Как писать сочинение

1. Обдумай формулировку темы, выяви ее идейный смысл.

2. Определи главные вопросы, отвечающие теме.

3. Сформулируй ведущие пункты плана.

4. Подбери черновой материал к сочинению.

5. Составь устное сочинение.

6. Составь черновик сочинения (или частей его).

7. Тщательно переработай написанное (под руководством учителя).

Понятие о системе

Вот суждение М. А. Рыбниковой: «Систему создает понимание необходимости каждого из типов работ, расположение их в порядке нарастающей трудности; систему выдержит тот учитель, который будет понимать специфику каждого типа сочинений...»

В связи с этим остановимся на характеристике основного типа письменных работ.

Словарно-стилистические упражнения помогают осмыслению слова, правильному введению его в устную и письменную речь, способствуют закреплению умения словесно оформлять свои мысли.

Цитирование помогает более полному усвоению содержания произведений, обогащению устной и письменной речи, развитию логического мышления и памяти у учащихся.

Составление характеристики дает представление о том, как надо собирать и систематизировать материал, продумывать и составлять связанный текст.

Изложения, проводимые в определенной системе, содействуют более глубокому и сознательному усвоению содержания и языка данного произведения. Изложение творческого характера (сжатое, с изменением лица рассказчика, с элементами сочинения) развивает навык работы с книгой, учит логически мыслить, активизирует словарь учащихся.

Составление плана (литературно-критической статьи или литературного произведения), с одной стороны, позволяет видеть, как писатель (критик) располагал материал, чтобы донести свою идею до читателя, а с другой - учит выполнять другие виды письменных работ в строгой композиционной форме.

Составление плана сочинений дисциплинирует мышление пишущего, способствует формированию умения логически и целенаправленно рассуждать и организует связную речь.

Письменные ответы на вопросы предусматривают неоднократное обращение к тексту произведения, приучают высказывать самостоятельные суждения и давать точные ответы на поставленные вопросы, т. е. способствуют формированию ряда умений, необходимых для выполнения творческих письменных работ.

Планируя письменные работы по теме, уместно включать их в процесс изучения творчества того или иного писателя, подчинять раскрытию главных вопросов, поднятых в изучаемых произведениях. В связи с этим необходимо перспективное планирование (по теме или на весь учебный год), т. е. создание системы письменных работ. Говоря о системе, мы имеем в виду не последовательность работы над одним сочинением, а такую организацию деятельности учащихся на уроках литературы (и дома), которая направлена на развитие у школьников умений и навыков, необходимых для создания текста.

Планирование письменных работ на весь учебный год в связке с изучением курса литературы способствует активизации творческого процесса, исключает перегрузку учащихся письменными работами в конце учебной четверти (года), дает возможность привлекать к выполнению сложных заданий (докладов, рефератов) в течение учебного года всех учащихся, дифференцировать задания с учетом реальных способностей школьников.

Последовательность работы над сочинением

Схематически эта последовательность может быть изложена таким образом:

1. Вдуматься в тему, осмыслить ее границы с тем, чтобы раскрыть ее в сочинении.

2. Собрать и систематизировать материал.

3. Построить сочинение в определенной композиционной форме, правильно и своеобразно выразить свои мысли.

4. Внести исправления, улучшить написанное.

Тема сочинения

Называя типичные ошибки в сочинениях, можно отметить, что зачастую они связаны с неправильным раскрытием темы. Следовательно, успех работы над сочинением во многом зависит от понимания темы. Тема определяет границы организации материала к сочинению. Предусмотренные программой темы письменных работ различны по своему характеру (общие и конкретные), но одинаковы по степени трудности.

