Впервые мне представилась уникальная возможность стать экспертом Всероссийского конкурса. Передо мной была поставлена нелегкая задача - оценить работы коллег из разных уголков России. Материалы, представленные на конкурс, интересные, участники порадовали многообразием идей, оригинальностью, разносторонним подходом  к жизни и творчеству С.А.Есенина. Разработки уроков  и  мероприятий методически грамотно выстроены, в них видна большая подготовительная работа педагогов.
Напомню, что работы, представленные на конкурс, оценивались по следующим критериям:
1. Соответствие выбранной теме и возрасту учеников.
2. Оригинальность.
3. Наличие целей, задач, логичная структура.
4. Активное участие детей в уроке или внеклассном мероприятии.
5. Необычный подход к теме, выходящий за рамки традиционных школьных программ.
Кроме того, я обращал внимание на следующее:
1. Методическое оформление работы. Наличие методических подсказок, рекомендаций и советов для педагогов, которые помогут им в организации и проведении данного мероприятия (праздника, вечера, литературно-музыкальной композиции и т. д.).
2. Форма изложения и подачи материала.
3. Объем материала. Были ли даны все необходимые теоретические, базовые знания.

Работы, представленные на конкурс, были объединены единой тематикой (120-летие со дня рождения С.А.Есенина), но между тем имели разнообразные формы - сценарии, литературно-музыкальные композиции, уроки-игры и др.
Работы адресованы различным возрастным категориям: младшим школьникам, обучающимся среднего и старшего звена, учащимся и студентам различных учебных заведений.
Актуальность тематики, удачная театрализация, познавательная информация, оригинальные способы активизации аудитории, бережное отношение к литературно-поэтическому и историческому материалу (что в наше время особенно важно) отличали многие работы. Отрадно, что авторы постарались представить на конкурс не только текстовой материал, но и подкрепить его аудио- и фотоматериалами, презентациями.
Несколько слов о недочетах. Авторы не всегда в  достаточной степени использовали средства художественной выразительности. В некоторых работах, представленных на конкурс, отсутствовали композиционное и сюжетное построение, оригинальность драматургического хода. В нескольких работах повторялись фразы-штампы, взятые из одного и того же источника. Отдельные работы, к сожалению, представляли собой  не больше чем хорошо продуманный, качественный  стандартный урок, не выходящий за рамки традиционной школьной программы. 
Хотелось бы более подробно остановиться на материалах, которые оставили наиболее яркое впечатление.
В работе Валентины Николаевны Ивановой (Кобяйский улус, Республика Саха (Якутия) «Светлый образ матери в творчестве С.А.Есенина» интересен региональный компонент. Автор обращается к переводам Валерия Чиряева, который преимущественно занимался поэтическими переводами на якутский язык.
Людмила Сергеевна Бабичева (Домодедово, Московская область) обращается к оценке творчества С.А.Есенина современниками, что помогает составить наиболее полное представление о поэте.
Людмила Николаевна Гавриленко (Санкт-Петербург) представила  урок-игру «Умники и умницы» по жизни и творчеству С.Есенина. Впечатлили скрупулезность и тщательность отбора материала, корректное обращение с материалом, стремление рассмотреть творчество поэта (хотя это урок-игра)  с самых разных сторон.
Елена Юрьевна Кулакова (Сургут, Ханты-Мансийский АО) и Галина Юрьевна Семенова (Симферополь, Республика Крым)  представили разработки уроков, в которых обращаются к творчеству поэта, языку его произведений; пытаются ознакомить обучающихся с крестьянским бытом через языковой материал.
Елена Александровна Игнатова (д. Щурово, Клепиковский район, Рязанская область) затрагивает спас-клепиковский период жизни поэта, который в творчестве С.А.Есенина очень важен. Как известно, такие понятия, как дружба, товарищество, были неотъемлемой частью лицейской жизни А.С.Пушкина. Сыграли они свою роль и в творческой судьбе Сергея Есенина. Около 40 стихотворений Есенин написал в тот период. Некоторые из них впоследствии были опубликованы в московских и петербургских сборниках.
Нина Яковлевна Косилова (пос. Калачёво, Прокопьевский район, Кемеровская область) разносторонне освещает творчество С.А.Есенина, показывая в своей работе, что поэт продолжает жить в творчестве художников, музыкантов, литераторов, кинорежиссеров.
Не оставили равнодушным работы Виктории Викторовны Лактионовой (Санкт-Петербург), Любови Николаевны Москалец (пос. Кесова Гора, Тверская область), Марии Григорьевны Рудневой (Рязань), Галины Ивановны Ченской (пос. Кромы, Орловская область). Авторы попытались показать любовь С.А.Есенина  к малой родине.
Мария Григорьевна Руднева в разработке урока показала особенности ранних стихотворений С.Есенина, в которых отражены народные и христианские праздники.
Ирина Викторовна Мухина (Рязань) формирует понятие о жанре дневниковых записей, расширяя представления учащихся об отношениях Сергея Есенина и Галины Бениславской. Для этого автор использует дневниковые записи Галины Бениславской.
Светлана Михайловна Антонова, Елена Васильевна  Ничникова (Рязань) представили на суд жюри творческий проект «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы…». Вместе со своими воспитанниками наставники изучали произведения С.А.Есенина и технологии приготовления крестьянских блюд Рязанской губернии конца ХIХ - начала ХХ века.
Сам Есенин еще в юности писал: «Меня начнут понимать через сто лет после первой публикации…» Действительно ли мы доросли до понимания поэта? Мы можем смело ответить: да, доросли! Доказательством этого служат учительские работы. Педагоги показали, какой образ Сергея Есенина они создают на уроках и внеклассных мероприятиях.

​Сергей КАРПАЧЕВ, учитель русского языка и литературы плавской средней школы №2 Тульской области, учитель года Тульской области-2014