Вот я и решил, проводя с шестиклассниками урок, посвященный безопасности на улице, взять за основу фрагмент сказки «Похищение в Лисьем Лесу» английских авторов Брайана и Синтии Патерсон. Детективный сюжет сказки повествует о том, как обитатели Лисьего Леса спасают изобретателя-кролика дядюшку Генри от злобных крыс, которые его похитили. А предшествовала этому похищению встреча коварных крыс с добродушными друзьями Кроликом Ру, Ежиком Вилли и Мышом Харви. Описание этой злополучной встречи, приведшей в итоге к похищению дядюшки Генри, мы с учениками и взяли за основу нашего разговора о безопасности. Но прежде, чем перейти непосредственно к тексту и его комментарию, изложу немного теории.
Говоря «безопасность», я имею в виду «обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека» (см. Википедию). В наших школах проводится ряд мероприятий, посвященных безопасности детей на дорогах. Это важно и правильно! В то же время школьник получает минимум знаний о том, как вести себя в экстремальной социальной ситуации на улице, проще говоря, в уличном конфликте. Особенно это актуально для подростковой среды. Большинство конфликтных ситуаций, в которые попадает обычный подросток, происходит от незнания элементарных законов психологии. Причем со стороны родителей есть две крайние точки зрения на данную проблему. Первая позиция выражается в том, что родители всячески оберегают свое чадо от конфликтных ситуаций, а в случае возникновения конфликта априори становятся на сторону своего ребенка: «Наш не виноват, это они его спровоцировали!» В итоге ребенок вырастает неспособным решать появляющиеся социальные проблемы. Другие родители, напротив, полностью отдают ребенка в стихию коллектива: «Пусть учится сам, набивает шишки, а иначе он (или она) не повзрослеет». Этот подход приводит к тому, что ребенок приобретает в течение своего взросления целый букет психологических травм, которые обязательно проявят себя во взрослой жизни, а многие проявляют себя уже и в подростковом периоде. Данные травмы - фундамент будущих неврозов и всевозможных психологических и физических болезней человека. Истина же, как известно, где-то посередине. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы донести до сознания детей наиболее эффективный и максимально неконфликтный способ выхода из, казалось бы, тупиковой конфликтной ситуации. Но и это еще не самое важное. Самое главное - научить ребенка, особенно подростка, просчитывать свои поступки на несколько шагов вперед и уметь предвидеть и по возможности избегать будущих конфликтов.
В английской сказке «Похищение в Лисьем Лесу» все началось с того, что друзья решили добраться до дядюшки Генри самой короткой дорогой, пролегающей через Большой Лес. Раз автор говорит нам о короткой дороге, то наверняка имелся путь длиннее и, как это обычно бывает, безопаснее. То, что на первый взгляд кажется легким и быстрым, подчас оборачивается такими сложностями, на решение которых уходит уйма времени. И уж если человек выбрал короткий, но опасный путь, то идти по нему следует уверенно, а не как Вилли, которого изначально охватил страх, он боялся каждого шороха. Дело в том, что агрессор всегда интуитивно чувствует свою жертву, ее страх, неуверенность. Чувствует он это на каком-то физиологическом уровне, в народе это называют «шкурой чует». И если агрессор вдруг наталкивается на человека твердого и уверенного, то интерес к такому человеку у него зачастую пропадает. Безусловно, везде бывают исключения, но в подавляющем большинстве случаев происходит именно так. Другое дело, если жертва неуверенна в себе, всего кругом боится, как Вилли. Такой персонаж - самый лакомый кусочек для крыс, всегда готовых утвердиться за счет слабого. Вывод: необходимо развивать в себе (и подростку в первую очередь) чувство твердости и уверенности перед лицом потенциального агрессора.
