В творческой лаборатории преподавателя интегрируются два основных принципа: исследовательский, творческий. Творческая лаборатория - это единое научное сообщество ученика, студента, преподавателя. Каждому субъекту предоставляется возможность творчества, возможность реализовать свои взгляды, позиции, научные концепции.

Все участники творческой лаборатории работают над проблемой, приходят к общему результату. Творческий преподаватель использует познавательный потенциал группы, ее особенности. Используются такие формы работы: «мозговой штурм», работа в малых группах, сбор материалов из периодической печати, работа лекторской группы в правовом клубе.

До сих пор многие учителя видят основную цель своих уроков - дать знания, систему знаний. При этом не уделяется внимание умению излагать свои мысли.

А это важно. Умение строить устные и письменные монологи (составьте приказ, распоряжение, напишите заявление на работу, претензию...).

Здесь важны со стороны преподавателя доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру студента, оптимистический настрой преподавателя и студентов.

Используется метод письменного анализа работы товарища, редактирования текста друг друга.

Конечно, обязательно должны учитываться индивидуальные особенности ученика или студента.

Использование индивидуального задания в учебном плане. Оно приучает подростка к самостоятельной работе: это оформление стенгазет, образцов договоров, написание реферата, составление таблиц и их оформление, видеокассеты, дискеты, сбор материалов из периодической печати на темы:

а) «Работа мирового судьи».

б) «Избирательная система в РФ».

в) «Символы моей Родины».

г) «Промышленные предприятия Кузбасса» и т.д.

д) «Президент РФ и его деятельность».

е) «Глава администрации Кемеровской области».

Такая работа поощряется, психологическая сила ее становится очевидной и тем самым обеспечивается дифференциация обучаемых студентов.

Используя метод индивидуальных заданий, нужно всегда помнить о том, чтобы они были понятными и доступными. Студенты самостоятельно работают с различными источниками информации, обобщая материал.

Сегодня мы говорим об активных нестандартных методах обучения. Очень важным моментом является исследовательский метод или элементы его.

Сущность исследовательского метода сводится к следующему:

Преподаватель или учитель с учениками или студентами формирует проблему исследования, решение которой требует время;

Далее они сами разрабатывают программу своих действий для поиска нужной информации в периодической печати, в законах, в учебной литературе;

Далее идут сбор информации, обработка ее, анализ;

Выступление с информацией на правовом лектории, в группе перед товарищами.

Это помогает подростку преодолеть внутреннюю неуверенность, способствует раскрепощению, более полному проявлению своих сил и возможностей.

Китайская пословица гласит: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Вовлеки меня - я пойму». Каждый из нас, кто стремится к мыслительной деятельности, прошел этот путь.

Как вовлечь студента, заинтересовать его?

Ситуационно, проблемные задания («Найди ошибку»);

Тесты, деловые игры;

Обсуждение конкретной ситуации («О гражданстве», договор купли-продажи);

Исследовательская работа (сбор материалов из периодической печати);

Создание положительных эмоций характера процесса обучения (т.е. привлечение яркого фактического материала, опора на явления окружающей среды и опыта студентов);

Моделирование ситуаций из реальной жизни;

Анкетирование (с целью познания коллектива группы).

Уже пятый год в группах, изучающих «Основы права», провожу тест «Моя уличная компания», «Могу ли я оступиться».

При обработке данных прихожу к выводу: почти во всех группах 6-7 человек ведут достойный образ жизни, выбирают себе в друзья хороших людей. 60-70% проводят просто время под девизом: «Мне все надоело», «Мне ничего не хочется делать». Но 32% студентов увлекаются музыкой, 29% - спортом, 29% - компьютером, 10% - любят читать, 6% - художественным творчеством.

Исследовательская деятельность и ее результативность

Важное значение имеет привлечение ребят к практической деятельности (правовой клуб «Фемида»), где воспитываются самостоятельность и чувство ответственности, умение выступить перед слушателями.

При этом студенты или старшеклассники приобретают навыки делового общения, культуры поведения, стараются быть вежливыми, доброжелательными. Данная работа активизирует мыслительную деятельность студента, расширяет его кругозор по правовым вопросам, основам политологии, психологии, о социально-экономическом состоянии общества в целом, а также способствует развитию качеств, необходимых будущим специалистам.

Знания только тогда являются прочными, когда приобретаются прежде всего усилиями своей мысли.

В этом и заключается специфика познавательного процесса.

Данная работа студентов заставляет думать, интегрировать полученные знания, формирует исследовательский подход к закреплению теоретического материала.

Они проявляют активность, смекалку, творчество, приобретают навыки организаторской работы.

Творческие способности развиваются через систему практических знаний по различным темам:

Экономические споры;

Юридические лица и их правовой статус;

Государственная и муниципальная служба;

Хозяйственный договор (подборка различных видов);

Составление искового заявления, претензии и т.д.

Для практической работы преподаватель предоставляет раздаточный материал, проводит инструктаж.

Большое значение в творческой лаборатории преподавателя имеет использование рейтинговой системы оценивания знаний студентов. За что ставится балл:

1. Своевременность выполнения задания.

2. Поощрительные баллы за сложность работ, оригинальный ответ студента.

3. Знание других дисциплин.

Эта система стимулирует студентов и повышает уровень знаний обучаемых.

Большое значение имеет знание факторов коммуникации.

Чтобы тебя воспринимали, необходимо учитывать темп речи, силу звука, паузы, правильное дыхание, диалект, стиль речи;

Речь не должна быть монотонной;

Важные «вещи» произносить медленно, оптимально 60-80 слов в минуту (быстрый 100-110 слов, замедленный 40-50 слов);

Рекомендуется менять силу голоса. Скорее, говорить громче, чем слишком тихо;

Делать паузы (чтобы студенты «переварили» информацию);

Дыхание должно быть глубоким и ровным. Следует произносить короткие предложения, чтобы не делать вдох в его середине;

Правильное ударение расставляет акцент в речи. Делая ударения, можно изменить смысл высказывания;

Стиль речи. Опытный преподаватель использует в своей речи образные сравнения, метафоры, аллегории, шутки, остроты;

Неречевые коммуникации: мимика, жест, внешний вид.

1. Мимика - выразительное движение мышц лица. Лицо преподавателя несет информацию об одобрении в их поведении и т.д.;

2. Взгляд - успокоиться или прерваться. Через контакт глазами можно создать на занятиях индивидуальные отношения;

3. Жесты - они говорят об эмоциональном состоянии преподавателя;

4. Дистанция - это непосредственное расстояние между преподавателем и студентом;

5. Внешний вид - создает впечатление с первого раза, проявляется социальный статус преподавателя, свойства его характера, эмоциональное состояние.

Галина ДОВГАЛЬ, преподаватель техникума, Кемерово