Современные нормативные документы по дошкольному и начальному школьному образованию (ФГОС ДО и ФГОС НОО) определяют коррекционную работу как одно из важнейших направлений профессиональной деятельности учителя и воспитателя, подчеркивают необходимость проведения целенаправленной и планомерной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Это направление важно с точки зрения обеспечения каждому конкретному ребенку индивидуальной траектории развития с учетом его возможностей, способностей и здоровья.
В связи с этим необходимо отметить важность подготовки педагогических кадров, владеющих особыми компетенциями, обеспечивающими их готовность к работе с детьми с ОВЗ, которая наиболее успешно реализуется в процессе непрерывного образования «колледж - вуз».
Педагогический колледж «Черемушки» под руководством заслуженного учителя РФ Виктора Рудинского тесно сотрудничает в научном, методическом, кадровом направлениях с Институтом специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, возглавляемым доктором педагогических наук, профессором Оксаной Приходько.
В последнее время все чаще звучит идея об образовании человека в течение всей жизни. Профессиональное образование - часть непрерывного образования, охватывающего весь жизненный цикл человека. Рассматривая два основных уровня профессионального образования - среднее профессиональное (СПО) и высшее профессиональное (ВПО), мы можем говорить о едином целенаправленном процессе с взаимосвязанными компонентами, в основе которого лежит качественная подготовка специалистов. В условиях непрерывного педагогического образования обеспечивают развитие психолого-педагогического мышления студента, его педагогических способностей, формируют интерес к познанию другого человека. Основной смысл непрерывности образования заключается прежде всего в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в образовании, разных по полноте, темпам, направленности, в предоставлении каждому возможностей реализации собственной системы образования. Непрерывность образования предполагает перманентность развития профессионализма, развития по спирали, когда на каждом витке действуют одинаковые составляющие, но меняется их приоритетность: практико-ориентированная подготовка в колледже и освоение фундаментальной науки, развитие исследовательских умений, критического мышления в вузе.
Возможность подготовки педагогических кадров для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, расширялась за счет открытия по инициативе В.Рудинского в структуре СПО специальностей «специальное дошкольное образование» и «коррекционная педагогика в начальном образовании». Педагогический колледж №4 с 1998 года начал подготовку таких специалистов впервые в России и в Москве. Педагогический колледж выступил инициатором открытия этих специальностей, что связано с проведением серьезной экспериментальной деятельности по подготовке воспитателей дошкольных учреждений компенсирующего вида и учителей начальных классов для работы в классах коррекционно-развивающего обучения. Открытие таких специальностей позволило начать решение проблемы обеспеченности квалифицированными кадрами специальных образовательных учреждений. При этом эффективность преемственности образования в колледже и вузе зависит от степеней социально-психологического и педагогического взаимодействия средней и высшей ступеней образования, которое нашло отражение в целях и содержании подготовки, в организационных формах дидактического процесса, а также в используемых технологиях обучения.
В условиях учебного заведения, осуществляющего углубленную подготовку, существенно меняется организация учебного процесса. Преподаватели колледжа активно переходят от информационной модели обучения к развивающей: используют проблемные лекции, дискуссионные круглые столы, семинары, мини-конференции, исследовательские проекты. Активное внедрение в образовательный процесс колледжа современных форм и методов работы обеспечивает преемственность в обучении на следующей, более высокой, ступени высшего профессионального образования.
При обучении в вузе учитывают практико-ориентированный характер подготовки специалистов среднего звена, общие и профессиональные компетенции, сформированные у выпускника колледжа, повышенную мотивацию в приобретении профессиональных знаний. Таким образом, интеграция педагогического колледжа и вуза в условиях двухступенчатой подготовки позволяет:
    добиться устойчивой мотивации на получение педагогической профессии у выпускников колледжа;
    повысить качество подготовки специалистов с высшим образованием при сокращении сроков обучения в вузе.
Сотрудничество педагогического колледжа «Черемушки» с Институтом специального образования и комплексной реабилитации выражается в разработке сопряженных учебных планов по специальностям «коррекционная педагогика в начальном образовании» и «специальное дошкольное образование», которые практически полностью соответствуют ранее первому и второму курсам обучения в вузе, а сейчас первому - по перечню дисциплин, их содержанию и количеству часов, отведенных на их изучение. Разницу часов по учебным планам вузов и педагогического колледжа много лет ликвидировали за счет содержания дисциплин «Университетского дня». Преподавание отдельных дисциплин ведут преподаватели университета, что позволяет им лучше присмотреться к тем выпускникам, которые к ним собираются поступать, а студентам лучше узнать систему обучения в вузе. Рабочие программы по учебным дисциплинам и профессиональным модулям рецензировались на кафедрах преподавателями университета, что стало важным условием обеспечения качественной подготовки специалистов в условиях непрерывного образования.
За годы сотрудничества педагогического колледжа «Черемушки» с Институтом специального образования и комплексной реабилитации МГПУ по осуществлению двухступенчатой подготовки кадров в системе «колледж - вуз» стали традиционными разнообразные формы совместной работы:
    координационные совещания директоров;
    проблемные круглые столы;
    совместные заседания кафедр;
    научно-практические конференции;
    итоговая государственная аттестация (О.Приходько и Е.Ушакова - председатели государственных аттестационных комиссий).
За последние годы проведено большое количество мероприятий в системе «колледж - вуз», обеспечивающих качественное непрерывное педагогическое образование. Среди них: городская научно-практическая конференция «Современный учитель в системе коррекционно-развивающего обучения» (2012 г.); городская студенческая научно-практическая конференция «У истоков научного поиска в области специального, коррекционного и компенсирующего обучения» (24 октября 2011 года); «Практико-ориентированная подготовка специалистов в контексте современного педагогического образования» (2013 г.), научно-практическая конференция, посвященная 50-летию ПК №4, «Педагогический колледж №4, функционирование и развитие системы подготовки педагогических кадров для столицы» (2014 г.), круглые столы «Проблема подготовки прикладных бакалавров по направлению «Специальное дефектологическое образование» (2012 г.), «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями: проблемы, поиски, решения» (2014 г.), конкурс образовательных проектов «Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях коррекционно-развивающего и специального образования» (2014 г.), обучающий семинар «Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии (адаптация младших школьников к обучению в условиях образовательного учреждения)» (2014 г.).
Ежегодно большое количество студентов колледжа принимают участие в мероприятиях, проведенных в рамках Дней науки, например, в 2013 году состоялись научно-практические конференции «Современное гуманитарное образование в социокультурных условиях столичного мегаполиса» и «Институт XXI века: подготовка педагогических кадров нового поколения», на которых выступили 16 студентов колледжа.
На базе учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития педагогического колледжа «Черемушки» Институт специального образования и комплексной реабилитации МГПУ организует и проводит педагогическую практику студентов. Преподаватели колледжа примером своей профессиональной деятельности демонстрируют студентам необходимость и эффективность своевременной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического развития. За годы взаимодействия колледжа и Института специального образования и комплексной реабилитации создана уникальная научная, методическая и учебно-практическая база для подготовки педагогических кадров в области оказания помощи детям с ОВЗ.

Е.ШАХОВА, зав. методкабинетом педагогического колледжа «Черемушки» МГПУ