- Что нового Образовательный комплекс дизайна и технологий предлагает будущим студентам в области, например, флористики?
- Раньше на первом курсе не было спецдисциплин. В этом году мы решили, что необходимо вводить новые предметы по профессии, поскольку приходят люди, практически ничего не знающие о будущей работе. И ребятам намного интереснее не только «грызть» общеобразовательные предметы, как в обычной школе, но и приобщиться к каким-то таинствам знаний, недоступных среднестатистическим школьникам. Молодые люди торопятся жить, и в этом году мы решили провести эксперимент и включить в перечень предметов, преподаваемых на первом курсе, историю флористики, причем занятия состоят как из теоретической части, так и практической. Предварительные результаты уже сейчас можно оценить как однозначно положительные. Студенты-первокурсники успели поучаствовать в мастер-классах, теперь они охотно откликаются на приглашения к участию в конкурсах и выставках, даже притом что им очень сложно придумать что-то профессиональное, так как знаний еще маловато. Зато им очень нравится участие в соревнованиях, и уровень вовлеченности в процесс обучения значительно повышается. Усиливается и контакт преподавателя с аудиторией. Тут перед нами возникает вопрос о пересмотре существующего образовательного стандарта, который предусматривает специализацию учебы начиная со второго курса. За три полных учебных года, прошедших с момента создания образовательного стандарта в 2009 году, преподаватели флористики набили немало шишек и вскрыли недоработки, которые были неочевидны при разработке стандарта, так что вопрос о его пересмотре уже назрел.
- Тернист ли путь флористики в нашей стране?
- Я сделала шаг в эту профессию еще в Советском Союзе, когда термина «флористика» не существовало. Была специальность «аранжировка цветов». Уже тогда были такие первопроходцы продвижения этого вида творчества, как Нина Владимировна Наумова (я стала ее ученицей), которая ознакомила широкую публику с искусством икебаны и преподавала икебану нам - студентам советского времени. Она прививала своим ученикам вкус к цветам и открыла миру немало талантов, а в таланты заложила «искру творца». В 90-х годах прошлого столетия в Москве начали проводить первые конкурсы флористики. В то время в конкурсах принимали участие люди, пришедшие в мир цветов из самых разных сфер жизни. У них было самое различное образование, разное понимание как задач, стоящих перед этим искусством, так и путей достижения поставленных целей. За плечами у многих были коммерческие школы флористов, но в трудовой книжке никто из них не мог получить запись, что они флористы. Такой специальности в стране не существовало, а людей, посвятивших свою жизнь объединению цветов с настроением и эмоциями, считали своего рода любителями. Так сказать, не профессия, а хобби. Такое положение в определенной степени девальвировало профессию флориста в глазах публики, бизнеса и государства, а следовательно, затормозило развитие флористики в России.
- Как начиналась флористика в России?
- Наряду с двумя крупнейшими организациями в сфере флористики, объединяющими профессиональное сообщество, - Национальной гильдией флористов и Ассоциацией российских флористов - была создана еще одна профессиональная организация - Некоммерческое партнерство «Флористический союз», которая включилась в борьбу за внесение профессии в государственный реестр. Профессия флориста «вышла из подполья», заняв свое заслуженное место в перечне профессий в России. Затем несколько лет ушло на разработку государственных образовательных стандартов, которые были утверждены в 2011 году.
- Что мешает развитию флористики сейчас?
- Из проблем, стоящих перед нами, следует в первую очередь отметить недостаточное взаимодействие с бизнес-структурами. Именно бизнес должен быть нашим основным заказчиком, но решение о сотрудничестве у бизнесменов должно созреть. В Европе флористика начала развиваться намного раньше, а мы делаем лишь первые шаги. Бизнес в нашей стране очень молод по сравнению с Западом, поэтому у него еще нет четкого понимания пользы от кооперации с учебными структурами. У нас есть мощные школы литературы, поэзии, кинематографии, живописи, а национальная школа флористики только-только зарождается.
- Делает ли профессиональное сообщество что-либо, дабы убрать препоны с пути развития флористики?
