Педагогический стаж учителя русского языка и литературы школы №19 Заполярного Любови Гордейчук 25 лет. Педагог декларирует то, что владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации служат теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Ей очень нравятся стихи Валентины Творговой: «Великие, возьмите в подмастерья. Я соглашусь таить в себе годами свои нетерпеливые слова, чтобы увидеть жадными глазами таинственную сущность мастерства!» Любовь Гордейчук за мастерство и профессионализм обеими руками.
На конкурсном испытании Гордейчук продемонстрировала, что как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации.
Для того чтобы показать взаимосвязь основных единиц и уровней языка, Любовь Гордейчук на конкурсе предложила одиннадцатиклассникам различные тестовые задания, которые вытекали из рассказов о Луостари Трифонов Печенгском монастыре, Кольской сверхглубокой буровой установке, водопаде Шуонийоки, заповеднике «Пасвик», лыжне дружбы в поселке Раякоски, долине Славы.
В результате такого блицзнакомства, по мнению педагога, ученики должны были понять связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
А еще Любовь Гордейчук любит... эстрадные песни. В качестве иллюстраций, как не надо говорить, эти шедевры современной поэзии прекрасный образчик грамматических ошибок, с которым интересно работать. Потому что смешно.
И на плохих примерах можно научиться хорошему. Рассматривая их, молодые люди получают своеобразную прививку от безвкусицы и языковых искажений надолго, если не навсегда, и им становятся милее нормы речевого поведения, что весьма позитивно сказывается на их дальнейшей социально-культурной, официально-деловой жизни.
Любовь Анатольевна вообще говорит, что язык - единственный источник информации о наших предках. Как бы он ни менялся, он сохраняет самое главное - связующую нас нить. Памятники могут разрушаться, города - уходить в небытие, и только язык способен поведать о пути, который мы преодолели во время становления своей культуры.
Любовь Гордейчук считает себя счастливым человеком. Потому что она учитель. Потому что она Любовь.
- Помните, у Пушкина, - улыбается педагог из Заполярного, - «И за учителей своих заздравный кубок подымает...» Это за тех, кто все делает с любовью. Мне кажется, мои ученики после наших бесед понимают, что это чувство самое главное, но оно не манна небесная, любить надо научиться. Любить место, где ты родился и живешь. Любить свою семью. Любить школу, где ты учишься. То дело, которым занимаешься. Мир, который тебя окружает. Наши дети скептики, потому что живут в мире негатива. И мы должны научить их любить эту жизнь, научить радости жизни. А радость начинается с удивления, с эмоционального отклика.
Для Любови Анатольевны главным правилом работы стала простая формула «2У» (противоположная «У2» из фильма «Доживем до понедельника»), которую подарил ей еще ее институтский профессор: сначала удивить, а потом убедить.
- Удивить, - говорит она, - что это значит? Значит, пробудить в ребенке интерес. Интерес к предмету. Интерес к учению в целом. А зачем? Луи де Бройль, французский физик, говорил, что знания - дети удивления и любопытства. Для меня самое важное - начало. Важно преодолеть психологический барьер, увлечь... и убедить детей в том, что русский язык и литература нужны лично каждому сидящему в классе. Зачем? Язык  - средство общения, способ познания мира, основа культуры.
Да, Любовь Гордейчук влюблена в волшебную силу слова, здесь всегда есть тайна: происхождение, изменение значения, сила. Это просто клондайк! Этим своим восторгом Любовь Анатольевна заражает и своих учеников. И они не только хорошо сдают ЕГЭ, но и серьезно увлекаются исследованием этого удивительного явления - культуры речи.
Конечно, в основном им помогают всевозможные научные трактаты. Но без легкого дыхания художественной литературы все эти труды были бы неубедительны и пресны. И спорят порой до хрипоты на уроках в ее 19-й о доблести, о подвигах, о славе и о вечной любви. Высказывать свое мнение у Гордейчук - всегда пожалуйста.
О себе она говорит так:
Поговорим о странностях
Любви
Словами Маяковского-поэта.
О той, которая по Цельсию +43
И все 120 градусов
по Фаренгейту.
Не боюсь обвинений
в банальности -
О Любви надо петь, не говорить -
Вооружившись словами,
рифмами-пяльцами,
Сплетем из противоречий
Любови нить.
Любите ли вы театр, как люблю
его я?
Свет рампы, кулисы, зрители,
сцена!
На сцене - Шекспир,
Джульетта - я!
Я - Беатриче, Дездемона, Елена!
Но... 8.30... Звонок... Вместо
сцены - класс...
А в классе - я, Любовь
Анатольевна!
