В детском садике №5 «Солнышко» города Чудова Новгородской области работает музыкальный руководитель Марина Викторовна Шкаликова. Вместе с преподавателем чудовской детской школы искусств имени В.С.Серовой Еленой Владимировной Римской Марина Шкаликова создала необычную программу. Программа под названием «Концертный зал для самых маленьких» апробируется в «Солнышке» уже третий год.
- Мы приглашаем наших воспитанников оказаться в настоящем концертном зале, - рассказывает Марина Шкаликова. - Стать на время зрителем и слушателем концерта или спектакля. Для этого готовятся все необходимые атрибуты: театральный звонок, афиша, билеты.
Наша героиня получила образование по специальности «учитель начальных классов» в Боровичском педагогическом училище. Общий стаж работы - почти 17 лет. В «Солнышке» Марина Викторовна работает около 10 лет. Еще в начале трудового пути Марина Шкаликова поняла, что самая интересная для нее педагогическая работа - музыкальный руководитель. Это и неудивительно, ведь она когда-то окончила музыкальную школу сразу по двум отделениям: домры и фортепиано.
Самые маленькие дети - самые трудные, наверное, слушатели музыки и рассказов педагога. Внимание еще очень неустойчивое, егозам хочется все время повертеться, задать какие-то вопросы, к тому же еще и не всегда относящиеся к делу. Но зато малыши и самые благодарные слушатели. Потому что, если педагогу удалось заинтересовать их, результат придет практически сразу, а самое главное - умение слушать и понимать музыку, любовь к ней ребята пронесут через годы. Шкаликовой удалось стать для своих дошколят таким педагогом, который влияет на их жизнь.
- Очень приятно видеть победы наших выпускников на музыкальных районных конкурсах, знать, что они стали участниками танцевальных и музыкальных коллективов, - делится со мной Марина Викторовна.
Педагог имеет возможность оценить результаты своей работы по программе «Концертный зал для самых маленьких». Есть специальная диагностика, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года и позволяет оценить музыкальное развитие детей. Самые важные критерии - эмоциональный отклик на музыку и умение высказывать свое отношение к услышанному - у дошколят, участвующих в программе, на высоком уровне. При этом программа «Концертный зал для самых маленьких» является только дополнением к общей программе музыкального воспитания, реализуемой в этом детском саду.
- Обе программы, и основная, и дополнительная, позволяют как выявить наиболее одаренных «звездочек», так и повысить общий культурный уровень всех детей, - поясняет Марина Викторовна. - Дополнительная программа ориентирована на музыкальные произведения, которые даются по основной программе, так что перегрузки дети не испытывают.
По программе «Концертный зал для самых маленьких» в течение года проводятся четыре масштабных мероприятия. Главными темами становятся празднование Нового года, юбилейная дата какого-либо композитора, путешествие в страну Сказок и страну Танцевалию. На концерты в детском саду приходят дети из школы искусств имени В.С.Серовой. Дошкольники слышат живую музыку и видят постановки, исполняемые их сверстниками, которые занимаются на разных отделениях школы искусств (скрипка, домра, фортепиано, гитара, хореография).
- Все проводимые в рамках этой программы мероприятия подразделяются на музыкальные сказки (роль сказочника исполняет преподаватель) и музыкально-театрализованные представления - спектакли, роли в которых исполняют учащиеся школы искусств, - рассказывает Марина Шкаликова. - Мероприятия сопровождаются музыкальными произведениями, обычно миниатюрами, которые тоже исполняют учащиеся школы. Жанр сказки нами выбран не случайно. Сказка, на наш взгляд, является самой доступной и яркой из всех форм подачи материала, поскольку позволяет развивать у детей дошкольного возраста фантазию, быстро включаться в процесс познания и понимания выбранных тем. Для усиления процесса познания, запоминания материала, как теоретического, так и практического, я предлагаю слушателям зрительный ряд в виде презентаций. Презентации подготовлены к каждому мероприятию и представляют собой подборку из красивых картинок, фотографий. Такое сопровождение формирует у ребенка эстетический вкус, обогащает его музыкально-слуховые представления.
Одной из форм деятельности в данной программе являются мастер-классы, которые проводят с воспитанниками детского сада преподаватели школы искусств по скрипке, домре, гитаре, фортепиано. А учащиеся этой школы организуют для дошкольников собственный мастер-класс по бальному танцу. Каждое мероприятие создает новый творческий коллектив, в котором дети учатся взаимодействовать. При проведении занятий дополнительно используются и такие формы, как беседы, игры-загадки, организация выставок детских художественных работ.
Еще одна важная задача, которую выполняет программа «Концертный зал для самых маленьких», - воспитание у малышей умения вести себя на публике. Культурное поведение способствует ответственному, внимательному восприятию музыки. Учатся малыши и выслушивать высказывания других детей - педагог Шкаликова обязательно проводит обсуждение после каждого концерта.
- Как вы думаете, а полезна ли программа «Концертный зал для самых маленьких» тем детям, которые приходят к вам из школы искусств? - спрашиваю я Марину Викторовну.
- Да, ведь ребята не только выступают в роли артистов, показывают свои собственные знания и мастерство, но и общаются. Эта дружба постоянная, творческая.
Тесные партнерские отношения между учащимися школы искусств и воспитанниками «Солнышка» - важная отличительная черта программы «Концертный зал для самых маленьких», причем у этого сетевого взаимодействия в данном случае довольно редкая форма.
В общий дружеский круг входят и родители. Кроме того что родители дошкольников могут посетить концерты в детсаду, мамы и папы приходят также на занятия двух кружков, которые ведет в «Солнышке» Марина Шкаликова, - танцевального и вокально-хорового. Для любого родителя важна поддержка педагога, и каждый, несомненно, хочет услышать и увидеть, как его ребенок развивается, каковы успехи малыша.
Оценивая программу, сама Марина Шкаликова выделяет в ней воспитание в ребенке добрых качеств, эмоционального отклика на музыку, формирование у дошкольников способности воспринимать, понимать и чувствовать прекрасное в окружающем мире. Наиболее эффективным средством обучения педагог считает использование в работе интеграционных технологий. Интеграция здесь позволяет дать детям представление о специфике различных видов искусства - музыкального, изобразительного, литературного. Отличительной особенностью занятий по программе, предполагающих синтез разных видов искусств, является необычная форма их организации. Комплексный подход позволяет развивать у детей фантазию, воображение, интеллект, способность к коммуникации, воспитывает доброжелательное отношение к другу и уважительное отношение к традициям культуры, правилам поведения в общественных местах.
- В центре программы - развитие творческого слушания музыки детьми, - отмечает Марина Викторовна. - Оно предполагает побуждение к проявлению различных форм творческой активности: музыкальной, музыкально-двигательной, певческой, художественной. Цель программы - формирование ключевых компетентностей развития детей дошкольного возраста через музыкально-художественную деятельность.
Недавно наша героиня с программой «Концертный зал для самых маленьких» заняла первое место в районном конкурсе профессионального педагогического мастерства в номинации «Воспитатель года-2015». Мы поздравляем Марину Викторовну с заслуженной победой и желаем успеха на следующем, областном этапе конкурса. Методический материал Марины Шкаликовой можно прочитать в следующим номере «Учительской газеты».

Великий Новгород