- Спектр руководителей фирм очень широк, и люди, понимающие, что хороших специалистов можно не только купить, но и воспитать в своем коллективе, встречаются не так уж редко. И молодых людей, которые хотят не только получать приличную зарплату, но и расти в профессиональном смысле, тоже немало. Мы пытаемся нащупать связи с первыми и предложить им вторых, подготовленных и воспитанных в нашем образовательном комплексе, - это и есть наша сверхзадача. Процесс этот не быстрый. Работодатели внимательно присматриваются к студентам, еще только осваивающим профессию. Они оценивают степень вовлеченности молодого человека в рабочий процесс. А где это можно сделать лучше всего? На соревнованиях.
- Принимают ли студенты вашего образовательного комплекса участие в каких-либо серьезных соревнованиях?
- В начале апреля в нашем комплексе проходил этап чемпионата WorldSkills. Ребята представляли свои творения на суд придирчивого жюри, состоящего из высококлассных специалистов. Их работы были зафиксированы на фото- и видеокамеры, они будут подвергнуты анализу и изучению в профессиональном сообществе. Сам факт участия в соревнованиях такого масштаба, не говоря уже о победе или призовых местах, свидетельствует о том, что студент в целом уже состоялся как начинающий флорист. В нем есть задор, готовность сражаться с коллегами на профессиональной арене, жажда творить, знания, тяга к прекрасному. Профессионализм в области флористики и чемпионские титулы обязательно придут к тем, кто на постоянной основе работает над собой. Еще одним видом испытаний готовности студентов как будущих флористов стали квалификационные экзамены. Экзаменационные требования закреплены в образовательных стандартах и в значительной степени повторяют условия многих соревнований, можно сказать даже, что они практически идентичны. В России есть блестящие флористы, включая чемпионку Европы Наталью Жижко. Мы тоже принимаем посильное участие в подготовке кадров, которые в будущем, не исключено, смогут защищать цвета нашего флага на международных соревнованиях. От нашего образовательного комплекса впервые в соревнованиях WorldSkills Russia принимали участие две студентки - Яна Ханцевич и Настя Бесчастная. Это наиболее крупные специализированные соревнования для молодежи в возрасте от 18 до 22 лет, в которых принимали участие наши воспитанники, в области флористики этот факт характеризует нашу работу с самой положительной стороны. Участие в конкурсах рангом пониже тоже очень полезно для ребят, так как позволяет им накопить опыт борьбы в соревнованиях со сверстниками, как в спорте, и подготовиться к более серьезным чемпионатам. Да и азарт участия очень благотворно влияет на студентов. Они начинают думать о решении поставленных задач все более с позиций творчества. Принимая участие в соревнованиях, особенно в крупных, молодые люди смотрят на других, показывают себя, оттачивают свое мастерство и накапливают опыт, что имеет первостепенное значение для всех, кто хочет профессионально расти во флористике.
- Известны ли вашим студентам муки выбора будущей профессии или они с младых ногтей хотят быть исключительно флористами?
- В колледжи приходят вчерашние школьники, многие из них еще не уверены в выбранной профессии, знают о флористике совсем немного. Кроме того, их не просто ориентируют в профессии, но они получают еще и среднее образование. В молодости трудно сделать окончательный выбор, поэтому велик шанс, что студент еще передумает и уйдет из этой сферы деятельности. Сейчас информационный поток, обрушивающийся на голову школьника и студента, настолько велик, что если серьезно думать о выборе профессии, погружаясь то в одну, то в другую профессию, можно, наверное, получить душевное заболевание. И многие вообще не задумываются - «проживу как-нибудь». Другие хотят стать одновременно олигархом, великим актером и капитаном. Как это совместить? Мне сложно говорить о метаниях школьников при выборе профессии, потому что я всегда мечтала работать именно с цветами. У меня не было метаний, поэтому мне бывает очень непросто объяснить молодежи, почему им стоит заниматься флористикой. Нередко за ребят решение принимают родители, хорошо, когда подростки прислушиваются к советам папы и мамы. Очень хорошо, что родители используют свой жизненный опыт и знания, чтобы подсказать сыну или дочери правильный выбор. Но беда в том, что многие родители и сами не знают о некоторых профессиях, особенно о новых профессиях, поэтому нам приходится знакомить с флористикой не только потенциальных студентов, но и взрослых людей. Бывает очень приятно на душе, когда вроде бы случайные люди говорят: «Ой, для меня флористика открылась с такой неожиданной стороны...»