Есть темы, которые:

а) предполагают анализ творчества поэта (писателя) с определенной целевой установкой («Н.А. Некрасов - поэт крестьянской демократии», «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней» (по рассказам А.П. Чехова), «Горе от ума» - социально-политическая комедия»);

б) предполагают анализ произведения в целом («Горе от ума» - социально-политическая комедия», «В чем смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?);

в) посвящаются литературному герою («Базаров - нигилист», «Является ли Печорин героем своего времени?»);

г) требуют сопоставления на основе общих критериев оценки фактов, событий, явлений («Тип русского человека в русской литературе XIX века (по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова»)) или сопоставления взаимоисключающих взглядов, социальных и нравственных позиций («Стихотворения А С. Пушкина «Послание в Сибирь» и Ф.И. Тютчева «14-е декабря 1825»), («Отражение «декабризма» в русской литературе первой четверти XIX века (по произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина»);

д) предлагают характеристику группы персонажей, социальных явлений, нравственных качеств («Горе от ума» - социально-политическая комедия»);

е) требуют раскрытия социально- и идейно-нравственной проблематики художественного произведения («Герой и эпоха в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Отражение общественной борьбы 60-х гг. XIX века в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»);

ж) предполагают анализ художественной формы произведения («Даль свободного романа», композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», композиция романа «Герой нашего времени»).

Важно уметь видеть общее и различное в темах по одному произведению и близких по звучанию, выделять круг вопросов, которые следует осветить в каждой из них. В сочинении на тему «Изображение войны 1812 года» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» следует показать героизм русской армии, размах партизанского движения, действия французских войск. В близкой по характеру теме «Патриотизм русского народа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» совершенно нет надобности говорить о действиях французских войск.

Или темы: «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Народ как главный герой романа «Война и мир».

Первая тема шире второй, предполагает разговор не только о народе, но помогает осмыслению философской концепции романа. Рассмотрите основные положения обеих тем.

I. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

1. Изображение героических событий из истории народа («В «Войне и мире» я любил мысль народную вследствие войны 1812 года»).

2. Признание народа единственной силой, способной решать исторические судьбы нации.

3. Отношение Толстого к своим героям. Основной критерий оценки героев автором - степень близости их к народу: а) осуждение аристократического общества - людей, далеких от народа (Курагины, Друбецкие, Шерер и т. д.); высокая оценка Кутузова как народного полководца, носителя «народного чувства». Наполеон как его антипод; б) нравственные искания Болконского и Пьера Безухова. Пути их сближения с народом; в) органичное, непосредственное постижение русского народного духа Наташей Ростовой.

4. Горячий призыв Толстого к сближению народов, преодолению вражды и разобщенности между ними.

II. Народ как главный герой романа Толстого «Война и мир»

1. Признание народа единственной силой, способной решать исторические судьбы нации.

2. Народ как герой - победитель в Отечественной войне 1812 года: а) поведение жителей Смоленска и Москвы; б) героизм и бесстрашие русских солдат в Бородинском сражении; в) партизанское движение как выражение могучего отечественного протеста против захватчиков.

3. Изображение у Толстого двух типов русского крестьянства (Тихон Щербатый и Платон Каратаев, различие в их отношении к жизни, к собственной судьбе).

4. Особый характер народного героизма у Толстого: простота, скромность («скрытая теплота патриотизма»), естественность наличия. Отражение этих черт в поведении отдельных представителей дворянского сословия.

Структура сочинения

Как в любом тексте, в сочинении выделяются три части (вступление, главная часть, заключение). Необходимо помнить, что все части сочинения должны быть соразмеримы: вступление и заключение значительно меньше по объему, чем изложение основной части.

Вступление должно включать в себя те вопросы, которых следует коснуться перед раскрытием темы. Вступление должно вызывать интерес к предмету рассуждения. Во вступлении объясняется понимание названия темы (например, «Базаров - нигилист» предполагает объяснение слова «нигилист») или акцентируется внимание на аспекте темы (если формулировка слишком емкая). Например, тема сочинения заявлена: «Формы комизма у Гоголя» - во вступлении важно отметить, что речь пойдет только о средствах комического - сатире, иронии, гротеске.

В главной части раскрывается основная мысль сочинения на основе анализа текста художественного произведения. Анализируя, надо раскрывать связь произведения с ведущими идеями эпохи, объяснять взаимосвязь событий, мотивы и характеры поведения героев, выявлять, какими художественными средствами пользуется писатель при раскрытии идейно-нравственного содержания произведения.

