- Елена Юрьевна, в чем уникальность Вологодского многопрофильного лицея?
- Лицей был создан в 1993 году. Это особое учебное заведение областного подчинения, в котором обучаются дети со всей области. Лицей известен своими победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, международных и вузовских олимпиад, результатами ЕГЭ. В 2015 году это пять 100-балльников, почти 50% победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады, 4 победителя и 10 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Высокие результаты отражаются на рейтинге учебного заведения. Лицей регулярно попадает в различные топы: рейтинг лучших школ России Топ-25 (2013 и 2014 гг.), школ повышенного уровня РФ, олимпиадный рейтинг школ и др.
Особенность лицея - образовательная система, которая помогает детям достичь хороших учебных результатов. Здесь свое сочетание предметов, высокая квалификация учителей, привлекаются педагоги из вузов, существуют исследовательские направления обучения. В итоге выпускники поступают в лучшие вузы страны.
- Что удалось сделать в лицее за три года вашего руководства?
- Прежде всего это консолидация коллектива, что позволило достичь результативности. Понимание того, что для стабильных и высоких результатов необходимо использование и управление ресурсами и средствами, что все вместе рождает эффективность. Назову несколько акцентов в работе: на отбор детей, то есть поиск мотивированных и способных к интенсивному обучению школьников как по математике и естественным наукам, так и гуманитарным; на воспитание, поскольку образованность - это далеко не только результат обучения; на создание среды. Это ремонт, закупка оборудования и автобуса, переезд интерната. На это ушло много времени и энергии, но за два года мы его сделали при поддержке правительства области и Департамента образования. Использовали и другие возможности: выиграли в конкурсе инновационных проектов, в конкурсе социальных и культурных проектов ОАО «Лукойл». Приступили к выстраиванию системы работы с одаренными детьми всей области. Дано начало системе повышения квалификации и обмена опытом для учителей области, работающих по программам повышенной сложности.
- А каковы дальнейшие планы?
- Назову то, о чем думаю. Начинаю реализовывать, а где-то еще и мечтаю: это работа с родителями, попечительский совет, расширение участия в проектах и конкурсах, развитие исследовательских работ и новые факультативы: гуманитарные и естественно-научные, биотехнологии и робототехники. Это стадион и новое здание, здоровье и спорт в лицее. Развитие центра по работе с одаренными детьми. Важно, внедряя новое, сохранить ту присущую лицею хорошую консервативность, которая позволяет нашим ученикам получить фундаментальное образование.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать директор, чтобы добиваться поставленных целей и развивать свою школу?
- Во-первых, он должен быть лидером, то есть уметь определять направление продвижения, отвечая на вопросы, что нужно делать, куда и зачем идти. Во-вторых, управленцем, определяя, как правильно делать, не останавливаясь на сиюминутных мелочах и трудностях. В-третьих, профессионалом, он должен знать отрасль, в которой работает, и уметь нести ответственность за результаты, умело распределяя ресурсы и средства. И конечно, важны личностные качества - искренность и заинтересованность. Директор должен быть позитивным - когда коллектив видит, что руководитель настроен на лучшее, что люди ему небезразличны и он их слушает и слышит, когда они верят руководителю - такой коллектив может добиться очень многого. Когда ты понимаешь это, начинаешь себя менять. У меня переход в лицей привел к процессу «переписывания» себя.
- Каковы сегодня, с точки зрения директора, основные проблемы в российском образовании?
- В образовании сейчас сложная ситуация. Оно очень устало от реформирования, оптимизации и модернизации. За последнее время произошли огромные изменения, но у нас нет времени их осмыслить. Вуз не успевает следить за изменениями в школе, школа - за изменениями в вузе, в дошкольном образовании, в профессиональном образовании. Появился новый закон, стратегии и концепции, стандарты. Мы все это осваиваем и внедряем, но не понимаем самого главного - для чего России сегодня нужно образование?
