- Нина Юрьевна, на практике гендерный подход к воспитанию у нас еще не прижился. Однако жизнь заставляет задуматься. Один биолог сказал: «Я родился и вырос среди зверей, с ними у меня не было никаких проблем. А вот мальчишки... такие непредсказуемые». Действительно ли воспитание мальчиков отдельная педагогическая проблема?
- Наше общество потеряло на время нужные способы обращения с мальчиками, и теперь мы находим их снова. В течение долгого времени нас настойчиво пытались убедить в том, что мальчики и девочки одинаковы. Главная проблема воспитания мальчиков заключается в том, что никто не знает, как их сегодня воспитывать.
У мальчиков есть одна удивительная особенность: они очень любознательны, постоянно во все лезут, затевают какие-то авантюры, что в большинстве случаев сопровождается поистине могучим выбросом энергии. Мальчишки создают для своих родителей совсем другие проблемы, нежели те, что возникают с девочками. Кроме того, мир очень изменился. Большинство семей отказались от авторитарных методов воспитания, когда решения не обсуждались, родители отвечали за все, а дети соблюдали установленные правила, почти не противясь им. В современной семье родители пытаются взять на себя руководство, но им не совсем понятно, как именно это делать.
Каждый мальчик уникален. Цель родителей и педагогов - помочь полностью проявить изначально заложенные в нем способности.
- В чем отличие мальчиков от девочек в смысле воспитания?
- Эти различия проявляются очень рано, достаточно посетить любой детский сад и понаблюдать за поведением тех и других. Девочки все время выполняют какие-то дела или поручения, мальчики ходят без дела или устраивают потасовки. Они ориентированы на освоение вертикального и широкого горизонтального пространства: вне детсада это заборы, деревья, подвалы, ямы, стройка.
В начальной школе мальчики, как правило, небрежны в учебе и не всегда добросовестны в выполнении заданий. Свои мысли выражают односложными предложениями, мало читают. В старших классах избегают занятий в интеллектуальных кружках и секциях, игнорируют диспуты и концерты, делают вид, что их вообще ничего не волнует. Проявляют неуверенность в отношениях с девочками и не знают, как обратить на себя их внимание. В пятнадцатилетнем возрасте мальчики в три раза больше в сравнении с девочками подвержены риску по самым разным причинам.
В течение бесчисленных веков в различии полов был заключен глубочайший смысл. Женский пол ориентирован на выживаемость, и природа «бережет» его. Мужской пол ориентирован на прогресс.
- Как проявляются особенности мальчиков в играх?
- Игра для мальчика - «дело жизни», работа, к ней нужно относиться с уважением, стараясь по возможности не прерывать. Очень важно научить ребенка делиться тем, что у него есть, но в этом возрасте им необходимо об этом напоминать. В игре дети развивают чувство самобытности, совершенствуют физические и умственные способности, которые пригодятся им во взрослой жизни. С самого раннего возраста мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки - с девочками. Чисто мальчишечьи или чисто девчоночьи группы формируют совершенно различные типы взаимоотношений. Поскольку игры мальчиков больше похожи на работу, чем игры девочек, мальчики быстро приобретают качества, которые им пригодятся в реальном деле.
В играх мальчиков всегда присутствует конфликтное и соревновательное начало. Они понимают важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и усваивают навыки их улаживания, учатся драться с противниками и играть с ними. Поскольку игры проходят в больших разнородных группах и требуют сложной координации деятельности участников, мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Они учатся бороться за статус в мужской иерархии.
Для мальчиков очень важны коллективные спортивные игры, которые играют большую роль в формировании мужского характера. Для них принадлежность к команде является важным средством идентификации. Именно игра в составе команды дает и общий опыт, и общие цели. Если для девочек очень важно, чтобы партнер по играм им нравился, то мальчикам совсем не обязательно любить того, кто играет с ним в одной команде. В детстве мальчики учатся дружить со своими противниками. Их игры более состязательны, агрессивны и конфликтны, чем игры девочек.
- Подрастая, мальчики идут в школу, постепенно превращаются в подростков. Что это означает для родителей?