Характеризуя героя (произведение), важно показать общепринятые точки зрения на него. Если они не совпадают с точкой зрения пишущего, следует мотивировать свое мнение, спорить, но не уходить от текста, говорить о произведении, не ограничиваясь общими фразами. Наиболее важные мысли подтверждают цитатами, так как они помогают раскрыть идейное содержание произведения, придают сочинению эмоционально-красочный характер. Однако важно помнить, что цитирование не должно быть самоцелью. Обойтись без цитат вообще нельзя, особенно когда речь идет об анализе художественного текста, но и перегружать сочинение цитатами не следует. Важно правильно оформить цитату (см.: Д.Э.Розенталь. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. -М., 1989, с.162-163). Большую цитату лучше заменить косвенной речью, сохранив ее суть, так как ее искажение - ошибка.

В заключительной части сочинения подводится итог по всей теме, выдвигается новый тезис, расширяющий тезис главной части, делается общий вывод, подчеркивается общественная роль произведения, формулируется отношение к произведению. Можно привести отзывы о писателе (произведении) выдающихся мастеров искусства.

В заключении необязательно говорить о значении поэта, писателя, книги... в наши дни. Важно обобщить, сделать выводы по теме; можно проследить традицию писателя, поэта, произведения в дальнейшем развитии литературы. Например, тему «А. С. Пушкин о поэте и поэзии» можно завершить размышлениями о традициях и новаторстве в творчестве М.Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. «Гражданственность поэзии Н. А. Некрасова» может завершить рассуждение о новом подходе к теме «маленького человека», отношении к нему наших современников.

В заключении сочинения «Бессмертный Пушкин, верный сын народа» (М. Дудин) можно показать роль поэта в развитии русской, мировой литературы.

Помните, что во вступлении и заключении не должно быть информации (пусть очень хорошей), но не имеющей отношения к теме сочинения. Избегайте штампов. Не начинайте каждое сочинение с изложения биографии писателя...

Практическое задание № 1

Сочинение сопоставительного характера

1. Прочитайте предложенный материал. Проанализируйте его. Дополните своими материалами.

2. Обсудите на практическом занятии.

3. Разработайте план урока по обучению сочинению сопоставительного характера.

Сочинения сопоставительного характера бывают очень разнообразны и различны по степени сложности. Как правило, они предлагаются ученикам начиная с 8-го класса, когда проводится сопоставительный анализ образов повести «Капитанская дочка»: Гринева и Швабрина, Пугачева и Екатерины и др. Чаще всего учитель предлагает школьникам готовый план сочинения, в котором перечислены основные признаки, по которым сопоставляются эти герои, например: наличие и отсутствие чувства собственного достоинства, смелость и трусость, прямота и хитрость Гринева и Швабрина. Ученики пишут сочинение по предложенному им плану, но составлять свой, находить эти признаки по-прежнему не умеют. И если они не научатся сопоставлять разных героев одного произведения, то не смогут в дальнейшем писать более сложные сочинения, требующие сравнительного анализа. В дальнейшем темы таких сочинений усложняются.

Примерная тематика сочинений сопоставительного характера:

1. Сравнительный анализ образов литературных героев одного произведения («Образы Гринева и Швабрина» в повести «Капитанская дочка», «Татьяна и Ольга Ларины как два типа женщины» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Женские образы» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Эпизодические и внесценические персонажи» комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и т. д.).

2. Сравнительная характеристика образов из разных произведений одного автора («Татьяна Ларина и Маша Миронова как «милый идеал» Пушкина», «Образ Незнакомки в поэзии А.А. Блока», «Профессор Преображенский и Мастер: общее и различное» и т. д.).

3. Сравнительная характеристика образов литературных героев разных авторов («Образ «маленького человека» в литературе XIX в., «Онегин и Печорин как «лишние люди», «Образы интеллигентов» в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» и А. А. Фадеева «Разгром» и т.д.).

4. Сопоставление произведений по тематическому принципу («Тема «дворянского гнезда» в творчестве И. С. Тургенева», «Тема революции и гражданской войны в произведениях писателей начала XX века», «Изображение Петербурга в творчестве А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Н.А. Некрасова» и т.д.).

