Подготовка специалистов, способных эффективно осуществлять подобные исследования и таким образом отвечающих требованиям профессионального стандарта педагога исследовательского и проектного характера, и есть задача магистратуры современного педагогического вуза. В настоящее время по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации реализуют масштабную программу по совершенствованию программ подготовки педагогов («Разработка новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры» в рамках проекта модернизации педагогического образования и федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы - педагогическоеобразование.рф). Два вуза системы Департамента образования принимают участие в разработке программ педагогических магистратур. Московский городской педагогический университет (МГПУ), будучи исполнителем государственного контракта по внедрению исследовательской магистратуры и опираясь на данные, полученные в исследовании дефицита гуманитарных компетенций в Москве в 2014 году (опрос работодателей, потребителей услуг высшего профессионального образования, кадровых агентств (более 600 респондентов), сформировал пакет своих предложений. Рекомендации МГПУ были обсуждены с участием экспертов Министерства образования и науки РФ, МГППУ, НИУ ВШЭ, НФПК и нашли положительный отклик.
МГПУ, обозначая содержательные контуры исследовательской магистратуры в педагогическом вузе, опирался на четыре группы компетенций, востребованность которых наблюдается у всех трех групп респондентов исследования дефицита гуманитарных компетенций в Москве. Как же должна быть устроена магистерская программа, направленная на развитие этих четырех групп компетенций?
Для решения поставленной задачи образовательные модули магистратуры разрабатывают с учетом следующих особенностей их использования в учебном процессе:
- модули исследовательской магистратуры - общенаучные (базовый и вариативный), профессиональные (базовый и вариативный), практика, научно-исследовательская работа (НИР) студента - применяют отдельно, блочно, а также целиком (в одной магистерской программе). Включение отдельных модулей в различные магистерские программы позволяет провести их апробацию в большом количестве магистратур и обеспечить для всех вовлеченных в этот процесс магистрантов возможность приобретения исследовательских компетенций;
- содержание образовательных программ дисциплин всех образовательных модулей строят на ясном понимании того, что современные педагогические процессы осуществляют не только в институциональной сфере школьной и вузовской педагогики, но активно реализуют в социальной, культурной и бизнес-сферах;
- в учебном процессе обеспечивают единство предмета, метода и технологии обучения (учим, анализируем, проектируем, взаимодействуем). Это позволит магистрам самостоятельно проводить исследования в разных сферах.

Перечень формируемых компетенций
    Педагогические:
- диагностируют потребности и задачи обучения;
- разрабатывают концепции и программы предметного и интенсивного обучения;
- применяют информационные технологии в образовательном процессе;
- организуют групповое обучение (работу с группой);
- оценивают результативность и эффективность обучения.
    Аналитические:
- формулируют проблему и гипотезы исследования;
- разрабатывают план исследования;
- работают с информацией, в том числе с применением ИКТ (осуществляют поиск валидных источников, собирают и анализируют данные);
- применяют количественные и качественные инструменты анализа;
- обрабатывают результаты исследований (готовят аналитические отчеты, обзоры, рефераты).
    Проектные:
- инициируют проекты;
- планируют учебную деятельность и деятельность организации;
- обеспечивают выполнение проектов и контролируют качество процессов и результатов проекта;
- формируют проектные команды;
- диагностируют мотивацию и стимулируют трудовую деятельность.
    Коммуникативные:
- осуществляют вертикальное (руководство, подчиненные) и горизонтальное (коллеги, партнеры, учащиеся) взаимодействие;
- осуществляют межличностные и групповые коммуникации (проводят совещания, презентации, дискуссии);
- осуществляют индивидуальное и групповое консультирование.
