Акция способствует формированию у подростков активной гражданской позиции, ответственности, умения решать общественно значимые проблемы. Благодаря практическим делам они чувствуют себя увереннее, взрослее, ответственнее, подготовленнее к жизни, нежели их сверстники, которым еще не довелось заниматься социальными проектами.

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача возложена на формирующуюся систему гражданского образования детей и молодежи.

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация.

Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов (региональных, федеральных и международных), а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.

Общие положения

Настоящее положение определяет статус, цели и задачи V Всероссийской акции «Я - гражданин России» (далее - Акция).

Учредителями Акции являются Федеральное агентство по образованию, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», «Учительская газета», Самарский региональный центр гражданского образования, дирекция партнерства «Сивитас-Россия».

Цель Акции

Акция проводится с целью формирования у молодых граждан активной гражданской позиции, социализации учащихся образовательных учреждений Российской Федерации.

Задачи Акции

Образовательные:

закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках обществознания и граждановедения;

освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

развитие коммуникативных навыков;

приобретение навыков групповой работы.

Воспитательные:

привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;

формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своих местностях;

формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.

Участники Акции

В Акции принимают участие группы обучающихся в возрасте 11-18 лет общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учреждений дополнительного образования детей, а также детских и молодежных общественных организаций, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в своем селе, районе, городе, регионе, стране.

Взрослые (администрация и педагоги образовательных учреждений, лидеры детских общественных организаций и объединений) принимают участие в Акции на правах консультантов, экспертов, членов жюри.

Порядок проведения Акции

Принимая участие в Акции, команда при поддержке педагогов (преподавателей обществознания, граждановедения и других учебных дисциплин, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования и др.) выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их учреждения (организации), микрорайона, села, района, города.

Исследуя сущность проблемы, команда собирает различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии и оформляется в портфолио. Портфолио состоит из двух разделов: папки документов и раздвижного стенда.

Папка документов включает в себя юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы и отражает основные этапы работы команды по проблеме в логической и хронологической последовательности.

Данные материалы в папке и на стенде распределяются по 4 основным разделам проекта:

I. Актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области.

II. Сбор и анализ информации по избранной проблеме.

III. Программа действий, которую предлагает данная команда.

IV. Реализация плана действий команды.

Папка документов представляется в жюри для детального анализа логики работы школьников по разработке и реализации проекта.

На раздвижном стенде (четыре створки размером 80 см х 100 см каждая) размещаются материалы в соответствии с разделами проекта, позволяющие более наглядно представить свой проект и шаги его реализации во время устной презентации.

В качестве варианта визуальной презентации вместо раздвижного стенда допускается мультимедийный показ материалов по проекту в указанной логике количеством слайдов не более 20. Демонстрационные материалы по проекту выполняются в программе «Power Point».

Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного решения проблемы, аргументированно отвечать на вопросы, рассказать о практических результатах.

Устная презентация - это выступление команды из 4-6 человек в течение 10 минут, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы участников из других команд и жюри. В форме устных презентаций проводятся районные, городские, региональные конкурсы Акции.

Этапы и сроки проведения Акции

Подготовительный этап (октябрь - декабрь 2004 г.)

Создание всероссийского оргкомитета Акции.

Формирование региональных оргкомитетов управлениями образования субъектов Российской Федерации.

Проведение информационных совещаний в регионах по организации Акции на местах.

Обеспечение информационной поддержки Акции ее оргкомитетом совместно с региональными органами управления образованием (выпуск и распространение положения об Акции в образовательных учреждениях разных типов и видов, средствах массовой информации и др.).

Первый этап (январь - март 2005 г.)

Проведение Акции в субъектах Российской Федерации. Конкурсы по решению местных органов управления образованием проводятся на одном, двух или трех уровнях: 1-й - район, 2-й - город, 3-й - регион.

Папки документов и фотографии четырех створок раздвижного стенда (или компакт-диск с заменяющей стенд мультимедийной презентацией) победителей регионального этапа (не более трех проектов) направляются в оргкомитет вместе с сопроводительным письмом органа управления образованием субъекта Российской Федерации и протоколом до 1 апреля 2005 года (по почтовому штемпелю).

Желательно представление электронного варианта материалов портфолио и сценарного плана защиты проекта в текстовом редакторе «Word for windows 6.0».

В том случае, если региональный этап не проводился, в оргкомитет присылаются не более трех проектов с сопроводительным письмом органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

Проекты направлять по адресу: 443111, г. Самара, Московское шоссе, 125а, к. 319, Самарский региональный центр гражданского образования (с пометкой «Всероссийская акция «Я - гражданин России»).

Второй этап (апрель 2005 г.) - федеральный (заочный)

Экспертиза проектов всероссийским жюри, определение участников финала.

Третий этап (лето 2005 г.) - Всероссийский финал Акции

Финал Акции проводится в одном из регионов Российской Федерации. Финал предполагает сбор региональных команд - победителей Акции, проведение защиты проектов, обмен опытом работы педагогов.