Как видим, в каждой группе существуют темы менее и более сложные, каждая из них требует сопоставительного анализа. Различен материал, на котором производится сопоставление, но принцип един: для того чтобы написать любое из вышеперечисленных и подобных им сочинений, школьник должен обладать навыками проведения сравнительного анализа.

Обучение этому может и должно вестись на всех этапах обучения написанию сочинений на литературную тему. Как правило, какие-то обучающие задания такого плана учитель предлагает ученикам в 10-11-м классах, когда они все чаще сталкиваются с сочинениями третьей и четвертой группы. Но желательно, чтобы эти задания школьники получали начиная с 8-9-го классов, вместе с первыми темами сочинений сопоставительного характера.

Переходом к обучению написанию сочинений, требующих сравнительного анализа, может послужить обращение к знакомым по урокам развития речи понятиям описания, повествования и рассуждения. Ведь сочинения на литературную тему тоже относятся к этим трем типам речи.

Сочинение-описание построено как упорядоченное всестороннее перечисление наиболее существенных признаков предмета, явления, образа.

Сочинение-повествование рассказывает о событиях, сохраняя последовательность их развития, опирается на пересказ литературного текста.

Сочинение-рассуждение содержит утверждение или отрицание определенной мысли, ее развитие, суждение и подтверждение его.

Если рассматривать сочинение сопоставительного характера как один из таких типов, то видно, что оно является либо сочинением-рассуждением, либо сочетает в себе различные типы, в первую очередь описание и рассуждение. Рассуждение требует утверждения, которое будет затем доказано, т.е. сочинение должно состоять не просто из перечисления определенных признаков героев произведений, но должна быть мысль, их объединяющая. Для сопоставляемых героев или произведений характерны признаки, выявленные в большей или меньшей степени. Даже если герои сопоставляются по принципу антитезы, в основе лежит ярко выраженное наличие или отсутствие какого-либо признака. Например, Гринев и Швабрин могут быть сопоставлены с точки зрения наличия или отсутствия у них чувства чести и собственного достоинства. Героев «Грозы» А.Н. Островского можно сравнивать по принципу принадлежности их к «темному царству», анализируя, как в каждом из героев проявляются его основные черты. Можно сравнить Кутузова и Наполеона, героев «Войны и мира», как полководцев. Но нельзя анализировать героев и произведения, общих признаков не имеющих, или же выделять все подряд черты героев, хотя не все из них нужны для сопоставительного анализа. Так, например, невозможно сравнивать героев одного произведения - Наташу Ростову и Наполеона («Война и мир»), Швабрина и Екатерину II («Капитанская дочка»). Здесь нет почвы для сопоставления, нет общего и не просто различного, а антонимичного, что можно было бы сравнить. Поэтому первая задача при осмыслении темы сочинения - найти точки соприкосновения различных героев, произведений или авторов. Отправным пунктом сопоставления могут являться черты сходства или черты различия героев, если эти различия антагонистичны.

Для этого школьникам можно предложить различные типы заданий, например:

Обучающие задания.

1. Выделите из общего перечня героев различных произведений пары (или больше), которые могли бы быть сопоставлены, и сформулируйте, почему, по вашему мнению, такое сопоставление возможно.

- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: Сонечка Мармеладова, Раскольников, Лужин, Свидригайлов, Дунечка Раскольникова;

- М. А. Шолохов «Тихий Дон»: Аксинья, Григорий Мелехов, Наталья, Петр Мелехов, Дарья;

- А. П. Чехов «Вишневый сад»: Раневская, Гаев, Лопахин, Яша, Фирс, Варя, Аня, Петя Трофимов.

2. Далее перечислены признаки, которые ученик выделил как основу для сопоставительного анализа Базарова и Павла Петровича (И.С. Тургенев, «Отцы и дети») при раскрытии темы сочинения «Базаров и Павел Петрович как герои-антагонисты». Какие из них, на ваш взгляд, являются излишними, не помогающими раскрыть тему и произвести сравнительный анализ?

