На сегодняшний день, по словам директора Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ Игоря Вальдмана, наша школа и общество находятся на такой стадии развития, что обсуждать реальную независимость, то есть независимость оценки качества образования, от самой системы образования пока преждевременно. Скорее мы говорим лишь о независимости оценки от объекта оценивания. То есть если мы хотим выявить фактическое качество работы школы, то оценивание проводит не сама школа. Точно такая же ситуация и в независимом оценивании учеников: если нам нужна реальная картина, исключающая все возможные искажения даже во благо, нужно обращаться не в школу. В качестве примера пока еще традиционного для нас института независимой оценки качества образования школьников Игорь Вальдман назвал... репетиторство.
Кроме непредвзятости системе независимой оценки качества образования, по его словам, конечно же должны быть присущи и такие атрибуты, как добровольность, адресность (результаты оценки передаются исключительно в руки заказчика), понятная, надежная и честная процедура, короткие сроки получения обратной связи, гибкие сроки прохождения самой оценки, а также отсутствие возможности у вышестоящих руководителей и ведомств применить к объекту исследования санкции после прохождения им оценочной процедуры. Ведь, к примеру, образовательные организации инициируют такие исследования «для себя», чтобы увидеть и самостоятельно исправить свои недостатки. В частности, это должны понимать управленцы различных уровней, которые во многих оценочных процедурах видят способ выявления слабых и сильных и как следствие - повод указать и наказать.
Роль же государства, как отметил Игорь Вальдман, должна быть сведена здесь к тому, чтобы задать некоторые правила игры. Так, похоже, до сих пор нерешенным остается вопрос о сертификации измерительных материалов оценки, хотя общество заинтересовано в том, чтобы все процедуры проводились на основе надежных инструментов. А вопросы сертификации находятся как раз в ведении государства.
Правда, как показывает практика, там, где государство вмешивается в регламентацию работы независимых центров оценки по минимуму, мы видим позитивные тенденции. В частности, опыт чувашского независимого агентства оценки качества образования «Лидер», по словам Игоря Вальдмана, свидетельствует именно об этом.