Цель: 1. Проведение анализа на свободном сопоставлении сцен и характеров трагедии.

2. Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга.

3. Развитие умения анализировать мотивы поведения героя.

Материалы и оборудование:

1. Диапроектор, экран, темные шторы, проигрыватель.

2. Слайды к драме, фотографии сцен из кинофильмов, грамзаписи, портреты Гамлета разных художников, тексты драмы.

Ход урока

Эпиграф:

Век расшатался –

и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

(звучит музыка Шостаковича)

- Этими словами мы закончили предыдущий урок, ими же начнем сегодняшний.

Вопрос: Почему Шекспир заканчивает первый акт этими словами? Как меняется внутреннее состояние Гамлета в первом акте?

(В начале пьесы Гамлет томится тем, что не может действовать, ибо зло рассеяно, всеобъемлюще. Оцепенение, печаль и даже мысль о самоубийстве как избавлении от страданий мучают героя.

Каким ничтожным, плоским

и тупым

Мне кажется весь свет

в своих стремленьях!

…весь мир заполонили

грубые начала.

О, если бы моя тугая плоть,

Могла растаять, сгинуть,

испариться!

О, если бы предвечный не занес

В грехи самоубийство!

(демонстрируется кадр со сценой свидания Гамлета с призраком)

Свидание с призраком, страшное открытие побуждают его к действиям.

Я в памяти сотру все знаки

Чувствительности…

…О, если б я на крыльях мог

Со скоростью мечты и страстной мысли Пуститься к мести

Вопрос: Неизбежна ли борьба с Клавдием?

(Чтение детьми отрывков из письменных домашних работ. Комментарии преподавателя.)

Вывод: Клавдий – один из лучших у Шекспира королей-злодеев. Коварный, расчетливый и проницательный, он добивается престола ценой кровавого преступления – братоубийства. А потом зорко охраняет свою власть нечистыми способами. В нем Гамлет видит олицетворение того зла, которое разлито вокруг героя: «Неладно что-то в Датском королевстве».

Вопрос: С одним ли королем приходится бороться Гамлету?

(Со всем королевским двором, развращенным, насквозь отравленным грязной политикой Клавдия. Под его власть попадает Гертруда, слабовольная женщина. Угодливый балагур и хитрый придворный Полоний усердно помогает королю в его интригах против Гамлета, он не брезгует использовать в этих целях свою дочь. Лаэрт, потрясенный гибелью сестры, становится врагом Гамлета. И, наконец, даже Фортинбрас, ищущий справедливости и движимый жаждой мщения. Таким образом Гамлет сталкивается не со случайным преступлением, не с единичным врагом, а с целым враждебным обществом.)

Вопрос: Неужели у Гамлета нет друзей?

(Сообщение учащихся первой группы: «Гамлет и Горацио», «Гамлет, Гильденстерн и Розенкранц»; демонстрация слайдов).

Вопрос: Почему в диалоге с Гильденстерном и Розенкранцем у Гамлета вырываются слова о «Дании-тюрьме»?

Вопрос: Безумен ли Гамлет? Подлинно ли его безумие?

(Сообщение учащихся второй группы: «Гамлет и Офелия», «Гамлет и Полоний»; демонстрация слайдов).

Вывод: После встречи с Призраком первый, кто видит Гамлета, - это Офелия. В этот момент Гамлет не играет, он действительно потрясен открывшейся тайной, несколько не в себе.

В отношении Полония безумие наигранное, это прикрытие, маска. И вот в чем парадокс: безумие является возможностью говорить голую правду, дает право быть естественным!

Вопрос: Но если Гамлет знает, кто причиной смерти короля, то что же заставляет его устраивать Клавдию «мышеловку»?

(Гамлет мучается вопросом:

Что ж, я трус? Кому угодно

Сказать мне дерзость?

и далее размышляет о возвышающей миссии искусства, очищающей грешные души

…я где-то слышал,

Что люди с темным прошлым, находясь

На представленье, сходном по завязке,

Ошеломлялись живостью игры

И сами признавались в злодеянье.

Я это представление задумал,

Чтоб совесть короля на нем суметь

Намеками, как на крючок, поддеть.)

Вопрос: Почему же Гамлет медлит с расправой?

(Гамлет восстанавливает справедливость, поэтому его мучает вопрос: «Быть или не быть?»)

(Звучит монолог Гамлета на английском и русском языках)

Домашнее задание:

Ответить письменно на вопрос: «Любит ли Гамлет Офелию?», обосновать свою точку зрения.

Наталья МАХНИБОРОДА, учитель русского языка и литературы Сторожевской СШ № 2, учитель года Карачаево-Черкесской Республики-2004