Общенаучный цикл дисциплин предлагает изучение методологии и технологии исследовательской деятельности и отвечает на вопрос: как исследовать (анализировать, проектировать) в гуманитарной сфере? В результате изучения дисциплин этого цикла студент определяет для себя будущую траекторию (аналитическую или проектную) исследовательской деятельности (магистерской диссертации). Общенаучный цикл содержит базовую и вариативную части:
Научный цикл дисциплин (базовая часть - 3 дисциплины):
    методология научного исследования в гуманитарной сфере;
    методы и инструменты управления проектами в образовании;
    особенности современных междисциплинарных педагогических исследований.
Научный цикл дисциплин (вариативная часть - 6 дисциплин):
Траектория «исследователь-аналитик»:
    количественный и качественный анализ в гуманитарной сфере;
    аналитико-синтетическая обработка профессиональной информации;
    дизайн гуманитарного исследования.
Траектория «исследователь-проектировщик»:
    проектный анализ;
    технологии инициирования и планирования проектов;
    оценка результативности и качества проектной деятельности.
Профессиональный цикл дисциплин предлагает изучение объектов и предметов исследования в сфере образования и отвечает на вопрос: что исследовать (анализировать, проектировать)? В результате студент выбирает предметную область исследования (магистерской диссертации): а) технологии и организация учебного процесса (педагогика); б) организация и управление образовательными системами различного уровня (образовательный менеджмент).
Профессиональный цикл дисциплин содержит базовую и вариативную части.
Профессиональный цикл дисциплин (базовая часть - 3 дисциплины):
    предмет педагогических исследований;
    образовательная политика и характеристики современных образовательных систем;
    информационные образовательные технологии.
Профессиональный цикл дисциплин (вариативная часть - 6 дисциплин):
Предметная область «Технологии и организация учебного процесса» (педагогика):
    разработка образовательных программ;
    проектирование педагогических систем и технологий;
    педагогический эксперимент.
Предметная область «Организация и управление образовательными системами различного уровня» (менеджмент):
    стратегии развития образовательных организаций;
    экономика образования;
    управление персоналом образовательных организаций.
Основополагающая в подготовке профессиональных исследователей и проектировщиков образовательной сферы (и даже шире, гуманитарного поля в целом) - научно-исследовательская работа магистрантов. Кафедра управления проектами МГПУ, разрабатывая концепцию исследовательской магистратуры, опиралась на собственный опыт подготовки магистрантов в рамках своей первой магистерской программы «Управление проектами и программами: технологии анализа, планирование и реализация», выпускники которой успешно защитили магистерские диссертации в 2014 году.
Как построена научно-исследовательская работа магистрантов на протяжении всех двух лет обучения в магистратуре? С момента зачисления на магистерскую программу магистрант совместно с научным консультантом работает над постановкой проблемы будущей магистерской диссертации, выявляет имеющиеся противоречия и описывает проблемную ситуацию в организационном поле, к объективным данным которого у магистранта есть доступ. Чаще всего речь идет о месте работы магистранта. По мере обучения в магистратуре магистранты при помощи научных консультантов и руководителей формулируют проблему собственных исследований, определяют объекты и предметы исследований, ставят цели и задачи предстоящей исследовательской работы, разрабатывают программу исследования, работают в поле, собирая эмпирические данные, анализируют их, выявляя закономерности и давая практические рекомендации. Каждый шаг исследовательской работы сопряжен с публичным обсуждением результатов слушателей. Магистранты ежемесячно выступают с докладами о проделанной работе в области научного поиска на научном семинаре кафедры управления проектами МГПУ, куда приглашают всех преподавателей кафедры, студентов других курсов, а также внешних экспертов. Выступления сопровождают мультимедийными презентациями, их регламентирует ведущий семинара. Атрибут подобных научных сессий - дискуссия участников семинара, порой весьма острая. Выступления протоколируют, а презентации и результаты обсуждений размещают в свободном доступе в сети Интернет на корпоративном сайте университета http://www.mgpu.ru/news.php?subdivision=496, трансляция мероприятий идет в социальной сети Twitter https://twitter.com/mgpu_kafedraUP.
