В ходе исследования проводится опрос трех групп респондентов: работодателей - о востребованности гуманитарных компетенций в возглавляемых ими структурах, представителей кадровых агентств Москвы - о востребованности гуманитарных компетенций специалистов на рынке труда, потребителей образовательных услуг сферы высшего профессионального образования в Москве для выявления их потребностей в получении гуманитарных компетенций. Такой состав выборки позволяет, в частности, определить расхождения между ожиданиями и потребностями целевых групп и объективными возможностями формирования гуманитарных компетенций в системе образования, как карту дефицита гуманитарных компетенций, которая в свою очередь может стать рабочим методическим инструментарием повышения эффективности образовательных услуг вузов.
Необходимо подчеркнуть, что если в отношении кадровых агентств и работодателей предметами исследования стали потребности в компетенциях, то для группы «потребителей» гуманитарных компетенций (учащихся на программах бакалавриата и магистратуры) предметом изучения в большей степени стали ожидания возможностей использования гуманитарных компетенций для получения работы или карьерного роста.
В результате первого этапа исследования установлено, что на современном рынке труда Москвы востребованы четыре группы гуманитарных компетенций, подготовка которых осуществляется или может осуществляться сегодня в системе образования столицы, это коммуникативные компетенции, проектные, исследовательские (аналитические) и педагогические компетенции, которые перечислены в порядке степени востребованности на рынке труда.
В настоящее время, на втором этапе исследования, собраны данные по двум категориям респондентов - кадровым агентствам и потребителям образовательных услуг. В опросе работодателей кафедра управления проектами активно сотрудничает со службой исследований компании «Хэдхантер», проводит опрос представителей компаний различных отраслей. К августу 2015 года мы планируем обработать новый массив полученных данных и актуализировать «карту дефицита гуманитарных компетенций».

Г.АКОПЯН, доцент кафедры управления проектами МГПУ