Представляю вашему вниманию опыт работы в условиях  безотметочного обучения с использованием контрольно-оценочных листов в первом и втором  классах по УМК «Гармония».

С действиями контроля и оценки учащиеся знакомятся уже на первом занятии, им предлагается лесенка из десяти ступеней. Каждый ребенок рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным, зная, что нижняя ступенька соответствует уровню «Я ничего не знаю, ничего не умею», а верхняя - «Я все знаю, все умею». Умение оценивать себя будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Прежде чем попросить учащегося оценить свои действия,  необходимо выработать критерии самооценки.
Очень часто используются оценочные шкалы. Количество шкал зависит от количества критериев, выработанных учащимися с учителем в ходе совместной деятельности. Данный способ позволяет оценивать действия детей не только в  индивидуальных письменных работах, но и при выполнении заданий в парах, группах.
В последнее время вместо шкал для самооценки я использую идею трехцветного индикатора, а критерии могут быть такими:
красный - «Я не знаю, прошу помощи»;
желтый - «Сомневаюсь, не уверен»;
зеленый - «Знаю, умею».
На каждом уроке  в 1-м классе мы используем сигнальные карточки трех цветов. С обратной стороны карточек мы приклеили знаки «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - не уверен в своих действиях или хочу задать вопрос. Данные сигналы помогают и учащимся, и учителю контролировать свои действия и высказывать свое мнение на каждом этапе урока.
Ежедневно учащиеся учатся самооценке своих действий. В конце урока, проводя рефлексию своей работы, в тетрадях они заполняют кружочки цветными карандашами по двум критериям: правильность и аккуратность. С помощью сигнальных карточек учащиеся оценивают свои действия на уроке: как работали в парах, в группах, внимательность, активность, полученные знания и т. д. (в зависимости от вида и целей урока).
Формируя умение оценивать себя и своих одноклассников, мы не забываем о необходимости на каждом уроке формулировать конкретные критерии оценивания своих знаний. Если учащийся знает, чему новому он должен научиться сегодня, то осознанно дает оценку себе в конце урока или темы: научился этому или нет? Перед проведением письменных работ вместе с детьми мы определяем, чему уже научились, какие могут возникнуть проблемы, дети сами ставят себе прогностическую оценку.
Я использую несколько вариантов самооценки письменных работ:
- оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы (чаще всего используется на уроке);
- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы (эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля);
- прогностическая оценка. Если наша цель - научить ребенка оценивать свои знания, планировать свою работу по преодолению трудностей, то прогностическая оценка - самая важная во всей работе учителя.
Составляя контрольно-оценочные листы, я опиралась на методику М.С.Соловейчик, О. В.Кубасовой,  а также использовала разноуровневые задания Н.Б.Истоминой.  Если у каждого ребенка перед глазами находится сборник заданий для предстоящей проверочной работы, то очень легко провести со всем классом работу по определению навыков и умений. Каждый ребенок может спрогнозировать свою оценку. Проверочную работу целесообразно провести на следующий день, а при работе над ошибками легко сравнить прогностическую и реальную оценки. Можно на следующий день после проверочной работы раздать детям проверенные, но неоцененные задания и предложить им в парах или группах, или самостоятельно по образцу найти свои ошибки (эта работа очень нравится детям) и  оценить себя снова.
Заполнив контрольно-оценочные листы и графики, очень легко работать с родителями первоклассников, которые проявляют огромный интерес к  успехам своего ребенка. Получив листок с точными сведениями о навыках и умениях, учитель может дать  точные советы и предложения для преодоления трудностей. Но очень важно подготовить родителей к данной системе оценивания, объяснить все этапы работы, ее цели и задачи. Очень важно, чтобы родители не воспринимали итоги проверочных работ как отметку, а видели в ней  проблему, над которой нужно работать с ребенком.
Предлагаю ознакомиться с порядком проведения диагностической работы по выявлению уровня развития знаний.