- Базаров как сын.

- Базаров - нигилист, а Павел Петрович - либерал.

- Отношение их к любви.

- Внешность героев.

- Отношение обоих к Фенечке.

Обучению выделению черт сходства и различия в соответствии с темой сочинения может помочь работа с отрывком из сочинения на тему «Судьба героев-антагонистов Базарова и Павла Петровича в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

«Базаров и Павел Петрович - люди очень разные, противоположные не только по взглядам, но и по темпераменту. Однако, несмотря на все различие суждений, кажущуюся диаметральную противоположность взглядов, они сходятся в одном, и в результате это трагическое сходство сводит на нет все их различия. Жизнь каждого из них погубили женщины, причем не очень и достойные той любви, которую они возбуждали, во всяком случае неспособные ответить на нее».

Важно понять, что основой сопоставления роль женщины в судьбах героев стала потому, что это предполагает формулировка темы. На материале этого отрывка можно проследить, что является отправным пунктом сопоставления: даже у героев-антагонистов выделена черта сходства, объединяющая их. Но перечислены и черты различия. Это отрывок из начала сочинения. В дальнейшем требуется развить высказанные мысли, доказать свое суждение, но основа для сравнения уже есть.

Если ученик овладеет навыком выделения черт сходства и различия, могущих служить основой сравнительного анализа, то он сумеет выделить такие черты и в различных произведениях. Сопоставление произведений, объединенных тематикой или проблематикой, ведется чаще всего по единой схеме:

- характеристика периода (периодов), в который(ые) были написаны данные произведения, с целью выявления причин различия или сходства;

- сопоставление авторских позиций по данной проблеме;

- выявление черт сходства в данных произведениях;

- выявление черт различия.

Цифры, обозначающие последовательность действий, не расставлены сознательно. Дело в том, что логика построения сочинения может быть различной: от частного к общему или от общего к частному. Многим проще начинать анализ с выявления черт сходства и различия, а уж затем сопоставлять, делать выводы. В таком случае два последних пункта окажутся первыми. Если же автору сочинения проще сначала выявить проблему, а затем найти подтверждение своей мысли в конкретных примерах, порядок будет иным. Причем хочется обратить внимание на то, что данная схема не является универсальным планом сочинения, она требует дополнения в каждом конкретном случае.

Прежде чем составлять план сочинения, его автор должен решить для себя несколько вопросов:

1. Логика построения работы (от общего к частному или от частного к общему).

2. Принцип, на котором базируется сопоставление раскрытия темы разными авторами (общее или различное время создания; единство или различие авторских позиций; различное художественное решение и т. д.).

3. Возможный эпиграф, отражающий основную мысль работы (эпиграф не обязателен, а вот четкая формулировка основной мысли очень важна).

Вот как может выглядеть план сопоставительного сочинения «Тема революции и гражданской войны» в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» и М.А. Шолохова «Тихий Дон»:

I. Характеристика общественного и литературного периода, в котором создавались эти романы.

II. Тема революции и гражданской войны в данных произведениях.

1. М. А. Булгаков и М. А. Шолохов как писатели, стоящие на разных идеологических позициях:

а) М. А. Булгаков - позиция «над схваткой», явная симпатия к белогвардейцам;

б) М. А. Шолохов - позиция красных, но максимально объективное изображение эпохи.

2. Изображение М. А. Булгаковым гражданской войны:

а) поединок между «белыми» и петлюровцами, но не между «белыми» и «красными»;

б) уважение к белогвардейцам как носителям чести, лучших традиций русского офицерства;

в) изображение «штабной сволочи»;

г) ситуация в городе;

д) «... все вы для меня одинаковые - на войне убиенные...».

3. Изображение М. А. Шолоховым гражданской войны:

а) поиски Григорием Мелеховым себя в этой войне как поиски народа;

б) «белые придут - грабят, красные придут - грабят» (жестокость обеих сторон);

в) итог гражданской войны для хутора Татарского.

4. Гражданская война как величайшее зло в оценке обоих авторов.

