П​онимая важность мотивации педагогических кадров к профессиональному развитию, внедрению ими современных образовательных технологий, изменению подходов к организации образовательного процесса  в соответствии с новыми требованиями, Правительство РФ приняло Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, был разработан профессиональный стандарт педагога. В результате в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) возникла необходимость приведения дополнительных профессиональных программ в соответствие с теми трудовыми функциями и действиями, которыми должен овладеть педагог,  для создания условий для их применения и совершенствования в процессе обучения.
Развитие педагога происходит как в процессе формального обучения (курсы повышения квалификации), так и неформального, к которому относят участие в мастер-классах, вебинарах, конференциях. При неформальном обучении создают все условия для активного обмена опытом, изучения инновационных подходов, обсуждения актуальных педагогических задач. Неформальное взаимодействие, основанное на групповых и индивидуальных интересах и формах активности, способствует высокой мотивации, заинтересованности и вовлеченности в процесс обучения.
Идет ли такое обучение и общение на курсах повышения квалификации? Думаем, что да, но при условии, если программы отличают практическая ориентация, актуальность тематики, возможность использования интерактивных форм обучения. При этом большое внимание  нужно  уделять распространению передового педагогического опыта, привлечению дополнительных ресурсов (ведущих специалистов других образовательных и научно-исследовательских организаций, представителей бизнеса и производства, внедряющих инновационные разработки в практическую деятельность). В результате такого сотрудничества повышаются качество программ ДПО, их актуальность и открытость.
В Московском городском педагогическом университете совместно с международной образовательной организацией EF-Education First разработаны и реализованы программы повышения квалификации педагогов образовательных организаций в области языковой компетентности. Привлечение организации EF к обучению позволило использовать созданную в компании онлайн-школу, предоставляющую обучающемуся неограниченный доступ в разговорные классы с преподавателями - носителями языка, к большому объему образовательного контента. Учитель дистанционно в зависимости от исходного уровня языковой компетентности выстраивает индивидуальный образовательный маршрут, применяет имеющиеся ресурсы исходя из собственных интересов и образовательных потребностей. Круглосуточный доступ в онлайн-школу, возможности выбора образовательных модулей по содержанию, постоянная обратная связь с педагогами делают программу привлекательной для обучающихся. Обучение  идет  по смешанной модели, при которой часть программы предполагает организацию очных модулей под руководством высококвалифицированных преподавателей МГПУ, что расширяет возможности разговорной практики непосредственно в аудитории.
По утверждению специалистов, наиболее эффективные изменения в психике человека происходят не в индивидуальной деятельности, а в групповом взаимодействии. В случае поиска путей решения задач, актуальных для всего педагогического коллектива, наиболее эффективна совместная деятельность учителей. Поэтому в условиях перехода образовательной системы на ФГОС, необходимости разработки научно-методического обеспечения, определения организационно-управленческих механизмов достижения качества образования не только на предметном, но и на метапредметном уровне целесообразно обучать не отдельных педагогов, а школьные команды учителей. При этом должны быть созданы условия для их совместной деятельности по проектированию образовательных программ, направленные на достижение требуемых результатов. Это позволяет педагогам не только определять пути реализации ФГОС, но и осуществлять обмен опытом, организовывать сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.
В МГПУ апробирована программа повышения квалификации школьных команд педагогов по теме «Технологии формирования метапредметных компетенций обучающихся общеобразовательных организаций». В процессе обучения выявление профессиональных дефицитов педагогов школьных команд происходило на основе результатов независимых диагностик метапредметных умений обучающихся. Большое внимание уделяли изучению передового зарубежного и российского опыта, проведению мастер-классов теми командами педагогов, обучающиеся которых показали наиболее высокие результаты по метапредметной диагностике.
Сравнительный анализ результатов диагностик позволил педагогам выявить «проблемное поле», определить возможные пути преодоления и, главное, разработать и апробировать программу, способствующую развитию дефицитных умений обучающихся своей школы, создать образовательную среду, формирующую успешность обучающихся.
Поиск новых подходов к определению форм и видов работы педагогами позволил сделать вывод, что перманентных изменений недостаточно, необходимы более кардинальные перемены в системе ДПО, в частности, речь идет о переходе на многовекторную модель профессионального развития, которая должна быть основана на принципах вариативности, индивидуализации, практической направленности.
Многовекторность в этом случае можно рассматривать как:
    выбор вариативных модулей при наличии инварианта, который соответствует трудовой функции и задает виды трудовых действий, на формирование которых должен быть направлен тот или иной модуль программы;
    выбор форм обучения (очно-заочной, дистанционной) и вида итоговой аттестации (тестирование, проектная работа, творческое задание);
    ориентацию не на одну группу потребителей (категория педагогических работников, опыт профессиональной деятельности и прочие характеристики), а на разные группы потребителей, имеющих аналогичные затруднения (дефициты), и соответственно похожие цели обучения, профессионального развития.
Внедрение в практику ДПО многовекторной модели на основе проектирования модулей позволит создать условия для профессионального развития педагога, его мотивации к обучению.

Марина ШАЛАШОВА, д. п. н., директор Института дополнительного образования МГПУ;
Наталья МОТОРО, заместитель директора Института дополнительного образования МГПУ