- Период от 6-7 до 13 лет - возраст действия и поиска примеров для подражания. Годы, когда дети ходят в школу, самые важные для родителей. В этом возрасте мальчикам свойственно проявлять стремление к независимости и резкость в словах и поступках, появляется желание узнать, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо. Нужно максимально использовать этот период, и тогда вы с наибольшей вероятностью сможете спокойно пройти через неспокойный подростковый возраст. По мнению детского психолога Яна Гранта, мальчики нуждаются в том, чтобы кто-то со стороны четко определил для них границы дозволенного и достаточно жестко поддерживал порядок.
Этот период можно назвать возрастом действия. С мальчиками происходят важные изменения: в них словно просыпается мужественность. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать, они ищут себе пример для подражания и лидерства. Поэтому на них огромное влияние оказывают товарищи по играм.
Шумные игры, драки, лазание по деревьям и возрастающий интерес к спорту - таковы характерные признаки этого возраста. Отцы в этот период начинают осознавать свою миссию. Это как раз те годы, когда можно стать для своего сына тренером, наставником, лидером.
Мальчикам нужна поддержка в раскрытии их особых талантов. Им нужно предлагать как можно больше разной работы, игр, обязанностей, занятий и видов творчества, чтобы удовлетворить обилие желаний. Попробовав разные виды деятельности, ребенок скорее поймет, что у него лучше получается. Ян Грант убежден, что мальчика в возрасте от 6 до 12 лет нужно побуждать развивать различные навыки. Дайте ребенку возможность стать в чем-то «знатоком». С точки зрения самооценки это очень важно.
- Почему в учебе мальчики обычно отстают от девочек?
- В школе мальчики изучают не столько предметы, сколько учителей. Мальчики очень чутко реагируют на атмосферу, которая царит в классе, им свойственно выражать свои эмоции посредством движений, и хороший учитель должен это понимать. Мальчики учатся, когда им поручают сделать что-то самостоятельно, а потом отчитаться о проделанной работе перед классом.
В это время основной игрушкой для мальчика становятся компьютерные игры. Длительное общение с компьютером сильно затормаживает развитие левого полушария и еще более активизирует работу правого полушария мозга, которое развивается у мальчиков достаточно быстро. Левое полушарие ущемляется в развитии, функции чтения и письма (вербальные навыки) развиваются медленнее. Значит, мозг в целом не развивается должным образом. Примерно к пятому классу образные, вербальные функции и функции внимания укрепляются естественным образом, время работы за компьютером можно увеличить.
- Нина Юрьевна, наша сегодняшняя школа - женское царство. Каково в нем мальчикам?
- По мнению академика РАМН, доктора медицинских наук Владимира Базарного, «мы все реже и реже видим в наших мальчиках стремление быть сильными и смелыми, рисковать, бороться, искать, найти и не сдаваться. И все чаще замечаем в ком-то из них стремление быть прилежным, старательным, усидчивым; в ком-то выраженное желание услужить, удружить, понравиться; в ком-то - осторожность и даже боязливость».
Мальчикам труднее приспособиться к школе. Для девочек такой проблемы не существует, потому что вся школьная система построена в основном на их обучении. Мальчики запрограммированы на действие: если они начинают ерзать, сидя на стуле, - им скучно. Если вы хотите найти ключ к общению, то необходимо с мальчиком выполнять какую-либо работу, и он разговорится.
Эти мальчишеские порывы, для которых характерны страсть, импульсивность, стремление проявить себя, подвергаются «обработке» в условиях «феминистского» климата, установившегося в нашей системе образования, что сбило с толку многих мужчин (а также их сыновей). Чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя мальчики в школе, можно постараться ответить на вопросы: ведется ли в школе диагностика, показывающая прогресс мальчиков? Как они проявляют себя индивидуально и в целом - в успеваемости, в школьной жизни, в поведении, в отношениях с окружающими, спортивной и общественной жизни, в лидерстве?
То есть в школе должна существовать политика, основанная на позитивном подходе к мужественности. Этот подход постоянно обсуждается с родителями, учителями, девочками и мальчиками.
Мальчикам нужно чувство причастности к семье как команде; стремление к цели. Им важно быть вовлеченными в жизнь семьи: общие разговоры, правила, девизы, установки; побольше поводов для смеха, радости, приключений и возможности выразить себя через физическое движение. Поддержите их заветную мечту, если вы ее знаете. Научитесь замечать и поощрять необычность жизни мальчиков, не забывая вовремя похвалить.