III. Актуальность темы.

Возможные обучающие задания для школьников:

1. Выделите черты сходства и различия, обозначенные в данном плане. Определите логику построения работы (от частного к общему или наоборот).

2. Напишите свой вариант плана сочинения на данную тему, используя выше приведенный план. Возможно, вы лишь поменяете какие-то пункты местами, следуя собственной логике, возможно, что-то добавите или уберете, а может быть, напишете свой план.

3. На основе этого плана напишите тезисный план.

4. Подберите к нему цитаты.

Практическое занятие № 2

Сочинение - интерпретация стихотворения

А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов?

М.И. Цветаева

Эссе «Поэт о критике»

В качестве выпускного сочинения истолкование стихотворения впервые было предложено в 1997-1998 учебном году. Рассмотрим этот новый для школы жанр. Вот как трактует понятие «интерпретация» Литературный энциклопедический словарь: интерпретация (от лат. interpretatio - истолкование, объяснение), истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания, т. е. посредством его перевода на понятийно-логический (литературоведение и основные жанры критики литературной), лирико-публицистический (эссе) или на иной художественный язык (графика, театр, кино и другие искусства).

Интерпретация существовала уже в античности, теоретические основы интерпретации сложились у толкователей священного писания; существует традиция и в европейской и англо-американской школах (последняя рассматривает тексты имманентно и утверждает интуитивное постижение их смыслов).

В русском литературоведении термин «интерпретация» появился в 20-е годы, но обрел актуальность лишь в 70-х годах. Современные ученые, рассматривая произведение в широком и многоплановом - социально-историческом и культурно-художественном - контексте, тяготеют к мысли (последовательно развернутой М. М. Бахтиным) о диалогически-личностных моментах освоения литературы и признают неизбежное присутствие в интерпретации, наряду с понятийно-логическими операциями, «инонаучного» начала, несовместимого с формализацией, свойственной точным наукам. Толкование художественного произведения неминуемо зависит от личности исследователя, постижению содержания сопутствует «духовное общение» читателя с автором, при этом активно участвует интуиция и присутствует оценочное отношение к искусству.

Цель интерпретации - достигнуть, опираясь на определенные достоверные данные, адекватного, хотя всегда лишь относительно полного понимания первоосновы текста. В идеале истолкование литературы - познание не тенденциозное: интерпретатор как бы переселяется душою «вовнутрь» стихотворения и отдает себя в его власть.

Можно предложить школьникам два вида истолкования.

Литературоведческое истолкование - это аналитически-доказующее рассмотрение произведения. Каждый учитель знаком с таким видом литературоведческой работы на уроке, как анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение), исследовательское прочтение художественного текста. Соотношение между анализом как специфическим звеном литературоведческого исследования (собственно познание) и интерпретацией, предполагающей моменты избирательности, самовыражения и оценки, остается дискуссионной проблемой. Несомненно, что анализ - необходимое условие научности интерпретации литературно-художественного произведения.

Полагаем, что анализ в том виде, в каком он существует в школьной методологии, безусловно стоит ближе к интерпретации, так как требует от школьника такого рассмотрения текста, где отражалось бы личностное восприятие пишущего.

Попробуем рассмотреть один из вариантов плана, включающий общепринятые на сегодня требования к анализу лирического произведения.

Схема анализа лирического произведения

I Выходные данные.

1. Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.

2. Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежал автор.

II. Структура образов и развитие конфликта

1. Тема и идея.

2. Композиция.

3. Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если есть).

4. Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами.

5. Черты лирического героя.

III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, инвектива, баллада и т. д.)

IV. Основные особенности поэтического языка.

1. Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения...).

2. Аллюзия, реминисценция (если есть).

3. Языковой поуровневый анализ:

- поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

- поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы...);

- использование явлений морфологии и синтаксиса.

V. Ритм, стихотворный размер, рифма.

VI. Особенности интонации.

VII. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Совершенно очевидно, что, пытаясь вникнуть в содержание, выдвинуть какую-либо гипотезу относительно художественного смысла, ученик будет исходить из опыта собственного эстетического восприятия, которое должно будет корректироваться и достраиваться в процессе и итоге анализа произведения. Идеальный вариант - «духовная встреча» автора и читателя «во времени», их «взаимопонимание», благодаря которому искусство обновляет и обогащает свой смысл в истории...».

