Никто не отрицает необходимости демократических преобразований, вызванных реалиями современного мира, усложнением общественной жизни, но многих беспокоит факт нравственного обнищания, потери духовности, гуманности, доброты и прочих важных для человека и общества, окружающего его, качеств личности, наличие которых в душе русского человека, как не раз показывала история, спасало всю нацию от вымирания и гибели.

Вместе с демократией русский человек получил свободу, но представление о свободе у него гипертрофировано в форму вседозволенности, всепозволительности. И что же мы видим: крушение ранее превозносившихся общественных идеалов, рост преступности, обесценивание жизни человека, веру во власть денег и достаточно часто проявляющуюся в людях пассивность, отсутствие четкой гражданской позиции. Казалось бы, демократия прижилась в России, но для того чтобы она приняла цивилизованные формы, необходима самоорганизация каждого отдельного человека и соответственно общества в целом, только тогда человек сможет воспользоваться всеми благами демократии.

Для подрастающего поколения характерно чувство растерянности в современной общественной обстановке, и это немудрено; подросток, не понимая всего происходящего в обществе, просто в конце концов отстраняется от него, от его проблем. Молодежь пассивна, и это не позволяет ей стать успешными гражданами, для которых слова Родина, честь, чувство достоинства наполнены особым смыслом. Государство, где большинство людей пассивно, равнодушно ко всему, безответственно, не может стать могущественным, полностью свободным.

Огромную роль в формировании активной гражданской позиции россиян в этих условиях играет система образования, которая также затронута реформированием и поиском некоего эталона модели своего развития. Иногда, правда, дело доходит до некоторых крайностей, примером может служить тот факт, что некоторые «апологеты» реформирования исторического и обществоведческого образования ставят под сомнение ранее незыблемую истину (цель), такую, как первоочередность формирования чувства патриотизма у школьника.

Основное учебное время, как и в прежние времена, отведено под дисциплины естественно-научного цикла, а гуманитарные предметы предназначены в основном для усвоения школьником определенной суммы знаний, умений и навыков. В свою очередь учитель математики или, скажем, русского языка заявляет, что именно его предмет самый важный, а знания, полученные по остальным предметам, якобы не пригодятся в жизни. И какую же картину мы дальше можем лицезреть: выпускник получил хорошие знания по «нужным» дисциплинам, но он не смог самостоятельно определить свою судьбу, так как за годы такой учебы он приобрел пассивность, закомплексованность, которые помешали ему реализоваться.

Именно поэтому в последнее время большое внимание в системе школьного образования уделяется дисциплинам обществоведческого курса, к коим относится и граждановедение. Данный учебный курс позволяет во многом решить проблему формирования личности подростка, выработать у него активную гражданскую позицию, чувство нежелания мириться с тем. что его не устраивает, и готовность бороться за свое лучшее будущее.

Обществоведческое образование определяет следующий круг задач - в широком смысле: дать выпускнику знания, обеспечить социализацию учащихся, заложить базу для получения профессии (не в смысле овладения конкретными профессиональными знаниями и навыками, а исходя из понимания, что профессиональная деятельность требует определенных интеллектуальных, волевых и других качеств личности, в том числе коммуникативных. Таким образом, главной задачей граждановедения можно считать адаптацию учащихся к жизни общества. Уроки граждановедения, развивая такие способности личности, как критическое мышление, умение оценивать окружающую обстановку, свои поступки и поступки других людей, распознавать добро и зло, негативные явления в жизни, в конечном итоге должны помочь человеку вырасти гражданином, чувствующим ответственность не только за себя, но и за своих родных и близких, за всю страну, потому что понимает: от благополучия страны зависит его собственное благополучие, счастье родных и близких, всех остальных людей. Подтверждением этого являются следующие слова А. Блока: «Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывателем».

Что же на практике дают учащемуся посещаемые им уроки граждановедения в плане развития его личности:

формирование активной гражданской позиции;

осознание проблем современной общественной жизни и умение их оценивать и обсуждать, а зачастую и решать своими силами;

снятие барьеров общения;

сдерживание эмоций;

выработка собственной позиции, точки зрения;

проявление искренности;

умение самодиагностироваться (самораскрываться, осознавать и формулировать собственные личностные особенности);

оценивать свой характер, поведение в отношениях с близкими и знакомыми людьми, в том числе с ребятами-одноклассниками, с родителями, - этот список можно было бы продолжать и дальше.

Каким же образом преподаватель может приблизиться к идеалу в плане формирования личности учащегося на уроках граждановедения:

преподавать так, чтобы предмет был интересным, понятным ученику;

реализовывать принцип добровольности учащихся;

снять барьеры в общении с учителем и одноклассниками;

способствовать выработке внутренней естественной заинтересованности учащегося в изменениях своей личности;

разработать и привить учащимся правила общения;

обратить внимание на конструктивность общения в ходе урока, чтобы не было лишней болтовни и дезорганизованности;

сделать упор на состязательность в учебной деятельности;

не навязывать свои идеи детям, быть тактичным в общении;

использовать диалог на уроке, основанный на взаимоуважении участников, на полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения;

использовать на уроках тренинговые задания, работу в группах;

учитывать возрастные особенности учащихся, т.е. быть хорошим психологом.

Из своего опыта могу сделать следующий вывод, что учащиеся 5-7-х классов охотнее идут на раскрытие своего внутреннего мира переживаний нежели подростки более старших классов и т.д.

И в заключение хочется сказать, что такой предмет, как граждановедение, необходим в базисном учебном плане общеобразовательного учреждения. Он нравится детям, позволяет им раскрепоститься, по-новому взглянуть на окружающий мир, оценить себя и других людей, преодолеть комплекс боязни общения и замкнутость, что в конечном итоге сказывается и на более высокой результативности работы учащихся по другим дисциплинам и на формировании активной гражданской позиции, основанной на добродетели.

Андрей РАЗУМОВСКИЙ, учитель граждановедения, п. Завидово, Тверская область