Тема всероссийского исследования актуальна уже на протяжении 25 лет, ибо проблема социального и профессионального статуса педагога, закрепления его в образовательной организации - фундаментальная проблема современного образования, на решение которой были направлены многие проекты и инициативы Президента и Правительства РФ за последние годы. Хочется надеяться, что его результаты не лягут под сукно, а станут началом большой работы для всех, кто в ответе за состояние образования у нас в стране, в регионе и муниципалитете.
Изучив и сопоставив результаты исследования по России в целом и Забайкальскому краю в частности, можно сделать вывод, что положение с педагогическими кадрами одинаково почти везде, а значит, проблема омоложения кадров в образовании, развитие форм мотивации и поддержки - проблема государственная.
Все эти годы наш профсоюз тему адаптации в педагогической профессии, создания необходимых условий для закрепления учительских кадров на селе не оставлял без внимания. С 2000 года краевой комитет профсоюза регулярно проводит исследования среди разных категорий и разных возрастных групп работников образования на предмет оценки качества жизни и условий труда, интереса к выбранной профессии, оценки действий местных органов власти, органов управления образованием и руководителей образовательных организаций по поддержке молодых педагогов. Нас интересуют материальный достаток, жилищные условия, отдых, положение в обществе, духовные потребности, состояние здоровья, степень удовлетворенности педагогической работой, потребности педагогов в самореализации и профессиональной карьере. С результатами исследований мы обязательно знакомим всех участников февральских и августовских совещаний, доводим их до губернатора, министра образования, органов управления образованием муниципалитетов и районных профсоюзных организаций. Назову темы некоторых из них: «Социально-экономическое положение педагогов Читинской области» (сентябрь 2001 года), «Социальное положение и социальное настроение как главные факторы общественной активности педагогических работников Читинской области» (2002 год), «Молодой учитель: проблемы и адаптация» (2008 год), «Социальный портрет работника дошкольного образования Забайкальского края» (2009 год). Вместе с учеными ЗабГУ мы приняли участие во всероссийском профсоюзном исследовании на тему «Интенсификация труда учителя» (2013 год) и провели опрос на тему «Как живешь, молодой педагог?» (2014 год).
Если сопоставить всероссийское исследование с нашим последним анкетированием, проведенным на средства правительственного гранта, то можно отметить созвучие в содержании вопросов, но некоторую разницу в ответах. Правда, мы не ставили задачу посмотреть, как ответы меняются в зависимости от стажа, поэтому в нашем опросе приняли участие 347 молодых педагогов от 18 до 35 лет со стажем работы от года до пяти. Но повторяющиеся вопросы в анкетах разных лет позволяют сделать некоторые выводы. И самый главный - многие учителя, проработавшие 3-5 лет в школе после университета и получившие определенный педагогический опыт, по разным причинам уходят из школы. Такая картина наблюдается и в целом по России: за последние пять лет доля молодых педагогов со стажем до 2 лет увеличилась, а со стажем 3-5 лет - сократилась.
Не наблюдая статистически значимой динамики в вопросах адаптации к образовательной организации и к учительской профессии во всех регионах РФ, в том числе и в Забайкальском крае. Мы не должны считать это нормальным явлением, как предлагает ООО «МИК», а должны задуматься, почему почти 18% учителей после одного-трех и даже пяти лет работы в нашем крае и сегодня, после, казалось бы, значительных изменений в мерах государственной поддержки педагогов, готовы сменить место работы, почти 17% - сменить профессию. Почему уже на четвертом-пятом курсе студенты педагогических специальностей (а мы это слышим от них на «Днях карьеры» в ЗабГУ) задумываются, куда бы пристроиться на работу после окончания университета, чтобы не пойти в школу? Может, это происходит оттого, что 9,8% участников краевого исследования из числа молодых учителей приводят в педагогические учебные заведения «случайные обстоятельства»; почти 5% - «легкость поступления на педагогическую специальность в вуз»; только 1,7% привлекает «престиж профессии учителя».
Мы должны задуматься, почему на протяжении последних 20 лет не меняется приоритетность в ответах на вопрос «Что вас не устраивает в профессии учителя?». На первое место, нравится нам это или нет, выходят «низкая заработная плата», «отсутствие научно обоснованных критериев эффективности и качества труда учителя», «нежелание детей учиться», «проблемы качества профессиональной переподготовки» и т. д.
Оценка участниками всероссийского исследования факторов привлекательности профессии полностью перекликается с ответами респондентов краевого опроса. Положительной оценки финансовым условиям профессиональной деятельности забайкальские учителя не дали вообще. Достойная зарплата как оценка достоинства педагогической работы занимает 7‑е место из восьми. Этому можно порадоваться, мол, наконец-то зарплата у учителей не на первом месте. Но, наверное, такого быть не должно, так как «интересная, разнообразная работа» (66,19% - в целом по РФ и 61,74% - по Забайкальскому краю), отнесенная респондентами всероссийского опроса к главным достоинствам педагогической профессии, и «желание учить и воспитывать детей» (57,3%), «преподавать любимый предмет» (22,3%), отмеченные участниками краевого исследования, должны адекватно оцениваться государством.
