования, которое проводилось в несколько этапов: анкетирование, изучение мнений фокус-групп. Третьим этапом стало открытое обсуждение полученных результатов, выработка предложений. «Современная культура изменилась, и возникла потребность констатировать произошедшие изменения», - отметила Татьяна Станиславовна. И далеко не все перемены радуют. «Почти каждый третий молодой педагог в стране уверен, что занимается не своей профессией», - констатировала ректор Института развития образования.
В результате опросов, в которых приняли участие 13282 молодых педагога из всех субъектов Российской Федерации, были выявлены рассогласования между представлениями, ожиданиями молодых педагогов и реалиями современной системы образования.
Одно из них связано с расхождением между формами, разворачиваемыми для профессионализации молодых педагогов, и содержанием, обусловленным современными вызовами и трендами.
Действительно, невозможно готовить детей к новому будущему, используя старые методы. Уровень и содержание конкурсных уроков, которые представляют участники ежегодных областных профессиональных конкурсов («Лидер в образовании», «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Открытие», «Дебют»), проводимых с участием Омской областной организации профсоюза, свидетельствуют о готовности молодых педагогов к применению инновационных форм и методов в образовании. Новые методы подразумевают новые расходы. А у нас многие школы не могут себе позволить не то что цифровые доски, а элементарно новые парты. Поэтому финансовые факторы (материально-техническая база, уровень оплаты труда) оцениваются большинством респондентов как негативные, то есть не являющиеся на данный момент факторами привлекательности профессии. Члены Омского областного Совета молодых педагогов отметили, что эти факторы являются важными, значимыми, находящимися в области переживаний и неудовлетворенности учителей.
Стоит сказать, что положительная оценка содержательных аспектов профессии, своей педагогической миссии, таких ценностей, как уважение детей, все же перевешивает такие негативные факторы, как сравнительно низкий уровень оплаты труда.
Еще одно существенное различие касается представлений различных категорий участников исследования об эффективности средств профессионального развития молодых педагогов.
Любопытный факт: большинство молодых специалистов в качестве самого трудного фактора, заметно усложняющего жизнь в первые годы работы, называют общение со старшими коллегами. А в качестве мер, необходимых для повышения адаптируемости молодежи в школе, успешного профессионального развития, предлагают «прикрепление наставника» (87,4%) и «обсуждение с администрацией состояния своих дел в первый год работы» (87,5%). В этом с молодежью соглашаются и директора образовательных учреждений, которые тоже приняли участие в опросах. 54,96% из них считают наиболее эффективным организовать специальную работу с педагогическим коллективом по принятию в свой состав нового молодого педагога, 51,38% считают полезной мерой прикрепление наставника. Однако все это приветствуется на словах. На вопрос «Что реально вы предпринимаете для того, чтобы удержать молодых педагогов в школе?» директора ответили следующее: «обсуждаю с молодыми педагогами возможности профессионального и карьерного развития» - 17,93%, «финансово поддерживаю инициативы, проекты молодых педагогов» - 16,17%, «стимулирую участие молодого педагога в профессиональных конкурсах» - 13,67%. Очевидно, что руководителям необходимо учитывать образовательный (содержательный) запрос молодых педагогов.
Формы работы, предлагаемые молодым специалистам, далеко не всегда отвечают их потребностям в области профессионализации.
«Молодой педагог, полный желания быть мастером своего дела, вынужден заниматься только оказанием образовательных услуг, зачастую ставя свое профессиональное совершенствование далеко не на первое место», - прокомментировала итоги исследования заместитель председателя омского областного Совета молодых педагогов, учитель начальных классов Андреевской средней общеобразовательной школы Омского муниципального района Екатерина Синицкая. Рассказав о проделанной советом в 2014-2015 годах работе, она предложила молодым педагогам рассмотреть план работы объединения на предстоящий учебный год, примкнуть к его активу и принимать участие в мероприятиях, организовывать деятельность в районах. «Ознакомление с данными общероссийского исследования позволило нам понять, что мы правильно спланировали свою работу. Потому что первыми мероприятиями в нашем плане стоят участие во всероссийской акции «Мой наставник» и проведение фестиваля по обмену педагогическим опытом «Молодые - молодым». Это будут наши первые уверенные шаги к формированию системы наставничества для молодых педагогов», - отметила Екатерина.
Воспользовавшись предоставленной для встречи площадкой, молодые педагоги поделились друг с другом опытом создания и организации работы молодежных объединений, оценили положительные результаты их взаимодействия с руководством учреждения, района. О своей деятельности коллегам рассказали Глеб Владимирович Оглоблин, председатель Ассоциации молодых педагогов Омского муниципального района, Регина Дмитриевна Бегалимова, заместитель председателя Совета молодых педагогов Кировского административного округа Омска, Тимофей Сергеевич Печенко, член молодежного объединения, учитель омского лицея «Бизнес и информационные технологии».
«Инициатива, направленная на соблюдение интересов молодых педагогов, должна исходить не только от органов управления образованием различных уровней, но и от них самих», - подвела итоги работы молодежных лидеров ведущий специалист Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Светлана Юрьевна Ефремова. Нужно объединяться: как для совместной разработки социальных проектов, творческой реализации, обмена опытом, так и для реализации таких проектов, как создание системы взаимной поддержки и наставничества.
Молодые педагоги выразили большую заинтересованность вопросами механизма создания ячеек Совета молодых педагогов на базе учебных заведений, муниципальных районов. В свою очередь представители Министерства образования, Института развития образования Омской области, областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ высказали готовность оказывать необходимую поддержку деятельности молодежных организаций.

Омская область