Движенье мысли, сиянье глаз,
Жизнь вокруг кипит веселая,
школьная.
Хотела поехать на юг: море,
солнце, пляж,
Дом омывают игривые волны.
Но... Вывел судьбы вираж:
Север, снегами, сугробами
полный,
Закружил, завертел, заштормил
метелями,
Ослепил сиянием безудержно-
звездным,
Осыпал золотом, багрянцем
осенним.
Жить без него теперь
невозможно.
Мечтала: доченька, платьице,
косы,
В них ленты цветные вплетаю я.
Но... В результате: два богатыря
рослых -
Старший сын Дмитрий
и младший Илья
Воплощают в жизнь мамин
секрет,
Страсть небывалую к опытам
химическим.
Петербург, университет,
химический факультет -
Мальчишек выбор был
категорическим.
Собака, все знают, человеку
друг -
Сенбернар, шарпей, терьер,
лабрадор -
Идет по следу, хозяина ждет,
Охраняет надежно двор.
Но... «Любовь коварна», - Шиллер
писал,
Все в ней, лукавой, наоборот:
Прихожу домой, встречает
меня
Сторожевой сиамский... кот.
Мечтала: на лыжах «десятку»
иду,
На катке бегу на коньках...
Разбилась мечта на хрустальном
льду -
Спортивной карьере - крах!
Но... нитки, иголки, пяльцы,
канва -
Оживают цветы, пейзажи, лица!
Вышивка - великая магия
волшебства,
В ней любая мечта воплотится!
Думала: буду спокойно и тихо
жить,
Без непредсказуемости
и стрессов...
Но жить в наше время - это
любить и творить!
В мире меняющихся
интересов
Есть у меня непреходящая
страсть,
Ей не изменит моя натура,
Мне как лекарство ее тайная
власть -
Русская классическая
литература!
Но помимо Толстого и Достоевского, Бродского и Булгакова, Пелевина и Толстого Любовь Гордейчук любит Лема и Брэдбери, Шекли и Стругацких, Вадима Панова и Сергея Лукьяненко. Порой ей так хочется необычного, иллюзорного, фантастического.
Это потому что в жизни она предпочитает точность и конкретику. И музыку предпочитает не романтическую, а более четкую, жесткую - рок. После школы собиралась поступать на биофак МГУ, даже отучилась на его подготовительном отделении, но в итоге, поддавшись агитации мурманских филологов, пошла в педагогический, чтобы все-таки этот элемент сюрреальности не потерять.
Школа ее подкупила. Тем, что именно здесь живо все то, что Гордейчук ценит превыше всего: здесь помогают раскрыться друг другу, те, кто работает здесь, всегда молоды душой. И она поняла, что сделала правильный выбор.
А вообще учителя играли немаловажную роль в жизни Любови Анатольевны. Ей хотелось быть похожей на учителя русского языка и литературы, директора школы Раису Литвин с ее нестандартным творческим подходом к уроку, с ее умением заинтересовать темой, которая выливалась в проект. (А ведь когда это было! Задолго до введения современных стандартов.) И было так комфортно с учителем английского, соседкой, ставшей впоследствии свекровью.
Да, с будущим мужем Любовь Анатольевна росла бок о бок, дом, музыкалка, лагерь. Говорит, что и не представляет себя отдельно от него. Эта любовь через всю их жизнь.
Больше всего в людях Любовь Гордейчук ценит оптимизм, открытое отношение к окружающим, доброту, готовность помочь. Это ей близко, потому что такова она сама. Ей милы уют и смех, и время, когда они собираются большой семьей у родителей под Питером и приезжают мальчишки, Дмитрий, осиливший аспирантуру Института химии СПбГУ, Илья, окончивший 3-й курс Санкт-Петербургского государственного технологического института (технический университет). Семья - это ее главное открытие, и все ее успехи во имя ее и благодаря ей.
В следующем году Заполярному, ставшему ей родным, ведь родители привезли ее сюда из Казахстана в полуторагодовалом возрасте, 60 лет. Ученики Любови Гордейчук всегда выступают на дне города, она талантливый режиссер и неизменный заводила подобных событий. А сейчас, как классный руководитель, она примет новый 10-й класс. О, сколько им вместе открытий чудных и удивительных находок сулит предстоящий год! Школа - это вечная молодость, здесь всегда все сначала. И только профессионализм остается неизменным.

Методический материал Любови Гордейчук читайте на сайте «Учительской газеты»
http://www.ug.ru/method_category/142.
Конкурсный урок смотрите на сайте http://ug.ru/toy_video/71.

г. Заполярный, Печенгский район, Мурманская область, фото автора