Сейчас я, как никогда, понимаю, что она все же была не права. Знаменитое высказывание всемирно известного менеджера Ли Якокки как раз убеждает нас, что точная математика еще не весь секрет успеха: «Компьютер выдает только то, что в него ввели. Секрет успеха не информация, но люди». Можно прекрасно разбираться в технике, знать, при каких условиях на какую кнопку нажимать, составлять замечательные бизнес-планы, но... Только широкий кругозор может позволить применить свои профессиональные знания наиболее оптимально, максимально творчески, креативно, полезно. Да, мы знаем сегодня информатику, но стали забывать родной язык, историю, литературу, даже географию...
Современные условия развития общества, конечно, ставят новые задачи перед высшим образованием - готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Существенным спросом пользуются так называемые прикладные специальности, на первый взгляд далекие от гуманитарного образования. Мы научились считать деньги, пользоваться компьютером, освоили технику, о существовании которой еще совсем недавно не знали. Однако молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что, несомненно, требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры и как следствие интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса. В этой связи именно обучение в вузе призвано прежде всего оказывать существенное влияние на общее интеллектуальное развитие студентов.
На современном этапе развития России для овладения профессиональным мастерством необходимо широкое гуманитарное образование. Связано это с тем, что сегодня, как никогда, любой вид деятельности гражданина государства располагается (как минимум должен располагаться) на прочном фундаменте культуры и истории общества и его духовности. При этом грани профессионального мастерства пересекаются с историей, политикой, экономикой, социологией, педагогикой и психологией. Гуманитарное образование также напрямую связано с вопросом о том, кто будет завтра управлять нашей страной. Если проанализировать специальности, которые получили в вузах отечественные государственные чиновники, то получится, что подавляющее большинство из них имеют именно гуманитарное образование: юристы, политологи, экономисты, социологи, собственно управленцы.
Для должного понимания своего дела профессионал обязан представлять, каким образом оно связано с другими областями знаний, а также как эти области знаний могут быть использованы в его целях. Он по-настоящему не разовьет своих аналитических способностей, интуиции и воображения, если будет настроен только на исполнение своих непосредственных профессиональных обязанностей.
Люди в нашей стране долгое время находились в идеологической оболочке, в которой мирно уживались двойная мораль с высокими духовными ценностями и чувством сопричастности к ним. Воспитанные на доверии к коллективной истине граждане России в большинстве своем пропустили, осознавая это или нет, важнейшую фазу своего развития - выработку способности к личностному интеллектуальному усилию. Конечно, эти последствия не могут не сказываться на изменении отношения в обществе к истории, политологии, социологии. Однако что толку горевать об упущенных возможностях. Мы осознали этот пробел, и нам надо его ликвидировать. Нынешний плюрализм общественной жизни вполне позволяет это сделать. Поэтому одна из главных задач гуманитарного образования - помочь людям уйти от фальши, фикции, дезинформирующих идеологических версий, создать условия для осознания реальности со всеми присущими ей противоречиями для принятия личностных и профессионально-деятельностных решений.
Немалую опасность как в прошлом, так и в настоящее время представляют рецидивы технократического менталитета с их прогрессирующим нигилизмом и цинизмом. Существуют сложности и в самом гуманитарном образовании (отставание учебной и материально-технической базы кафедр гуманитарно-социальных наук, неподготовленность отдельных преподавателей гуманитарного блока к обеспечению качественного обучения с применением современных, передовых технологий, преобладание валового подхода к обучению студентов). Сыграла отрицательную роль существовавшая долгое время система жесткой регламентации деятельности вузов, в силу чего многие из них были лишены самостоятельности в решении широкого круга проблем по качественной гуманитарной подготовке будущих специалистов.