«Кусты вдоль дороги раздвинулись, и на тропинку выскочили пять большущих крыс», которые преградили друзьям путь. Кролик, Мышонок и Ежик допустили еще одну ошибку, а именно пустили наглых крыс в свою так называемую интимную дистанцию. Не секрет, что каждый человек окружен невидимыми кольцами дистанций. Социальная дистанция - 1,3-3 метра. Это дистанция, на которой мы держимся от посторонних людей. Личная дистанция - от 50 см до 1,3 м. На этой дистанции мы контактируем со знакомыми нам людьми. И наконец, интимная дистанция - 15-50 см. Ее еще называют «дистанция вытянутой руки». Это дистанция, в которую мы разрешаем проникать родителям, детям, родственникам и близким друзьям. Дело в том, что, проникая в интимную дистанцию жертвы, агрессор получает возможность психически и физически влиять на выбранного им человека. Агрессор сознательно идет на разрыв дистанции, он готов к этому шагу, тогда как для жертвы данный шаг становится полной неожиданностью, и как следствие возникает страх, который и охватил Вилли и Ру. Задача взрослого - научить ребенка вовремя предвидеть такие разрывы дистанции и по возможности избегать их или как крайний вариант уметь четко действовать в этих разрывах. А далее, напугав наших друзей своим неожиданным появлением, самый крупный крыс с издевкой спрашивает: «И кто это тут бродит в нашем лесу без разрешения?» Здесь мы видим образец словесной агрессии, которая почти всегда предшествует агрессии физической и является поводом к последней. Наш мозг воспринимает в первую очередь интонацию, а уже потом смысл сказанных слов. Существует ряд принципов, по которым строятся ответы в сложных конфликтах. Грамотно построенный ответ помогает максимально снизить уровень агрессии преступника.
Неплохо бы проводить во внеклассное время с учениками мини-семинары, на которых бы они учились так или иначе реагировать на различные оттенки интонации. Но вернемся к нашим беспечным персонажам. Испугавшись, Ру и Вилли рассказали крысам, куда и зачем друзья идут, да еще и дрожащим голосом. И эта ситуация весьма характерна. Лишняя неконтролируемая говорливость - следствие страха жертвы. Человек при помощи такого многословия пытается отвести от себя агрессию, задобрить агрессора. Школьник должен это знать, просто знать, и это в свое время обязательно ему пригодится. Легендарный Алексей Алексеевич Кадочников, разработчик одной из самых эффективных отечественных систем выживания - «Системы Кадочникова», любит произносить: «Предупрежден - значит вооружен!» Итак, ряд ошибок, которые совершили жители Лисьего Леса, привели к тому, что дядюшка Генри был похищен злобными крысами, и нашим друзьям пришлось немало постараться, чтобы его освободить.
В своей педагогической деятельности с учениками я придерживаюсь принципа: не давать детям готовые ответы, но направлять учеников на поиск таковых. Поэтому при работе с данной сказкой я в первую очередь задавал школьникам наводящие вопросы, сам же отвечал крайне редко. Но в принципе почти все, что я изложил в настоящей статье, дети сами мне проговорили, конечно же, используя знакомые им слова и образы. Понятно, что данный анализ сказки «Похищение в Лисьем Лесу» - это лишь один из примеров работы с детьми по их социальной безопасности на улице. Сказка хороша тем, что содержит скрытый намек, смысл которого дети должны попробовать из нее извлечь. Мне видится такой метод работы со сказкой в качестве одного из самых эффективных, запоминающихся, понятных и в то же время ненавязчивых для школьников. Для старшеклассников можно найти подобные примеры в художественной литературе.

У ребенка с помощью сказки можно воспитать:

- волю - сложное и многогранное качество личности;
- веру в себя - умение противостоять неудачам;
- смелость - самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях;
- трудолюбие - нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду;
- настойчивость - терпение и выдержку при достижении цели;
- обязательность - умение держать слово;
- оптимизм - веру в успех, увлеченность, душевный подъем;
- целеустремленность - умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения;
- доброту и честность.

Русские пословицы по мотивам сказок

«Колобок» - «Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце  ледок».
«Теремок» - «Легко взято, легко и потеряно».
«Репка» - «Из многих малых одно большое выходит», «Капля по капле и камень долбит».
«Лиса и журавль» - «Каков привет, таков и ответ».
«Крошечка-Хаврошечка» - «Кто правдой живет, тот добро наживет».
«Царевна Несмеяна» - «Не все то золото, что блестит».
«Морозко» - «Без смирения нет спасения».
«Заюшкина избушка» - «На чужой каравай рот не разевай».


​Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории, Рассказово, Тамбовская область