Идея автопробега впервые возникла в марте 2015 года на семинаре МГО профсоюза для молодых педагогов на базе центральных профсоюзных курсов МФП «Правда». Сразу после этого началась серьезная подготовка к этой акции, беспрецедентной по масштабу для системы образования. Рабочую группу по подготовке к автопробегу возглавил заместитель председателя МГО профсоюза Сергей Горбун, специалисты аппарата МГО профсоюза решили организационные задачи, был утвержден маршрут следования автоколонны, водители прошли инструктаж по технике безопасности во время движения у технических инспекторов по охране труда. Программа пребывания молодых педагогов в Минске была любезно подготовлена коллегами из Профсоюза работников образования Республики Беларусь. В итоге в список участников были включены 30 человек, разделенных на 8 экипажей.
Самая активная и содержательная фаза подготовки к автопробегу началась накануне Дня космонавтики. В голове крутились слова про заправленные в планшеты космические карты, а штурман - учитель физики и информатики школы №1164 Роман Колтунов действительно перепроверял маршрут движения. Символизм происходящего и забавные параллели с известной песней вкупе с долгожданной весной помогали готовиться к мероприятию вдохновенно и творчески. Понятно, что комфортную трассу М1 трудно сравнить с пыльными дорожками далеких планет, а наш караван состоял совсем не из ракет, но первопроходцами мы себя все же чувствовали. За всю свою пятнадцатилетнюю историю Совет молодых педагогов Москвы не участвовал еще в подобной крупномасштабной и значимой акции, требующей такой тщательной подготовки, которая была проведена перед молодежным педагогическим автопробегом. Ни один из 30 участников не стал в путешествии балластом или праздным наблюдателем. Каждый знал четко свою задачу и выполнял ее со знанием дела, опираясь на поддержку товарищей по автопробегу. Дорога требовала от участников автопробега, а особенно от водителей, максимальной сдержанности, ответственности, адекватной реакции на происходящее и высокой внутренней дисциплины. Безопасность превыше всего, а соблюдение нескольких несложных правил позволило молодым педагогам совершить путешествие без каких-либо происшествий.
Старт автопробега состоялся под проливным дождем. Мысли наши были далеко от места сбора - станции метро «Славянский бульвар». Внутренне мы были вместе с тысячами коллег, которые стойко переносили в тот момент природные сюрпризы на Красной площади, и, конечно, понимали, что участники первомайской демонстрации наверняка чувствуют эту внутреннюю связь и желают нам счастливого пути. Мистика, суеверие? Скорее обычная человеческая доброта и солидарность. Учитель истории и обществознания центра образования №1828 Александр Гулин снабдил все 8 экипажей радиосвязью, которая не раз выручала нас в дороге. В назначенный час колонна, выстроившись в заранее оговоренном порядке, начала движение и через пару километров... уткнулась в пробку. Любители загородного отдыха, изредка зевающие в соседних автомобилях, с интересом рассматривали нашу колонну. Слоган «Молодые педагоги на дороге», нанесенный на борта наших авто, вызывал особый восторг у детей, а георгиевские ленточки и девизы вроде «Дорогами Победы» находили отклик в сердцах у более взрослых участников движения.
Спустя четыре часа напряженной работы педалями и рычагом селектора передач мы вырвались из объятий хмурой дождливой Москвы. Ведущий колонны - методист Городского методического центра Михаил Каменский набрал крейсерскую скорость, и природа, как по заказу, сменила гнев на милость. Солнце засияло в полную силу, отражаясь лучами от кузовов наших машин, каждый экипаж включил музыку по вкусу, и расстояние до Минска начало неспешно таять. Красиво идем... В целом движение по трассе М1 не доставляло хлопот нашим водителям. Тот сомнительный набор ценностей и шоферских повадок, который демонстрировали многие соседи по потоку, особенно водители грузовых фур, назвать культурой вождения можно с большой натяжкой. Тем ценнее был пример нашей колонны, которая, не поддаваясь на провокации некоторых особо горячих участников движения, спокойно двигалась вперед.