«Неизменен и вечен - поэта неведомый друг», - так говорит о читателе Анна Ахматова. Пункт VII схемы четко указывает - от юного литературоведа ждут собственной позиции в оценке произведения, причем понятно, что раздумья и ассоциации могут возникнуть и в самом начале чтения, и по ходу работы, и при ее завершении. В некоторые школьные планы анализа стихотворения прямо включают такие вопросы:

- внешние впечатления и внутренняя реакция на стихотворение;

- какие чувства вызвало у меня прочитанное стихотворение, на какие размышления натолкнуло и т.п.

Второй вид сочинения-истолкования - эссеистская интерпретация, т. е. сочинение со свободной композицией, воссоздание интерпретатором прежде всего его собственных субъективных впечатлений и раздумий, вызванных художественным произведением. Примером может служить критика - эссеистика рубежа Х1Х-ХХ вв., в том числе В.В. Розанова. Можно посоветовать учащимся прочесть ставший хрестоматийным текст М. Цветаевой «Мой Пушкин» и не столь широко известную работу Д. Мережковского «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или эссе А. Ахматовой «Листки из дневника (о Мандельштаме)». Знакомство будет более чем благотворным, ибо уже сам подход к предмету, неординарность суждений и яркость языка заставят школьников отойти от серых шаблонов «золотых сочинений» и попытаться найти что-то свежее, незахватанное, в том числе в собственном «я».

И все-таки самих по себе планов или примеров, даже идеальных, недостаточно. Попробуем найти алгоритм работы над сочинением-интерпретацией. Предлагаем возможный вариант. Начинать лучше с известного, чтобы тем очевиднее проявились необходимость кропотливого, дотошного исследования, с одной стороны, и понимание неисчерпаемости глубины подлинного искусства - с другой.

Учащимся предлагается выполнить небольшую письменную работу - сочинение-экспромт о стихотворениях, написанных на одну тему и даже повторяющих друг друга, «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» Горация в переводе М.В. Ломоносова, «Памятник» Г.Р. Державина и «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» А.С. Пушкина.

Затем можно прочесть вслух несколько работ и сделать вывод о том, что очень часто свежее суждение, непосредственный взгляд помогают в оценке произведения, вносят в сочинение ту индивидуальность, которая выгодно отличит работу от других. Но одного этого явно недостаточно, работа должна быть более глубокой.

Вернувшись к схеме анализа лирического произведения (если класс уже знаком с ним) или предложив таковую заново, следует уточнить значение терминов, которые ребята забыли или не знали.

Мы остановимся более подробно на двух, безусловно, важных именно с точки зрения исследования текста и чаще всего не употребляемых школьниками.

Аллюзия (от латинского allusio) - в художественной литературе, ораторской и разговорной речи - одна из стилистических фигур: намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который полагается общеизвестным. Цель - вызвать в памяти читателя определенные ассоциации, навести на размышления.

Например, «Пророк» М.Ю. Лермонтова - полемический ответ на одноименное стихотворение А.С. Пушкина.

Е. Онегин в романе «попал, как Чацкий, с корабля на бал».

Реминисценция (от позднелатинского reminiscentia - воспоминание), в художественном тексте (преим. поэтическом) черты, наводящие на воспоминание о другом произведении... Как сознательный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

Определение поэта как «невольника чести» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» является знаменательной пушкинской реминисценцией. Оно заимствовано из посвящения к поэме «Кавказский пленник»: «Невольник чести беспощадной...»

Термин «реминисценция» можно заменить. Скажем, спросить, с какой целью в романе «Евгений Онегин» автор использует прямую цитату из «Горе от ума» А.С. Грибоедова: «И вот общественное мненье!»

Реминисценция может выразиться в вольном или невольном воспроизведении автором ритмико-синтаксических ходов.