Что является результатом школьного образования - знания или аттестат, а может, поступление куда-либо? Лучше бы знания, развитие мышления, ум, в котором рождаются мастерство и творчество. Осознанный выбор профессии. Граждане, для которых Родина - источник энтузиазма и преданности, нечто большее, чем просто местообитание.
Мы вводим стандарт педагога, прописываются новые требования к учителям, новые процедуры аттестации (за последние три года дважды менялась процедура аттестации, причем изменения носили принципиальный характер и по форме, и по содержанию). И при этом тихо уходит акцент на содержание образования и личность учителя.
Если же разбирать конкретные проблемы, то первая - это бумажная лавина, которая захлестывает образование. Оценивание по бумагам приведет к формализации, к производству бумаг, а не к содержательным изменениям. Не понимаю, зачем требовать от учителей при аттестации на высшую категорию обязательных публикаций, участия в конференциях, дипломов учеников. Это, конечно, упрощает процедуру оценивания, но превращает педагога в охотника за дипломами.
Вторая проблема - разрушение педагогического образования. Закрытие педагогических вузов, их слияние-присоединение, а по сути - сведение на нет и полное уничтожение. Сокращение бюджетных мест для будущих педагогов в вузах. Не секрет, что 40% учителей сейчас старше 50 лет. А вышеупомянутая аттестация и введение ФГОС приведут к «вымыванию» самых квалифицированных кадров. Мы пока держимся на кадрах, учившихся в советских педагогических вузах, но что делать дальше?
Третья проблема - это, конечно, вопрос с ЕГЭ, который надо решать.
- Как решать?
- У меня неоднозначное отношение к ЕГЭ. В нем есть плюсы. Во-первых, стране, безусловно, нужна независимая оценка качества школьного образования. Во-вторых, в ходе разработки вопросов единого экзамена родились очень хорошие задания. В-третьих, благодаря ЕГЭ улучшилось и поступление школьников из регионов в столичные вузы.
Но выявился и ряд серьезных проблем. Мне не нравится то, что в каждом из участников ЕГЭ видят потенциального нарушителя: ребенка рассматривают как потенциально списывающего, учителя как потенциально подсказывающего, организатора как потенциально нарушающего инструкции.
Ответы на ЕГЭ - это технология, которой можно научиться. Единый экзамен развивает скорее механическую память, а не мышление, он не учит думать. Например, взять биологию - здесь в тесты можно загнать не все ответы, потому что эта наука не стоит на месте и в ней значительна доля вопросов, не имеющих однозначного ответа.
Значимость ЕГЭ сегодня гипертрофирована. От него нужно оставить то положительное, что в нем есть, но сузить сферу применения. Надо развести окончание школы и поступление в вуз - это разное. Задачей школы не может быть поступление в вуз.
- Что же является задачей школы?
- С моей точки зрения, целью обучения в школе является образованность. Это не просто сумма знаний, а более высокие категории: и знания, и стремление к дальнейшему их получению, и воспитание, и умение мыслить.
Учитель - одна из самых важных профессий для общества. И сейчас очень важно проанализировать то, что сделано с образованием, надо остановиться и подумать. Если мы не поймем, для чего нам нужно образование, мы потеряем будущее, потеряем поколения людей.
Заслуга российского образования в том, что у нас обучение в школе традиционно сочетается с воспитанием. Российское образование объединяет обучение и воспитание. И учит мыслить. Поэтому оно не может развиваться, опираясь на штампы других стран.

Слагаемые успеха от Елены БАХТЕНКО

    Я стараюсь все планировать. Всегда нужно расставлять приоритеты. И важно понять, что все за один день сделать нельзя, что-то придется откладывать на завтра.
    Необходимо постоянно развиваться, стремиться к чему-то. Если ты считаешь, что стоишь наверху, ты достиг уровня своей некомпетентности, и пора спускаться вниз. Хочешь изменить жизнь, изменить что-то вокруг себя - начни с себя.
    Я не могу постигать что-то наполовину, я должна понять все от и до. Нужно находить время сесть и обдумать все как следует, понять, что и как.
    И на работе, и в семье нужно всегда быть честным человеком.
    Женщина-директор, женщина-учитель в семье ни в коем случае не должна быть директором и учителем. Важно оставаться женщиной.

Вологда