Первой запланированной остановкой стало возложение цветов у памятника Зое Космодемьянской. Сотрудник ДПС, увидев группу молодых людей с цветами и флагами, включил зеленый сигнал светофора и произнес в громкоговоритель что-то неразборчивое, но явно приветливое. В течение поездки российские дорожные полицейские всегда провожали нас улыбкой, а иногда даже отдавали приветствие под козырек. На одной из остановок произошла приятная и неожиданная встреча. К колонне подошел добродушный мужчина богатырского телосложения и представился директором московской школы №285 Игорем Пыкановым. Поинтересовался целью автопробега, пожелал успехов и посетовал, что редко получается совершать подобные вояжи в виду большой загруженности на работе. Молодые педагоги лишь с пониманием вздохнули.
Колонна двигалась дальше, урбанистические пейзажи Московской области уступили место нежной природе Смоленщины. Неожиданно единственный дизель в колонне дал сбой, предательски выводя на бортовой компьютер «Шевроле Трейлблейзер» иконку check engine. Подозрение пало на турбину. Мощность резко упала, двигаться приходилось с ограниченной скоростью. Ошибку двигателя удалось временно локализовать «дедушкиным» способом, попросту сняв на время клеммы с аккумулятора. Недуг всплывал еще несколько раз, пока уже в Беларуси не нашли мастерскую и проверили сканером. Опасения оказались напрасными, отлегло.
Границу России и дружественной Республики Беларусь пересекли ходом, не вызывая никакого интереса у людей в форме. Остановились лишь у дорожного указателя, чтобы зафиксировать в уже привычном селфи-стиле эпохальный момент знакомства молодых педагогов с белорусской землей. Справившись с бурей восторга, участники автопробега, отдавая себе отчет в том, что впереди еще несколько сот километров пути, дисциплинированно расселись по экипажам и продолжили движение. Просторы вокруг трассы М1 на территории Беларуси радовали явным отсутствием небрежности в ведении сельского хозяйства. В глаза бросались ухоженные поля, по которым степенно нагуливали вес настоящие живые коровы, коих днем с огнем не сыщешь на некоторых других участках магистрали Москва - Берлин. На столичную молодежь, даже такую передовую, как молодые педагоги, подобное зрелище производило неизгладимое впечатление. Мир представлялся намного шире экрана смартфона. В десятом часу вечера по рации раздалось долгожданное: «Колонна, п-ш-ш-ш, сбавляем скорость, поворачиваем направо, п-ш-ш-ш». Напряженный и полный впечатлений день закончился в стенах гостиницы олимпийского комплекса «Стайки», расположенного на берегу одноименного водохранилища.
Утро следующего дня ваш покорный слуга начал с объятий с приехавшими в «Стайки» белорусскими коллегами из городской организации Профсоюза работников образования и науки Минска. Радушие и непосредственная искренняя радость белорусов всегда подкупает. Председатель профсоюза образования Минска Лариса Волкова украсила наши автомобили флажками с изображением герба белорусской столицы и радостно возглавила колонну на своем автомобиле. Дорогой Минск, встречай нас! У стелы «Минск - город герой» автоколонну уже ждала целая команда журналистов центральных телеканалов Беларуси. Председатель Совета молодых педагогов Москвы Ильдар Хусаинов подробно рассказал белорусским СМИ о целях автопробега, о программе пребывания москвичей на белорусской земле, поделился впечатлениями. После возложения цветов у мемориала наша делегация направилась в музей истории Великой Отечественной войны. Эта жемчужина минской музейной системы по праву может соперничать по разнообразию и целостности экспозиции с признанными мировыми лидерами и ничем не уступает московскому собрату на Поклонной горе. Особое внимание привлек стенд с проекцией, выполненной с использованием гениального инженерного решения: луч проектора, проходя через экран и лист тончайшего плексигласа, расположенного под углом 45 градусов, отражает изображение в объемном и совершенно реалистичном виде так, что кажется, будто можно потрогать героев видео руками. Нет никакого сомнения, что в московских школах в ближайшее время начнут появляться подобные конструкции, собранные любознательными старшеклассниками под руководством молодых педагогов.