Руководство Всероссийской акцией

Общее руководство подготовкой и проведением Акции осуществляет оргкомитет (приложение 1).

Организация и проведение Акции в регионах возлагается на органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Региональные оргкомитеты формируют жюри региональных этапов.

Оргкомитет Акции формирует жюри Всероссийского этапа.

Жюри осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс проектов, определяет лучшие из них.

- Отдел воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию - (095) 237-84-14 - Калиш Ирина Викторовна; e-mail: ikalish@yandex.ru.

- Самарский региональный центр гражданского образования: 443111, г. Самара, Московское шоссе, 125а, к. 319. Тел./факс (8462) 51-74-34, 42-65-68 - Пахомов Владимир Петрович; e-mail: civitas@sipkro.ru.

Критерии оценки проектов

Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям с учетом методики работы школьных команд над социальными проектами (приложение 2):

актуальность и важность поставленных проблем;

социальная значимость проблемы;

юридическая правомерность действий;

самостоятельность разработки проекта;

разноуровневость взаимодействия с властными структурами;

реалистичность, экономичность;

перспективность;

практические результаты.

Подведение итогов Акции и награждение победителей

Победители второго этапа Акции награждаются дипломами, грамотами, призами управлений образования субъектов Российской Федерации.

По итогам третьего этапа Акции все команды-участницы награждаются свидетельствами, а победители приглашаются для участия в финале Акции летом 2005 года. Консультант одной из команд-победительниц (по решению оргкомитета) будет направлен на стажировку в США.

Приложение 1

к Положению о V Всероссийской акции «Я - гражданин России»

Оргкомитет Всероссийской акции «Я - гражданин России»

Казенов Александр Александрович - заместитель руководителя Федерального агентства по образованию, председатель оргкомитета;

Баринов Сергей Вячеславович - начальник Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, заместитель председателя оргкомитета;

Положевец Петр Григорьевич - главный редактор «Учительской газеты», президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», сопредседатель оргкомитета;

Мельниченко Игорь Иннокентьевич - заместитель начальника Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, кандидат философских наук, заместитель председателя оргкомитета;

Березина Валентина Александровна - заместитель начальника отдела Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель председателя оргкомитета;

Беляков Евгений Михайлович - директор партнерства «Сивитас-Россия»;

Болотина Татьяна Владимировна - заведующая кафедрой исторического образования и права, директор Центра гражданского образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, доцент;

Воскресенская Наталья Михайловна - заведующая лабораторией сравнительной педагогики РАО, кандидат педагогических наук, доцент;

Димова Ирина Георгиевна - первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», исполнительный директор ассоциации «За гражданское образование», кандидат педагогических наук;

Егорова Алла Васильевна - начальник отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства и спорта, кандидат педагогических наук;

Калиш Ирина Викторовна - главный специалист отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, кандидат педагогических наук, доцент, ответственный секретарь оргкомитета;

Пахомов Владимир Петрович - руководитель Самарского регионального центра гражданского образования, кандидат исторических наук, доцент.

Приложение 2

к Положению о V Всероссийской акции «Я - гражданин России»

Методика работы школьных команд над социальными проектами в рамках Всероссийской Акции «Я - гражданин России»

1-я стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом

Ее целью является проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.

В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.

Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).

2-я стадия. Выбор проблемы

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестками которой будут актуальные проблемы села, района, города, региона, и школьники, перебрав каждый из лепестков (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура и др.), выбирают один из них, который и станет объектом исследования и разработки варианта его решения.

В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического исследования обширного контингента респондентов.

Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась не решенной?

Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории.

Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами, учащиеся соответственно разделяются на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.

3-я стадия. Сбор информации

В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

Одна группа изучает правовую информативную базу избранной проблемы. Другая группа проводит социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.

Следующая - занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.

Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно, при помощи администрации школы или родителей) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.

Итогом работы должна стать всеобъемлющая, доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.

4-я стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы

Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

При участии педагога школьники компонуют материалы по разделам:

Актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме.

Программа действий, которую предлагает данная команда.

Реализация плана действий команды.

Это трудоемкий этап работы, потому что учащиеся должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» не решенную пока проблему.

На данной стадии команда дает свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса. Здесь могут быть варианты технико-экономического, юридического обоснования того или иного варианта решения проблемы.

5-я стадия. Реализация плана действий команды учащихся

Данная стадия предполагает, что школьники пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения животрепещущей проблемы.

В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).

С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие - путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.

6-я стадия. Подготовка к защите проекта

На этом этапе идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80 см х 100 см) в виде «раскладушки», которые соответствуют 2-5-й стадиям деятельности команды над проектом.

Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 5-6 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы, представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.

Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляются сценарии выступления учащихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.

7-я стадия. Презентация проекта

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.

Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.

8-я стадия. Рефлексия

Главная цель этого этапа - анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.

При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.