Задача: выработать практические рекомендации по организации работы с пятиклассниками для успешной адаптации к школе:
а) для классного руководителя;
б) для родителей;
в) для учителей-предметников.
Участники: классный руководитель, школьный психолог, врач-педиатр, родители, педагоги, работающие в данном классе.
Время проведения: третья неделя сентября.
Форма проведения: групповая.

Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя, представление педагогов, психолога
Классный руководитель: Уважаемые учителя, дорогие родители, я рада вас приветствовать на нашем первом родительском собрании. Это собрание особенное, ведь мы должны не просто познакомиться друг с другом, но и выработать систему действий, которая поможет каждому пятикласснику стать нравственной, интеллектуальной, активной личностью с устойчивым нравственным поведением, способной к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в обществе.
Звучит песня «Вместе весело шагать» (автор слов М.Матусовский, композитор В.Шаинский).
Классный руководитель: Переход ученика из начальной школы в основную совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5-м классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.
Представьте себе, что начальная школа - это полуостров, на котором ребята находились в течение четырех лет. И вот настал день, когда они должны перейти на большую землю под названием основная школа. А мы должны помочь им совершить этот переход, построив для них надежный мост. Как известно, любой мост стоит на крепких опорах, вот и наш пятиклассник должен иметь эти опоры:
опора 1 - родители (первая группа);
опора 2 - классный руководитель;
опора 3 - учителя-предметники (вторая группа).
Все опоры моста соединены и преследуют одну цель - удержать мост, так и мы должны работать в единстве для создания благоприятных условий перехода наших детей в основную школу.
Все ученики разные. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Все эти изменения связаны не только с переходом в 5-й класс, но и с периодом взросления ребят, т. е. с физиологическими особенностями растущего организма.
Задание№1 для родителей
Вспомните и назовите те изменения с точки зрения физиологии, которые произошли в ваших детях.
(Данное задание поможет классному руководителю увидеть, насколько внимательны родители по отношению к детям.)
2.1. Особенности физиологического развития пятиклассников. Выступление врача-педиатра
При соблюдении режима дня дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем.
Продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными.
Продолжается формирование сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива.
Увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.
Однако физиологическая перестройка организма подростков сопровождается повышенной утомляемостью. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Ясно, что все это неблагоприятно сказывается на их поведении. По наблюдениям ученых, у младших подростков в утомленном состоянии (чаще во второй половине дня) наблюдаются немотивированные поступки, поединки, стремление поступать вопреки чужой воле, упрямство, раздражительность.
Так, А.И.Краковский в книге «О подростках» пишет: «В период обучения в 5-м классе упрямиться стали учащиеся в среднем в 6 раз чаще, чем наблюдалось в 4-м классе; в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителям; в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступить вопреки чужой воле; в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще - своеволие; наконец, в 42 раза больше стало недостаточно мотивированных поступков». Мы должны учитывать, что подросток впадает в это состояние не по своей вине и не по своей воле, чаще всего он и не осознает своего состояния, а мы с вами не вправе требовать от него исчерпывающей и постоянной самооценки.
Каковы же признаки утомляемости ребят?
При незначительном утомлении:
- внимание сосредоточенное, отвлекаются редко;
- поза непостоянная, потягивают ноги, выпрямляют туловище;
- движения точные; проявляют живой интерес к новому материалу, задают вопросы.
При значительном утомлении:
- внимание становится рассеянным, начинают часто отвлекаться;
- часто меняют позы, поворачивают голову в стороны, поддерживают голову руками, облокачиваются;
- проявляют слабый интерес к новому материалу, вопросы не задают.
При резком утомлении:
- внимание ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует;
- стремятся положить голову на стол, вытянуться, облокотиться на спинку стула.
Задание №2 для родителей и учителей-предметников
На листах в виде желтых кирпичиков напишите, пожалуйста, что необходимо сделать вам, чтобы физиологическая адаптация пятиклассников прошла успешно.
В итоге должны получиться следующие рекомендации - кирпичики, которые будут прикреплены на доску.
Рекомендации для родителей и учителей по физиологической адаптации учащихся
- Необходимость смены учебной деятельности ребенка в школе и дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением заданий как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.
- Наблюдение учителей и родителей за правильной позой во время выполнения письменных работ на уроке и домашних занятий.
- Соблюдение светового режима.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Рекомендации для родителей по физиологической адаптации пятиклассников
- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантелей и т. д.
- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
Задание №3 для родителей
Вспомните и назовите те чувства, эмоции, настроение, которые преобладают в ваших детях дома среди родных и близких людей. Какой ваш ребенок в домашней обстановке?
Задание №3 для учителей
Какими вы видите детей в школе во время урока и во время перемены?
2.2. Особенности психологического развития пятиклассников. Выступление школьного психолога
Пятый класс - переходный от младшего возраста к подростковому периоду.
