Как браться за что-либо, совершенно не представляя, каким образом это делали до тебя? Как можно считать себя патриотом, благодарным потомком, не зная ничего о мастерах прошлого, строивших то будущее, в котором мы живем сейчас? Нет, связь поколений не прервется никогда. Как сказал великий мыслитель, публицист и критик XIX столетия В. Белинский: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем».
Я горжусь своей бабушкой, заслуженным учителем (по жизни, а не по званию) Нелли Григорьевной Зверевой. Более сорока лет она отдала школе, преподавая русский язык и литературу в совершенно различных местах и с различными детьми.
Окончив Новосибирский государственный педагогический институт, еще совсем юная Нелли Григорьевна уехала работать в сибирскую сельскую школу. Сельские дети многим отличаются от городских, но бабушка быстро нашла с ними общий язык, очаровывая их лирикой Пушкина, которой сама восхищалась безумно. Дети полюбили Нелли Григорьевну за ее справедливость и доброту. Не всегда, конечно, было все так гладко. Находились и хулиганы, и проказники, но бабушка всегда видела в своем ученике прежде всего личность со всеми положительными сторонами.
В 1965 году муж Нелли Григорьевны и мой дедушка Олег Семенович Газман был назначен заместителем начальника всесоюзного пионерского лагеря «Орленок», семье пришлось переехать под Туапсе в местечко Новомихайловское, где и располагался центр. Сюда съезжались дети со всего СССР. Летом - пропитаться щедрым кубанским солнцем, зимой - просто отдохнуть. Бабушка и здесь проявила себя с лучшей стороны, работая по той же профессии - отрядной вожатой, учителем орлятской школы.
После «Орленка» молодая семья переезжает в подмосковный Зеленоград, где Нелли Григорьевна устраивается в школу №842. Бабушка всегда стремилась найти верный тон общения с учениками: иногда посмеяться, когда можно, иногда пофилософствовать, ведь без таких лирических отступлений учебный процесс невозможен. Нелли Григорьевна всегда была и остается другом для своих учеников, но в нужное время могла проявить и проявляла строгость. Как говорил и писал мой дед: «Быть товарищем, другом - большая ответственность и очень нелегкий труд. Но зато это единственная позиция, которая ведет к педагогике сотрудничества, а без нее нет демократического воспитания школьников».
Педагогический коллектив любил бабушку, находя в ней и хорошего специалиста, и мудрого, доброго человека. Вскоре она стала завучем школы. Работы свалилось на плечи Нелли Григорьевны достаточно, но, трудолюбивая и честная, она выполняла все свои дела усердно, даже порой забывая о личной семейной жизни. Ежедневно бабушка вставала в пять утра, чтобы все успеть! Домой она возвращалась не раньше шести, а порой и после восьми. Так прошло несколько лет - в неустанном и честном труде. Всю себя бабушка посвящала своему делу и своей школе, в которой вскоре заняла должность директора.
Двери в кабинет нового директора всегда были открыты в буквальном смысле этого слова - таков принцип ее педагогики. Любой, как учитель, так и ученик, всегда мог прийти к ней со своими переживаниями и проблемами. Многое пришлось увидеть бабушке в этой должности как хорошего, так и не очень. Но она всегда была гуманной по отношению к людям, всегда старалась войти в их положение, всегда была справедливой.
В 1986 году бабушка ушла на пенсию, отдав добрые двадцать лет 842-й школе честным, созидательным трудом. Но долго без своей профессии она жить не смогла: уже в конце 1990-х Нелли Григорьевна возвращается в образовательный процесс, устроившись в новую частную зеленоградскую школу. Затем подруги и бывшие бабушкины коллеги по 842-й школе позвали ее в лицей №1557, который я, к слову, сейчас оканчиваю, где она проработала почти десять лет, после чего ушла на пенсию. Но даже сейчас, уже не работая в школе, она неустанно помогает разным ребятам постигать родной язык и нашу великую литературу.
«Друзья меня упрекают порой, что я не беру денег за частные консультации, но они не понимают главного: так я обрастаю друзьями!» - улыбается бабушка.
Нет, связь поколений не прервется! Мы знаем колоссальную цену героического труда наших наставников, всегда будем помнить и уважать их.

Олег ЗВЕРЕВ, выпускник лицея №1557