Исследование проводили среди всех школ - участников программы «Доступная среда» (более 3000 школ) по 4 основным критериям: уровень архитектурной доступности, то есть возможности для беспрепятственного доступа обучающихся в ОВЗ и инвалидов ко всей инфраструктуре образовательной организации; состояние специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (согласно части 3 статьи 79 ФЗ-273), в том числе организация комплексного (психолого-педагогического, медицинского и социального) сопровождения обучающихся в рамках общеобразовательной организации; кадровые условия реализации программ общего образования (укомплектованность образовательных организаций педагогическими, руководящими и иными работниками для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью; уровень квалификации педагогических и иных работников организаций, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы), опыт сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность субъекта, для организации инклюзивной практики. Как показало исследование, в целом состояние инклюзивного образования по всем четырем критериям удовлетворительно, в ходе интенсивной профессиональной переподготовки и повышения квалификации решены многие кадровые вопросы, проведена реорганизация школьных зданий для повышения архитектурной доступности, интенсивно внедряется сетевое взаимодействие, однако есть и нерешенные проблемы, например, слабое место в обеспечении архитектурной доступности и реорганизация учебных помещений. В основном в школах проводят работы по устройству пандусов, расширению дверных проемов и оборудованию санитарно-гигиенических помещений, но только в небольшом количестве школ проведены работы по переоборудованию и приспособлению кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, классных комнат, столовых, раздевалок, спортивных залов.
В отношении кадровой проблемы можно сделать вывод о недостатке специальных работников, которых до этого не могло быть в школах. Именно они наиболее востребованы в настоящий момент. Согласно нашему исследованию наиболее нужны инструкторы слухового кабинета и ассистенты (помощники), которых необходимо в 17 раз больше, чем есть сейчас, затем идут сурдопедагоги и тифлопедагоги - их нужно в 6 раз больше, чем есть, в 4 раза больше имеющихся необходимы учителя-дефектологи, педагоги по адаптивной культуре и тьюторы, потребность в остальных специалистах сравнительно невысокая. Требования, касающиеся обучения в массовой школе детей, имеющих отклонения в состоянии физического и психического здоровья, зачастую воспринимают как слишком обременительные для учителя или просто невыполнимые. Часто к этому присоединяются также элементарное неведение и обычные предрассудки, все еще достаточно распространенные в педагогической среде. Это касается в первую очередь тех общеобразовательных организаций, у которых нет опыта обучения детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.

Галина ЕФРЕМОВА, доктор психологических наук, директор представительства Северо-Кавказского федерального университета  в Москве