В «Элегии» Н. А. Некрасов намеренно адресует читателя к пушкинской «Деревне», когда приводит почти точную цитату:

...Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам...

...покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам...

Но кроме этого, поэт использует тот же шестистопный ямб, такие же сложные многосоставные, охватывающие несколько строк предложения, как и в стихотворении А.С. Пушкина.

В зависимости от уровня и подготовленности класса учитель выберет из перечисленного в схеме, на его взгляд, наиболее приемлемое и доступное. Можно расширить круг: скажем, в пункте IV. 1. перечислены только 4 вида тропов, известных школьникам еще с 5-го класса, и вовсе не названы поэтические фигуры (кроме обозначенной в пункте 1V.2 аллюзии). Но обратим внимание на многоточие (!) и внесем в схему по своему желанию оксюморон, метонимию или анафору и рефрен, согласитесь - список почти неисчерпаем.

Следующий этап работы - чтение комментария, примечаний, где даются пояснения к упомянутым именам собственным, географическим названиям и т.д. Иногда сохраняются черновые варианты, ранние редакции стихотворения, помогающие читателю увидеть путь, по которому шел поэт, глубже постичь его замысел.

Предлагаем ответить на вопрос:

Подумайте, что и с какой целью изменил поэт в первоначальном тексте четвертой строфы своего стихотворения, сравните с окончательным вариантом:

И долго буду тем любезен

я народу,

Что звуки новые для песен

я обрел,

Что вслед Радищеву

восславил я свободу

И милосердие воспел.

При ответе на этот вопрос ребята сразу отмечают: если поэт хотел увидеть текст напечатанным, то по цензурным соображениям должен был убрать имя Радищева из текста. Становится очевидным и другое: связь его стихотворения с одой «Вольность», а отсюда мысль о цельности натуры поэта, о его верности идеалам свободолюбивой юности. Поэт ни в чем не изменил себе. Но с другой стороны, окончательный вариант строки глубже, он одновременно через авторскую реминисценцию («хочу воспеть свободу» - «восславил свободу») возвращает нас к пушкинской «Вольности» и к оде «Вольность» Радищева. Местоимение «мой» перед оценочным эпитетом «жестокий век» подчеркивает: за истекшие годы жизнь русского человека не стала легче, а свобода выбора, творчества, духа - по-прежнему недостижима.

Звуки новые для песен обрел - чувства добрые лирой пробуждал

«Звуки новые» (как «стихи эольски») Горация - это новое слово в эстетике стиха, «чувства добрые» - философское осмысление Добра и Зла, завершение пушкинского цикла о назначении поэта и поэзии.

Одним из основных выразительных средств стихотворения является его звучание. Следует отметить особенности интонации, которая может быть торжественной, интимной, насмешливой, грустной, гневной и т. д. Русская поэзия, наши стихи совершенны с точки зрения музыкальности, мелодики речи. Выбор автором ритма, размера не случаен, поэтому полезны такого рода упражнения, как составление словаря эстетических эмоций, передающих характер интонационного звучания стихотворения. Предлагаем ребятам подумать, какие чувства пробуждает поэт, и составить такой словарь, вернувшись к трем исходным стихотворениям, которые объединяет не только тема, но и интонационное решение.

торжественно сдержанно уверенно

величественно спокойно твердо

Пора переходить к анализу содержания, размышлению над ним. Вот ряд заданий в этом плане:

1. Найдите и подчеркните в текстах стихотворений те слова, строки, которые повторяются буквально, являются близкими по смыслу и объединяют то двух, а то и всех трех поэтов. Выпишите самые, на ваш взгляд, главные.

2. Подумайте и ответьте на вопрос: что общего в замысле поэтов, повторяющих буквально друг друга?

3. Заполните таблицу (стр. 55). Отвечая на вопрос, подберите цитаты из стихотворений трех авторов, расположите их рядом, и вы поймете, зачем Державин, а следом Пушкин «воздвигли» свои «памятники».

Важно показать, что история стихотворения не заканчивается датой, поставленной под ним. Познакомим ребят со следующим фактом из «жизни» пушкинского стихотворения и определим их задач