Не случайно на вопрос краевой анкеты «Что должно способствовать формированию системы мотивации и закрепления в образовании края молодых педагогов?» 71% респондентов ответили «заработная плата»; 13,3% - приобретение жилья; 8,4% - поддержка педагогического коллектива, 4,9% - возможность повышения квалификации.
В разделе «Оценка полезности форм поддержки молодых педагогов» всероссийского исследования ответ молодых учителей «внимание со стороны администрации» стоит на 5‑м месте и по РФ, и по Забайкальскому краю. Хотя мы постоянно говорим, что успешность адаптации в педагогическом коллективе зависит от поддержки коллег и администрации школы. На вопрос краевой анкеты «Какие чувства вы испытываете в период адаптации на новом рабочем месте?» почти 59% отметили «тревожность, неуверенность в себе»; 14,7% - «повышение утомляемости»; 8,9% - «страх перед учениками»; 6,3% - снижение интереса к работе и т. д.
Все это говорит о том, что должного вни­ма­ния к молодым педагогам на местах все-таки нет, хотя оба исследования отмечают наличие системы наставничества в образовании края. 68% опрошенных нами педагогов указали на наличие в их школах системы наставничества, почти 19% сказали, что его нет, около 13% «ничего об этом не слышали» и 0,6% не дали ответа вообще. Слушатели же Всесибирской летней школы молодых педагогов прошлого года, проходившей в Забайкалье, единодушно отмечали, что наставников ни у кого нет, а хотелось бы. Самое интересное, нет и статистики о наставниках. Поэтому профсоюз не случайно настаивает на возрождении института наставничества в системе образования, а краевой комитет профсоюза предлагает подготовить соответствующий нормативный акт и утвердить положение о наставнике в системе образования края и провести региональный конкурс наставников.
Нельзя не сказать об оценке учителями существующих форм социальной и финансово-экономической поддержки. Во всероссийском исследовании результаты опроса забайкальских педагогов незначительно отличаются от средних по России. Большая часть опрошенных существующие меры поддержки в виде льготной ипотеки, подъемных в муниципалитетах, 20%-ной надбавки в течение трех первых лет работы, грантов за работу в сельской школе не считают той поддержкой государства, которая бы мотивировала их остаться в школе до пенсии.
Вопросы, касающиеся социальной поддержки молодых учителей в краевой анкете, были объединены в три блока: оценка деятельности органов власти; формы социальной поддержки; формы поддержки, предложенные лично педагогу за последний учебный год.
Результаты исследования показали, что самую высокую оценку деятельности по поддержке молодых педагогов получила администрация школы, а самую низкую - местные органы власти. При этом 12,1% респондентов указали, что получали от администрации школы разовую материальную помощь, 43% - моральную поддержку, 13,8% обрели наставника, 5,5% получили помощь в приобретении жилья, 2,9% - методическую поддержку, но более 16% ничего не знают о каких-либо формах поддержки.
40,6% оценивают действия районной власти на удовлетворительно; 15,6% - хорошо и 2,3% - очень хорошо. Остальные 40,5% оценивают плохо, очень плохо или никак вообще. Среди форм социальной поддержки, предоставляемых местными органами власти, выплату подъемных указали 14,7% учителей, предоставление жилья - 6,3%, моральную поддержку - 17,6%, и 45,8% ничего не знают о формах поддержки.
Крайком профсоюза ежегодно отчитывается перед ЦС профсоюза о мерах социальной поддержки, установленных на муниципальном уровне для молодых педагогов и педагогических работников, уходящих на пенсию. К сожалению, кроме единовременной денежной выплаты в размере 3-20 тыс. рублей при поступлении на работу и 20%-ной ежемесячной надбавки молодым первые три года работы, других эффективных форм поддержки мы назвать не можем.
В краевой анкете был вопрос «Какими словами вы могли бы определить свое настроение в последнее время?». О приподнятом настроении заявили 13,3% респондентов, с ощущением счастья живут 4,6%, испытывают напряжение - 7,7%, страх и пессимизм - 2,3%, с ровным, нормальным настроением живут и работают 63,7% опрошенных педагогов.
По итогам прошедших обсуждений мы предложили разработать в крае программу «Педагогические кадры» с разделом «Работа с молодыми педагогами», где предусмотреть все выводы и проблемы последних исследований.
Год молодежи, объявленный нашим профсоюзом, ориентирует профсоюзные комитеты образовательных организаций дойти до каждого молодого педагога, знать о нем абсолютно все, включать его в общественную жизнь школы, села и города. Наша сегодняшняя работа по созданию районных советов молодых педагогов, проводимая совместно с органами управления образованием, подтверждает желание молодых объединяться, жить активной жизнью с претензией на карьерный рост в системе образования. И мы должны им в этом помочь.