- Можно ли назвать флористику искусством?
- Флористика дает цветам вторую жизнь. Проще говоря - цветок превращается для флориста в источник вдохновения и материал для создания произведения искусства. Флорист создает арт-продукт так же, как это делает художник или скульптор. Разница в том, что картина или скульптура остается на века, а творение флориста живет и радует глаз недолго, тем самым подчеркивая бренность всего сущего в этом мире. От работы флориста остаются профессиональные идеи, фотографии, впечатления зрителей. Отличие нашего выпускника от среднестатистической продавщицы цветов - «Элизы Дуллитл», - в том что продавщица собрала цветы в букет и продала его покупателю, а наши ребята соберут из цветов букет так, чтобы он создавал у покупателя или у того, кому эти цветы предназначаются, устойчивый эмоциональный фон. Это и есть арт-продукт. Люди ходят осенью по улице и попирают ногами опавшие листья, а флорист добавит такие листья в букет цветов, чтобы подчеркнуть какие-то особые грани красоты и создать настроение, пусть осеннее, но прекрасное. Флористика пытается создать настроение, превращая цветы в застывшую музыку, в материализованную поэзию.
- Вашу профессию выбирают из-за того, что она легкая? Взял в руки цветок и запел: «Я танцева-ать хочу...» Что здесь трудного?
- Профессия флориста - тяжелый труд. Да-да, представьте себе, что вы целый день на ногах, постоянно двигаетесь, колетесь шипами, режете пальцы ножом, постоянно удерживаете рукой на весу некий вес, состоящий из цветов и сопутствующих материалов. Попробуйте целый день носить ведра, попробуйте провести несколько часов в промышленных холодильниках, отбирая цветы. Гарантирую, что к концу дня даже мужчине будет нелегко. Даже просто при торговле цветами в местах с хорошей проходимостью у вас на руках будет постоянно по полтора-два килограмма цветов. Флористика, как это ни удивительно, относится к тем профессиям, которые отсеивают людей случайных - они в профессии флориста не задерживаются. Спектр специалистов-флористов очень широк: есть люди более преданные профессии, есть те, кто менее предан флористике, а есть и такие, кто фанатично предан, кто живет флористикой, и мне кажется, а я в этом примыкаю к оптимистам, что у нас в профессии в основном остаются люди, небезучастные к нашему искусству.
- Дает ли ваш образовательный комплекс основательное образование и важные навыки, достаточные, чтобы выпускники могли уверенно чувствовать себя в профессии?
- Все флористы постоянно учатся. Постоянно надо что-то делать, что-то искать, думать, изобретать, осваивать новые методы и технологии, держать руку на пульсе самых свежих достижений в отрасли. Надо отслеживать то, чем нас могут порадовать смежные отрасли - цветоводы, селекционеры. Они не стоят на месте, поэтому нам приходится двигаться вместе с ними, даже если кажется, что надо остановиться и осмыслить пройденный путь. В нашей профессии нельзя достигнуть вершины мастерства - за каждой вершиной поднимается новая, еще более высокая и привлекательная, как у альпинистов, поэтому учиться придется всю жизнь.
- Для своих творений российские флористы используют отечественные материалы или импортные?
- У нас нет того опыта, что был накоплен европейцами в течение столетий, хотя нельзя сказать, что у нас не предпринимали никаких усилий на пути движения к прекрасному. Однако есть еще один фактор, через который нам никак не перепрыгнуть, - климат. Мы живем в стране с достаточно холодным климатом, поэтому многие цветы не будут у нас расти, а будучи выращенными в теплицах, не смогут конкурировать по цене с теми, что привозят с голландских аукционов. Однако отрадно то, что у нас в стране все же есть селекционеры, да и ранее цветоводы были. Если посмотреть историю развития оранжерейного дела в России в XIX веке, то можно обнаружить, что оранжерей было много. Практически в каждой крупной усадьбе мода предписывала наличие оранжереи. Так что в области традиций цветоводства мы не безнадежны.
