Юбилей дает нам повод не просто оглянуться назад и вспомнить важные события в жизни университета, института, кафедры, но и понять, в чем именно мы состоялись, какими ценностями живем, что нового можем предложить сегодняшним абитуриентам, чтобы дать им возможность успешного профессионального старта в жизни. Впервые за историю существования нашей кафедры при систематизации и анализе данных выпускных квалификационных работ 2010 года была использована электроакустическая система обработки звуковой информации PRAAT, позволившая значительно повысить объективную достоверность исследований Ю.Горской «Особенности просодической реализации иронии и юмора в английской публицистической речи (на примере юмористического сериала «Yes, Minister»)», Т.Вихровой «Эмоционально-выразительные фонетические средства в речи детей (на материале английского языка)» и О.Егоровой «Анализ просодических характеристик маркеров дискурса в публичной речи американских политиков». Использование современного инструментального способа обработки фонетических данных вошло в практику написания курсовых и дипломных работ студентов и значительно повысило валидность результатов, получаемых молодыми учеными.
Помимо аудиторной работы над произношением за годы существования кафедры фонетики сложилась интересная традиция проведения фонетических конкурсов для студентов 1-3-х курсов. Конкурсы проходят в конце года обучения и демонстрируют не только творческое отношение участников к выполнению конкурсных заданий, но и их стремление показать профессионально значимое мастерство публичного выступления на английском языке. Важно отметить, что в жюри конкурсов приглашают как преподавателей кафедры, так и по возможности носителей английского языка. Узнать объективную оценку фонетической стороны речи участников конкурса от независимых экспертов всегда любопытно. Поэтому для нас памятны моменты, когда выступления участников становились несомненным приятным потрясением для зарубежных коллег, которые высоко оценивали произношение студентов факультета английской филологии. Чем привлекательна специализация по английскому языку делового общения для студента? Специфика этого предмета заключается в том, что студенты, с одной стороны, расширяют свой активный словарный запас за счет особой деловой терминологии, а с другой - овладевают техниками делового общения на английском языке. В ходе предлагаемого курса студентов обучают таким важным профессиональным умениям, как умение участвовать в переговорах, умение грамотно готовить устную презентацию и выступать с самостоятельно подготовленными электронными презентациями перед аудиторией. Курс также включает элементы знакомства с культурой ведения бизнеса и межкультурными аспектами деловой коммуникации.
Одной из традиционных форм внеаудиторной работы кафедры фонетики со студентами стал ежегодный апрельский «Шекспировский марафон», приуроченный ко дню рождения великого драматурга. Идея марафона была заимствована из традиции родного города английского барда. Подобно тому как на улицах и площадях Стратфорда-на-Эвоне в день рождения Уильяма Шекспира проходит любительский фестиваль, программа дня нашего марафона охватывает аудитории, рекреации и залы факультета. В библиотеке института устраивают выставку книг, фото- и слайдшоу, мелодекламации поэзии, в актовом зале идут инсценировки, показ художественных и документальных фильмов и их обсуждение, а в рекреациях звучит средневековая музыка. Это событие объединяет в творческом действе и студентов, и аспирантов, и преподавателей факультета, неизменно вызывает большой интерес студентов и преподавателей всего института. Отрадно, что, даже окончив университет, наши выпускники приходят на праздник поэзии Шекспира со своими учениками, в 2014 году, когда отмечали 450-летие со дня рождения великого английского барда, Оксана Антоненко (выпуск 2013 года) присоединилась к торжеству вместе с учениками своего класса. Чтение монолога Гамлета двенадцатилетним школьником произвело на всех присутствующих глубокое впечатление и порадовало глаз роскошным костюмом, специально подготовленным для выступления. Правда, самому школьнику большее удовольствие явно доставила демонстрация черепа бедного Йорика, который он использовал в качестве реквизита к своему выступлению.
Описать лишь одно направление деятельности нашей кафедры было бы неверным. Кафедра всегда поддерживала и рассматривала баланс аудиторной и внеаудиторной работы со студентами в качестве возможного мотивирующего фактора приобщения их к культуре страны изучаемого языка. В этом плане кафедра ценит сложившиеся творческие взаимоотношения с коллективом библиотеки ИИЯ (зав. библиотекой И.Гугенашвилли), которые всегда поддерживают инициативу кафедры подбором тематического материала для проведения встреч со студентами. Еще в октябре 2010 года в читальном зале библиотеки ИИЯ состоялась первая встреча клуба любителей британской культуры «Britaholics», в которой приняли участие студенты как факультета английской филологии, так и факультета востоковедения. Встреча была посвящена старинным университетам Англии и Шотландии, а также некоторым аспектам проявления английского характера. Это был первый опыт неформального общения на английском языке студентов обоих отделений ИИЯ. С первой встречи прошло уже много лет, и за это время наш Клуб британской культуры приобрел новых друзей и расширил границы своей деятельности. Мы путешествовали виртуально и реально: во время двух студенческих туристических поездок по Британским островам исследовали памятники архитектуры Великобритании, объекты наследия ЮНЕСКО, с большим энтузиазмом организовали незабываемый литературно-музыкальный вечер о кельтской культуре, на котором присутствовал полномочный посол Республики Ирландия, поэт Филипп МакДонах, в год Великобритании в России (2014) посетили цикл лекций в музеях Кремля и ознакомились со страницами установления дипломатических связей между нашими странами, открыли для себя потрясающего шотландского художника и дизайнера Чарльза Рене Макинтоша.
Уже восьмой год, с сентября 2008 г., кафедра ведет работу по преподаванию английского языка для специальных целей. Преподаватели кафедры (С.Бобров, О.Серебрянцева, И.Барышникова, С.Савина, Л.Сидоренко, Т.Староверова, Т.Георгиу) работают в таких институтах и факультетах МГПУ, как факультет дизайна и технологии, изобразительных искусств, институт психологии, специальной педагогики, обеспечивая студентов этих подразделений университета прочными знаниями по предмету и прививая любовь не только к английскому языку, но и к стране изучаемого языка.

Ирина ТВЕРДОХЛЕБОВА, заведующая кафедрой фонетики английского языка и деловой коммуникации