Этот возраст связан:
- с постепенным обретением чувства взрослости, усилением независимости детей от взрослых;
- с негативизмом - стремлением противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых;
- с постепенной заменой ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения - установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками;
- со стремлением к личному авторитету среди сверстников, который порождает активный поиск образца для подражания;
- с поиском роли в школе, дома, ребята проверяют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры);
- с повышенным вниманием ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию;
- с повышенной критичностью к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а также с педагогами, какие взаимоотношения в семье;
- с начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические - рывок к взрослению и переоценка всех ценностей.
Именно этот период совпадает с изменением социального окружения и социальной роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки, как:
- упрямство,
- внутренние переживания,
- стремление к самостоятельности,
- замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка),
- ранимость,
- обидчивость,
- отгороженность.
Особенно обостряется чувство собственного достоинства, и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас. Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым (а близкие люди насмехаются и подшучивают над ним, не зная, что могут ранить, обидеть, оттолкнуть и не вернуть уже никогда); повышенная критичность к себе и окружающим. Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно задуматься о перестройке своего отношения к ребенку. Пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Также нужно знать, что этот возраст характеризуется равнодушием к учебе.
Задание №4 для родителей и учителей-предметников
Вы прослушали, как воспринимает окружающую действительность и самого себя ребенок в возрасте 11-12 лет с точки зрения возрастной психологии. А теперь, зная психологические особенности пятиклассников, попробуйте на листах в виде голубых кирпичиков написать, что вам необходимо сделать, чтобы психологическая адаптация пятиклассников прошла успешно.
Рекомендации для успешной психологической адаптации
- Безусловное принятие ребенка, несмотря на возможные неудачи.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе.
- Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий (просмотра любимых программ, лакомства, прогулок и т. д.).
- Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
- Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о том хорошем, что ждет, если ребенок будет вести себя правильно.
- Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не вам.
- Давайте ребенку отдых от ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
- Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится - он будет лгать.
- Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и одобрение.
- Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимы.
- Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
- Формируйте положительную самооценку: «Я умный», «Я смелый», «Я все могу».
- Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность.
- Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
3. Основные проблемы адаптации к условиям обучения в основной школе, причины их возникновения
Классный руководитель: Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа - сложный и своеобразный организм, но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
- много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- непривычное расписание (новый режим);
- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
- новый классный руководитель;
- в средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной были уже большими.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми - одно из главных условий успешной адаптации детей.
Задание №5 для родителей и учителей-предметников
Напишите на листочках в виде зеленых кирпичиков, какой помощи по отношению к пятиклассникам вы ждете от родителей, учителей-предметников, классного руководителя.
В итоге должны быть выработаны практические рекомендации для успешной адаптации пятиклассников.
4. Практические рекомендации по организации работы с пятиклассниками на уроках, во внеурочной деятельности, дома для успешной адаптации
Рекомендации родителям пятиклассника
- Максимально щадите слабую нервную систему детей, проявляйте особую чуткость и оказывайте помощь в учебе.
- Организуйте совместные занятия спортом или прогулки.
- Делайте домашнее задание вместе с ребенком (но не за него).
- Постоянно разговаривайте о морально-нравственных принципах поведения в обществе.
- Сохраняйте телесный контакт.
- Стимулируйте познавательные потребности.
- Формируйте желание узнавать новое.
- Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
- Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка об его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
- Прилагайте усилия, для того чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Рекомендации классному руководителю
- Совместно с психологом помогайте ученикам налаживать эмоциональный контакт с одноклассниками.
- Постоянно поддерживайте контакт с родителями учеников.
- Осуществляйте психологическую поддержку ребенка - для этого необходимо:
1) опираться на его сильные стороны;
2) избегать подчеркивания промахов;
3) показывать, что вы довольны вашими учениками;
4) уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику вашего класса;
5) внести юмор во взаимоотношения с детьми;
6) знать обо всех попытках ученика справиться с заданием;
7) уметь взаимодействовать с ребенком;
8) позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно;
9) принимать индивидуальность каждого ребенка.
Поддержать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед!», «продолжай»);
- высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки);
- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
- выражения лица (улыбка, кивок, смех).
Рекомендации учителям-предметникам
- Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
- Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
- Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
- Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний.
- Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
- Создавать обстановку успеха.
- Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
- Работать в контакте с семьей ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.
- Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Классный руководитель: В заключение я бы хотела ознакомить всех участников сегодняшнего собрания с пожеланиями для всех нас, которые заранее составили наши пятиклассники.
На доске появляется плакат в виде сердца, на котором ребята написали свои пожелания.
Пожелания родителям
- Больше времени проводите вместе с нами.
- Почаще говорите, что любите нас.
- Поменьше ругайте.
- Учитывайте наше мнение.
- Помните: «Я личность».
Пожелания учителям
- Рассказывайте интересно и увлекательно.
- Задавайте поменьше домашней работы.
- Пусть уроки по одному предмету будут не похожи друг на друга.
- Раскрывайте наши таланты.

​Ольга ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №12 города Абакана Республики Хакасия