1-й этап  
Очень важно понимать, что вся последующая работа зависит от первого шага. Необходимо подвести учащихся к проблеме создания папок индивидуальных достижений, обсудить возможные варианты фиксации индивидуальных достижений, выслушать мнение всех учащихся, предложить свой вариант. Необходимо сделать так, чтобы учащиеся сами осознали  необходимость данной работы, объяснить, что она проводится для диагностики уровня знаний, способностей, мышления, установления трудностей  при освоении материала и для дальнейших коррекционных работ по их устранению.

2-й этап  
На протяжении ряда уроков  при формировании  новых знаний и умений вместе с учащимися определяем критерии для проверочной работы. Конечно, в 1-м классе это очень трудная задача для ученика, поэтому учитель пока играет в этом процессе главную роль. Но опираясь на группу сильных учащихся, проводя необходимую подготовительную работу, все же возможно сформировать у учащихся умение  определять критерии для проверочной работы. Для этого я перед началом новой темы разрабатываю критерии знаний и умений и на протяжении всех уроков данной темы мы формулируем эти критерии совместно с учащимися. Чтобы выработать необходимые критерии, мы с учащимися отвечаем на вопросы «Чему мы должны научиться?» и «Чему мы научились?». Вот перед вами контрольно-оценочный лист  по теме «Схема предложения», разработанный совместно с детьми, который помогал нам на протяжении всего года проследить динамику формирования данных умений:
- определять количество слов в предложении;
- находить «опасные места» в предложении;
- делить слова  на слоги;
- определять ударные и безударные звуки.

3-й этап
После определения критериев знаний и умений каждый ученик отвечает на поставленные перед ним вопросы, используя следующие ответы: «Я это знаю», «Не знаю» или «Сомневаюсь». При этом он заполняет колонку «Прогностическая оценка», используя для этого уже известный ему способ самооценки, с помощью зеленого, красного или желтого карандаша.

4-й этап
Всем учащимся предлагается проверочная работа. Можно использовать разноуровневые варианты.

5-й этап   
На этом этапе происходят проверка работ учителем и фиксация всех ошибок в  листе «Анализ проверочной работы» или без исправления ошибок в детской работе, или с подготовкой образца правильно выполненной работы. По результатам анализа проверочной работы я планирую коррекционную работу по устранению массовых ошибок и планирую индивидуальную работу с каждым учащимся.

6-й этап
Проведение урока «Работа над ошибками». Каждый ученик должен:
1) осознать собственные действия, которые привели к ошибочному решению;
2) построить эталон общего способа действия по решению подобных задач;
3) сравнить собственные действия с эталоном и выявить дефекты в них;
4)  сделать вывод о причинах ошибок.
Я предлагаю, как один из возможных вариантов работы над ошибками, заполнить страницу «Моя работа по исправлению ошибок», в которой ученик сравнивает, как он выполнил задание, с тем, как нужно было его выполнить, и определяет свои ошибки. Данный вариант работы над ошибками эффективен при самостоятельной проверке учащимися выполненных заданий по образцу.

7-й этап
Каждый учащийся заполняет колонку «Самооценка после самопроверки», используя цветные карандаши.  

8-й этап
Подводя итоги, я заполняю последнюю колонку таблицы. Для этого использую балльную систему, при этом максимальный балл зависит от количества заданий. Практика показала, что использование больших чисел более эффективно и для детей не является отметкой, так как эта колонка предназначена только для учителя и родителей. На этом же этапе я заполняю информационные карточки для родителей, которые приклеиваю в специальную тетрадь.   

9-й этап
Я заполняю страницу «График индивидуальных достижений» для наблюдения за индивидуальным развитием каждого ребенка.   

Папка индивидуальных достижений - это не только эффективная форма оценивания, но и средство для решения ряда важных для меня задач, позволяющее:
-  поддерживать учебную мотивацию учащихся;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, в том числе  самооценочной;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав папки достижений включены не только результаты учебных знаний, но и предметных умений.

​Ирина Федорова, учитель начальных классов гимназии города Краснослободска Волгоградской области