После посещения музея московская автоколонна направилась в направлении минской средней школы №2. Нас встретила Мария Ковалевская - директор этого поистине грандиозного учебного учреждения, принявшего в свои стены 1 сентября 2014 года, страшно подумать, 20 первых классов! При этом качество образования только растет год от года. Успех, по словам белорусских коллег, заключается в корректной и дальновидной государственной политике в области образования, при которой любая инновация рассматривается как средство, а не цель. Мария Федоровна с присущей настоящему руководителю гордостью долго показывала нам школу, в которой есть все необходимое для успешного обучения и воспитания детей. После этой развернутой экскурсии по программе был предусмотрен круглый стол «Молодые молодым». Совет молодых педагогов Минска существует всего один год и успел за это время достигнуть определенных успехов в своей деятельности, которую минчане представили в кратком, но содержательном выступлении. Минские коллеги совершенно не скрывали, что хотели бы послушать больше об опыте московских молодых педагогов. Благо нашим ребятам было о чем рассказать. Широкое использование электронных ресурсов в обучении стало доминантой выступления молодых педагогов Москвы. Белорусские педагоги исписали не одну страницу блокнотов, шквал вопросов москвичам не прерывался ни на минуту. Отдельным успехом можно считать выступление методиста Городского методического центра Дмитрия Сковородкина об опыте работы Совета молодых педагогов при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования, по результатам которого Лариса Волкова объявила о намерении создать в Республике Беларусь аналогичную молодежную структуру. Михаил Каменский с нескрываемой радостью встретил Екатерину Дощечко - финалиста конкурса «Столичный учитель столичному образованию-2015», участницу недавно прошедшего в Москве форума молодых педагогов. Председатель Совета молодых педагогов Минска Татьяна Арловская в Москве тоже частый гость, она неоднократно участвовала в семинарах, проводимых МГО профсоюза. В результате встреча вышла за рамки запланированного времени на два часа. Прощались с представителями Минского профсоюза образования и молодыми педагогами нехотя, скрепя сердце.
В воскресенье утром к московской автоколонне присоединились автомобили минских педагогов. Накануне по белорусским телеканалам прошла новость об автопробеге, и кажется, что вся Беларусь почитала за долг выразить нам свое доброе расположение, хотя бы простым сигналом клаксона. Объединенной колонной мы выдвинулись в священное для всех народов, участвовавших в Великой Отечественной войне, место - Хатынь. Трагическая история этой деревни знакома всем со школьной скамьи, но воочию увидеть место скорби белорусского народа доводилось не каждому.
Для самообразования тоже нашлось время. Наша группа поднялась на крышу национальной библиотеки и насладилась видами вечернего Минска. Исторический центр города встретил яркими огнями и всеобщим праздничным настроением. Неполные три дня в столице Беларуси пролетели незаметно, пришла пора отправляться домой. Обратно мы ехали уже на десяти автомобилях. К колонне присоединились два автомобиля минских коллег. Ответный визит получился недолгим, но очень ярким. Минчане посетили столичную гимназию №491 «Марьино» (ЮВАО), где ознакомились с системой московского образования, посетили музей боевой славы. В школе был проведен круглый стол с молодыми педагогами комплекса. В конце дня гостям была предложена обзорная экскурсия по Москве.
Сложно переоценить значение прошедшего автопробега, невозможно посчитать объем полученных и отданных знаний. Одно можно сказать точно - это путешествие молодые педагоги Москвы запомнят на всю жизнь как одно из самых ярких событий, научившее их дружбе, совместной слаженной работе и доказавшее, что выбор педагогической профессии никогда не был и не будет случайным.

Федор ЧЕРНЯКОВ, главный специалист Московской городской организации Общероссийского
профсоюза образования