Сегодня уже есть научные результаты магистрантов, успешно завершивших обучение в магистратуре кафедры управления проектами МГПУ в 2014 году. На первой магистерской программе кафедры управления проектами «Управление проектами и программами: технологии анализа, планирование и реализация» обучались студенты, работающие в различных образовательных организациях Москвы (общее образование - работники Центра образования №548 «Царицыно», высшее профессиональное образование - сотрудники МГПУ, дополнительное образование - работник детско-юношеского центра «Войковский»). Представленные на защиту магистерские диссертации студентов имели как исследовательскую, так и проектную направленность, касались организации и управления как образовательными системами, так и учебным процессом.
В работе «Организация инженерного направления обучения в средней и старшей школе (на примере ЦО №548 «Царицыно»)» было проведено теоретическое исследование, которое подтвердило, что на сегодняшний день в Российской Федерации есть нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, тормозящим экономический рост страны. В диссертации был представлен опыт организации инженерного направления обучения (на примере ЦО №548 «Царицыно») - проект «Технокласс» 5-7, направленный на такие результаты, как:
- общий и естественно-научный кругозор, владение стратегиями решений практических задач в сфере естественных наук, технологий и промышленности, а также способами создавать необходимые стратегии действий для их решения;
- опыт деятельности в различных социальных ролях и коммуникациях, связанных с решением практических (учебных и реальных) задач;
- осознанная учебная и социальная самостоятельность, ориентированная на инновационный (по форме и содержанию) характер деятельности.
Рекомендации по организации инженерного направления обучения в старшей школе: проект «Технокласс» 8-9 и проект «Технокласс» 10-11, в которых реализуют технический принцип образования, представляющий собой особую систему организационно-педагогического обеспечения, его содержания с учетом специфики и тенденции развития современного общества на основе углубленного или расширенного изучения естественно-научных дисциплин и новых технологий; взаимной увязки фундаментальных наук с практической деятельностью и с трудом; воспитания личностных качеств школьников; подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии; организации непрерывного образования обучающихся и преподавателей. Есть предположение, что если не обращать внимания на детей, заинтересованных и увлеченных инженерными направлениями, уже в 7-9-х классах, вероятность того, что они успешно пойдут по инженерной карьере, очень низка. Использование в школах лабораторий инженерной направленности в модели непрерывного информационного образования позволит осуществлять эффективное сквозное обучение (средняя школа - старшая профильная школа - вуз) по современным информационным и коммуникационным технологиям, обеспечивая непрерывность образовательной программы на разных ступенях образования. Для организации инженерного направления обучения в старшей школе необходимо: включение в учебные планы и программы школы специальных дисциплин; использование современных образовательных, информационных, проектных технологий; создание интеллектуальных, воспитательных, учебно-производственных, технических центров; организация довузовской подготовки через взаимодействие с педагогами ведущих вузов страны.
Профильные инженерные классы обеспечивают учащимся:
- право на получение среднего (полного) образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов с учетом их запросов и интересов;
- расширенный уровень подготовки по инженерно-техническому направлению;
- развитие творческих способностей в соответствии с их интересами и склонностями;
- основы профессиональной подготовки по отдельным специальностям высших и средних специальных учебных заведений.
Цель магистерской диссертации «Организация проектной деятельности в учебном процессе» - разработка показателей эффективности организации проектной деятельности в учебном процессе в школе. В рамках работы были разработаны показатели эффективности организации проектной деятельности в учебном процессе: «Знание», «Использование», «Регулярность», «Обмен опытом», представлена система оценки организации проектной деятельности в учебном процессе. Магистрант провел эмпирическое исследование на базе 5 московских школ, в котором обработаны 136 анкет. По результатам исследования установлено прямое соответствие между эффективностью организации проектной деятельности в учебном процессе и позицией школы в рейтинге по результатам ЕГЭ, разработаны рекомендации по повышению эффективности организации проектной деятельности в учебном процессе.
