- Наталья Егоровна, в основе создания частных образовательных учреждений, как правило, лежит некая идея...
- В нашем случае основной идеей было создание единой непрерывной системы дошкольного, школьного и дополнительного образования, основанной на исследовании и использовании индивидуальных возможностей и способностей детей.
Понимая серьезность этой задачи, мы не стали противопоставлять себя государственному образованию, считая, что, только соединив положительный многолетний опыт и достижения государственного образования,  творческий потенциал и широкие возможности частного образовательного учреждения, можно достичь большего успеха в получении желаемого результата.
Для реализации нашей идеи создавалась и уже на протяжении 22 лет совершенствуется система работы, которая основана на следующих принципах: создание команды единомышленников, научный подход в управлении и организации образовательного процесса, подбор и обучение квалифицированных кадров.
В сложные 1990-е годы, когда система образования испытывала серьезные трудности, когда начал развиваться рынок платных образовательных услуг, где зачастую действовал принцип «выгодно то, что хорошо продается», когда слегка адаптированные школьные программы использовались для работы с дошкольниками без учета психологических особенностей детей этого возраста, когда «частное» считалось престижным из-за отличающейся от государственных детских садов материально-технической базы и количества образовательных услуг, но не всегда являлось лучшим по их качеству, а порой и откровенно безграмотным, именно тогда сформировались условия, при которых партнерство государственного и частного образования стало целесообразным, эффективным и взаимовыгодным.
- И тогда вы и нашли своих единомышленников?
- Да, это были прогрессивные и болеющие за систему образования руководители государственных образовательных учреждений и отдела образования Калининского района Санкт-Петербурга. Было создано партнерство, действующее на основании договора о сотрудничестве, в которое вошли наш учебный центр и государственные образовательные учреждения Калининского района. То есть, по сути, мы одними из первых создали в Петербурге систему государственно-частного партнерства, которая, к сожалению, так никогда юридически и не была оформлена.
В 1998 году в партнерстве с двенадцатью образовательными организациями Калининского района Санкт-Петербурга была предпринята разработка инновационной образовательной программы «Личность» для детей от 1 года до 7 лет. Научный руководитель нашего центра доктор психологических наук Александр Корнев разработал научное обоснование, концепцию и план эксперимента по разработке программы. Согласно проекту «Личность» должна была включать несколько частных программ, имеющих сквозной характер и рассчитанных на 3-5 лет. Ее концептуальной основой являлась детоцентристская личностно ориентированная педагогика.
Для разработки и апробации каждой программы было создано несколько экспериментальных площадок. Для каждой экспериментальной площадки создавалась творческая (рабочая) группа, которая включала методиста, педагога, психолога и/или логопеда. Все экспериментальные площадки работали под руководством научного руководителя.
Весь методический и дидактический материал разрабатывался и изготавливался в научно-методическом объединении нашего центра. На создание каждой развивающей программы для детей всех возрастных групп детского сада уходило 5-6 лет. Каждый разработанный программно-методический комплекс проходил апробацию на базе экспериментальных площадок. В ходе апробации использовался анализ видеозаписей занятий.
- Каким был практический итог этой работы?
- 22-летний опыт сотрудничества нашего центра с образовательными организациями-партнерами позволил создать инновационную модель взаимодействия частных и государственных образовательных учреждений, открывающую новые перспективы для повышения качества образовательной деятельности и профессионального уровня педагогов и специалистов, работающих в системе образования. В рамках данного проекта силами сотрудников учебного центра «ПРЕСТО» и наших коллег из других школ были созданы такие инновационные продукты, как учебно-методический комплекс, включающий авторскую образовательную программу «Личность», оригинальную модель психолого-логопедического сопровождения, не имеющую аналогов в России, а также систему психолого-педагогического мониторинга образовательной деятельности по программе «Личность», обеспеченную основными индикаторами успешности развития детей.
Образовательная деятельность на основе этой модели, осуществлявшаяся ранее в 23 учреждениях и охватывавшая более трех тысяч детей, показала свою эффективность и высокий инновационный потенциал. Эффективность инновационного учебно-методического комплекса подтверждена положительными отзывами Института практической психологии РАО, Комитета по образованию Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.
- Наталья Егоровна, вы говорите об этом сотрудничестве в прошедшем времени...
- Увы, в 2000-е годы сотрудничество частных и государственных учреждений не приветствовалось. Это привело к тому, что наше партнерство претерпело существенные изменения и было практически разрушено.
Начиная с 2009 года мы предприняли немало усилий для сохранения этого уникального опыта. Мы неоднократно обращались в различные инстанции с предложениями об отработке и внедрении механизмов государственно-частного партнерства в области образования, направленных на реализацию инновационных программ и проектов. Но, к сожалению, сегодня нет ни одного отработанного и апробированного механизма, который бы позволял мобильно создавать подобные партнерства.
- И каковы дальнейшие перспективы?
- В последние годы намечаются положительные тенденции. В указах Президента РФ, в законодательных актах уделяется большое внимание развитию негосударственного сектора и внедрению механизмов государственно-частного партнерства в сферу образования.
В 2013 году правительство Санкт-Петербурга утвердило программу «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы». Одним из результатов ее реализации должно стать увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в Санкт-Петербурге в рамках государственно-частного партнерства.
Сейчас государство повернулось лицом к частному образованию. Но важно, чтобы был сделан и следующий шаг. Например, в Санкт-Петербурге необходимо создать рабочую группу (площадку), на которой была бы возможность обсуждать и устранять «узкие места», замедляющие развитие частного образования и партнерств государственных и частных образовательных организаций, при необходимости формулировать конкретные предложения о внесении изменений в законодательные акты, распространять полученный опыт и инновационные проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства в Северо-Западном федеральном округе.
Мы в свою очередь готовы делиться своим опытом и работать как партнеры.

Факт

В 2012 году Государственная Дума приняла законопроект, регламентирующий вопросы государственной поддержки частных образовательных учреждений. Согласно ему частные детские сады и школы могут получать государственные финансовые субсидии. Эти деньги предназначаются на приобретение учебных материалов и заработную плату педагогам. Выделение средств должно производиться из региональных и муниципальных бюджетов.

Цифры

По данным Минобрнауки РФ, в 2013 году в стране насчитывалось 58 тысяч различных детских дошкольных учреждений. Из них порядка 1,2 тысячи (2%) приходится на лицензированные частные детские сады. Примерно столько же коммерческих детсадов работают без лицензии. Дошкольные учреждения посещают 5,5 миллиона детей, из них почти 30 тысяч детей (0,5%) ходят в коммерческие детсады.


Санкт-Петербург