- Есть ли во флористике место мужчинам?
- В процентном отношении количество мужчин, выбравших для себя профессию флориста, относительно невелико, однако их роль в развитие флористики значительно больше процента присутствия в профессии. Если верно утверждение, что мужчинам более свойственен рациональный стиль мышления, а женщине - эмоциональный, то это означает, что мужчины привносят во флористику рациональное зерно. А если серьезно, то молодые люди приходят к нам и объясняют свой выбор также с позиции чувств: это прикольно; мне нравится; очень красиво. Они тоже «заболевают» красотой. Ничего удивительного в этом выборе нет - ведь есть же мужчины среди дизайнеров. Мы можем сказать, что готовим флористических дизайнеров, что, пожалуй, шире традиционной флористики, и это утверждение будет верно. Креативная дистанция от простого букета, купленного в цветочном магазине, до лучших произведений флористов невероятно велика.
- Каковы перспективы российской флористики: «догоним и перегоним» или «отстали навсегда»?
- Наши флористы выращены на работах таких лучших мастеров мира, как Даниэль Ост, Грегор Лерш. Лерш - «всемирный методист» флористов, который разрабатывает учебники для всех стран, так что наши ребята учатся на примере лучших творений мирового класса. Наши преподаватели также постоянно повышают свою квалификацию, отслеживая свежие работы мастеров с мировым именем. Необходимо целенаправленно работать над тем, чтобы «взрастить» хорошего преподавателя флористики. Можно провести параллель с врачами и инженерами - после окончания вуза они затрачивают еще не менее десяти лет, чтобы превратиться в самостоятельного специалиста. Недавно в Калининграде в школе Натальи Веселовой проходил Второй Международный семинар для преподавателей флористики, который проводил лично Грегор Лерш. Наши преподаватели не упустили великолепную возможность получить бесценный профессиональный опыт. Хочу пояснить, что можно быть отличным флористом, но это не значит, что автоматически подвластна и профессия преподавателя флористики. Здесь есть свои подводные камни, надо постоянно осваивать новые и новейшие методики преподавания флористики. Отрасль очень специфическая. В Германии и Голландии есть целые институты, которые отрабатывают решения проблем отрасли, а в России разработкой методик преподавания флористики на постоянной основе пока вообще никто не занимается. Нет у нас своих «лершей». И мероприятия, подобные калининградскому семинару, ценны еще и тем, что вдобавок к кладезю знаний, полученному от Лерша, мы - российские преподаватели флористики - смогли пообщаться между собой, поговорить, поделиться накопленным опытом.
- Чем флористика может быть привлекательна для школьников?
- Наша профессия молодая, интересная и перспективная. Она тесно связана с процессом творчества, поиска. Больше всего она подходит тем людям, которым скучно быть простым исполнителем. Поскольку профессия юная, то перед молодыми специалистами непочатый край работы, учитывая размеры и численность населения нашей страны. Любой специалист с креативными идеями может найти свою собственную профессиональную нишу, создать себе имя в своей сфере деятельности, поражать своими творениями умы потребителей и коллег-флористов.
Кто бы мог подумать, глядя на цветы, что они способны породить такое количество проблем в методике обучения, стимулировать творческое мышление в России и за рубежом, создать сообщество людей, которых не удовлетворяет достигнутое и которые неустанно стремятся к новым вершинам творчества. И ладно бы речь шла о цветах: их женщины любят; они красивые... Но в руках флористов оживают и прутики, и соцветия ягод, и опавшие листья, и трава, и банальные фрукты, и сорняки. Правильно говорят: сорняк - это цветок, который никто не любит. Поработай головой, добавь пару сорняков в композицию, и у зрителей на подсознательном уровне будет создано желанное настроение. Совсем несложно, но сначала надо этому научиться. Одним словом, флористика - это искусство, а ключ к вратам в мир искусства можно получить в Образовательном комплексе дизайна и технологий.