Однако проектный подход к разработке и проведению занятий пока остается terra incognita в образовательном пространстве. Именно поэтому в программе подготовки магистрантов по направлению «Бизнес-педагогика» уделяют особое внимание проектному подходу в разработке содержания и методического обеспечения обучения. Отмечу, что название магистерской программы в общественном сознании часто связывают с организацией бизнеса в образовательной сфере. Но это совсем не так. Основная цель программы «Бизнес-педагогика» - подготовить специалистов-педагогов, бизнес-тренеров, преподавателей, которые при помощи обучения смогут решать задачи развития не только бизнеса, но и государственных структур, бюджетных учреждений. Поэтому в магистерской программе обучения «Бизнес-педагогика» сегодня учат бизнес-тренеров - фрилансеров, преподавателей системы дополнительного обучения, преподавателей колледжей и вузов, бизнес-тренеров, представляющих корпоративные учебные центры крупных отечественных компаний. Всех участников программы объединяет то, что обучение (причем, как правило, обучение взрослых), вне зависимости от структуры, их основная профессиональная деятельность.
В условиях тотальной оптимизации акцент на подготовку и переподготовку педагогических кадров, которые смогут решать новые сложные задачи, становится новым приоритетом педагогического образования. В связи с этим в программе обучения магистрантов «Бизнес-педагогика» уделяют специальное внимание проектному подходу как современной педагогической технологии. Под педагогической технологией мы понимаем последовательность учебных действий и процедур, которые предсказуемо приводят к результатам обучения. В предложенной педагогической технологии, с одной стороны, в качестве предмета выступает собственно проектная деятельность по разработке содержания и осуществлению процесса обучения. С другой стороны, магистранты постоянно вовлечены в процесс самостоятельного проектирования учебных программ для различных целевых групп: школьников, студентов, взрослых, специалистов.
Программа обучения разделена на четыре основных содержательных модуля: контекст бизнес-обучения, технологии бизнес-обучения, содержание бизнес-обучения, анализ и исследования в области бизнес-обучения. В ходе модульного обучения предусмотрены различные тематические курсы, однако общим для всех модулей и всей программы стала инновационная форма обучения - проектный семинар. Дело в том, что проектирование и вовлечение в самостоятельное проектирование стали основными способами обучения магистрантов. Поэтому ключевая форма и единица учебного процесса - проектный семинар. Проектный семинар - это структура организации каждого занятия, нацеленного на формирование конкретных аналитических, педагогических, проектных и коммуникативных компетенций. Именно поэтому весь учебный процесс построен в виде системы междисциплинарных проектных семинаров, где ключевую роль играет практическая деятельность по проектированию учебных программ для самых разных ситуаций и задач: обеспечение досуга, организация бизнес-процессов, обучение детей и взрослых. Структура каждого проектного семинара обязательно включает в себя четыре последовательных компонента: лекционную часть, задание для групповой или индивидуальной работы, презентацию магистрантами выполненного задания и анализ выполненной групповой работы. Это позволяет поэтапно вовлекать магистрантов в освоение структуры проектной деятельности в обучении, формировать и отрабатывать практические навыки и компетенции, получать результаты не по окончании, а уже в процессе обучения. Кроме того, это позволяет обучить самих магистрантов осваивать и применять проектные образовательные технологии в собственной педагогической практике. Таким образом, проектный подход создает условия для освоения современными педагогами нового предметного и методического обеспечения профессиональной педагогической деятельности, обеспечивает для них широкие возможности практического применения полученных навыков в собственной педагогической деятельности.

Н.ЖАДЬКО, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами МГПУ