Диссертация «Управление человеческими ресурсами в образовательной организации» была направлена на выявление новой для школы, но не для бизнес-среды, модели управления работниками, магистрант изучил опыт зарубежных коллег и представил предложения по организации HR-службы в современной московской школе на примере Центра образования №548 «Царицыно», сделал вывод, подкрепленный результатом социологического опроса внутри и за пределами образовательной организации, что современной образовательной организации необходимо создавать службу работы с персоналом, для того чтобы соответствовать запросам родителей, детей, быстро меняющимся условиям труда, реформам в сфере образования. Подобная служба позволит поддерживать конкурентоспособность образовательной организации, быть современной и востребованной в отрасли.
Ярко выраженный исследовательский характер с прикладной маркетинговой составляющей имела магистерская диссертация «Исследование рынка дистанционного дополнительного педагогического образования Москвы», в которой автор работы провел опрос 302 работников столичного образования. В этой работе была проверена гипотеза: существующие предложения на рынке образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования педагогических работников Москвы не удовлетворяют спрос:
- по содержанию;
- по формату проведения обучения;
- по ценам.
В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась частично в части существования неудовлетворенного спроса по содержанию и по формату проведения обучения. Неудовлетворенности спроса по ценам не выявлено из-за несформированного представления педагогических работников о ценах на дополнительное профессиональное образование, неудовлетворенность по содержанию ярко представлена, например, в части предложений для молодых педагогов в возрасте до 30, которых интересует саморазвитие и которые отдают предпочтение темам личностного роста. Что касается формата проведения, то стоит отметить, что большинство преподавателей предпочитают курсы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, в программе которых обязательно должен быть мастер-класс, однако курсов подобного формата среди представленных предложений не найдено. Вузы и другие образовательные организации, осуществляющие дополнительное профессиональное образование педагогических работников, не уделяют должного внимания представлению информации об имеющихся предложениях в сети Интернет.
В 2015-2016 учебном году кафедра управления проектами продолжит набор магистрантов на программу «Управление проектами в образовании: технологии анализа, планирование и реализация», а также откроет двери для желающих обучаться на новой магистерской программе «Исследование образовательных систем: анализ и проектирование». Обучение по каждой из программ возможно за счет средств из бюджета Департамента образования (15 мест на каждую магистерскую программу), то есть для студентов образование будет бесплатным.
Явное преимущество обучения в магистратуре кафедры управления проектами МГПУ - имеющаяся у студентов возможность проходить научно-исследовательскую практику в специализированной научной организации. В 2015 году МГПУ подписал соглашение о сетевом взаимодействии с Федеральным институтом развития образования (ФИРО) в области подготовки магистрантов-исследователей. Теперь магистранты МГПУ смогут реализовывать свои исследовательские проекты на площадках ФИРО.
Эффективность предлагаемых кафедрой управления проектами МГПУ подходов подготовки магистрантов, спроектированных условий, факторов и средств в полной мере еще предстоит оценить в дальнейшем, но уже сегодня понятно, что формирование профессиональных исследовательских компетенций будущих магистров педагогического образования невозможно без создания условий сочетания теоретической подготовки с разнообразием практической работы и развития научно-исследовательских компетенций.
Следует отметить, что первый выпуск магистрантов кафедры управления проектами МГПУ, закончив обучение в университете и приобретя степень магистров, имел карьерные успехи на своих рабочих местах. Выпускники были повышены в должностях, получили новые зоны ответственности на работе, а также были отмечены дополнительным материальным вознаграждением.

Сергей ВЕСМАНОВ,
кандидат экономических наук,
доцент, заведующий кафедрой
управления проектами
Московского городского
педагогического университета;
Дмитрий ВЕСМАНОВ,
магистр менеджмента, старший
преподаватель кафедры управления
проектами Московского
городского педагогического университета