Все это не может, однако, служить оправданием безучастности, бездействия ученых-обществоведов, преподавателей общественных дисциплин. Напротив, необходимо осознать свою ответственность, подчеркнуть важнейшее методологическое и мировоззренческое значение гуманитарной составляющей высшего профессионального образования любого профиля. Гуманитаризация высшего образования должна быть направлена на воспитание идеалов, ценностных ориентиров, убеждений, личностных качеств обучаемых, которые формируются в системе знаний, умений и навыков или, как модно сейчас говорить, профессиональных компетенций и трудовых действий на основе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Возможно, прозвучит удивительно, но думаю, что гуманитарное образование сегодня более чем востребовано. Современное общество можно назвать по-разному: постиндустриальное, постмодерн или общество потребления, - суть его в возрастающих потребностях коммуникативных практик, в расширении возможностей диалога. Это, несомненно, способствует повышению потребности в гуманитарных знаниях, например, сегодня пользуются популярностью такие направления подготовки, как экономика, документоведение и архивоведение. Выпускники имеют возможность работать на предприятиях различных сфер деятельности и различных форм собственности: в конце концов, в любой организации есть документооборот (бумажный и электронный), и любая организация в условиях рынка работает на достижение прибыли, поэтому для работника важно знать экономические основы. Юриспруденция неизменно находится на гребне популярности не столько потому, что многие хотят быть юристами, сколько потому, что правовые знания становятся неотъемлемой частью нашей повседневной (и не только профессиональной) жизни, растет уровень правосознания граждан России. Так обстоят дела со многими профессиями гуманитарного направления. Главное - получить хорошее образование. Хорошее образование - уверенность в жизни. Гуманитарное образование добавляет этой уверенности.
Что касается «упадка» в сфере образования, то думаю, что скорее речь должна идти об определенном кризисе, связанном с общей ситуацией в стране. Как известно, причины кризиса бывают объективные и субъективные.
Одной из важнейших объективных причин кризиса образовательной системы можно считать то, что высшая школа России в течение вот уже почти двадцати лет находится в состоянии непрерывного реформирования. В этой связи важно обстоятельное и глубокое изучение самих реформ, методов их проведения, путей решения тех или иных задач, конечных результатов на каждом из этапов, а также их значения для последующего развития как страны, так и образования в ней. Такой анализ необходим не только с чисто исторической точки зрения, но и с точки зрения совершенствования системы высшей школы в будущем. Только выяснив суть, характер и действительные результаты реформ, проводившихся в отечественной системе высшей школы, их реальную направленность, можно с определенной степенью уверенности предлагать пути ее дальнейшей модернизации.
Что касается субъективных причин кризиса высшей школы в России, то одна из них, видимо - это несоответствие возрастных и инновационных характеристик профессорско-преподавательского состава требованиям рынка, хотя никто все же не подвергает сомнению высокий уровень фундаментальных знаний наших ученых и преподавателей. Однако кадровое обновление происходит крайне медленно. Сегодня профессиональный педагог на любой ступени образования обязан не только глубоко знать свой предмет, но и владеть педагогическим мастерством, чтобы помочь ученику, студенту стать не объектом, а субъектом процесса обучения. Современная практика показывает, что, даже обладая преподавательским талантом, нужно обязательно учиться педагогическому общению (снова проявляется диалогическая сущность гуманитарного образования). Это позволяет преподавателю постоянно анализировать свою деятельность, понимать обучаемых, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия и образовательные и человеческие потребности.
В вузах преподавание гуманитарных дисциплин, как правило, возложено на кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (общественных наук), которые в отличие от подавляющего большинства кафедр любого вуза имеют свои особенности: их отличает прежде всего многопредметность, универсальность, многообразие и иногда противоречивость изучаемых проблем. Здесь практически неприемлемы конкретные формулы и готовые решения, которые сродни точным физико-математическим и инженерным наукам. Преподавание гуманитарных дисциплин должно быть основано на развитии самостоятельного, творческого, оригинального, нестандартного мышления. Главное, оно должно отражать реалии повседневной жизни.
В одной из научных дискуссий по проблемам гуманитарного образования прозвучал интересный, на мой взгляд, вопрос: «Дает ли общество сегодня возможность своему гражданину пожалеть о том, что он не получил гуманитарное образование?» К сожалению, потребность в этом виде образования еще не до конца осознана нашими людьми. Почему? Думаю, что главная причина состоит в том, что сегодня основы гуманитарного образования закладывают в школе, а там оно представлено зачастую либо учителями-пенсионерами, либо молодыми, местами недоученными кадрами эпохи 1990-х, которые вряд ли в процессе обучения предмету всерьез думают об инновациях и модернизации школы, образования в целом, общества.
Базовое средство гуманитарного образования - чтение (учебный предмет начальной школы) - на сегодняшний день существенно урезали в часах. Подбор тем для изучения практически по всем гуманитарным предметам - вопрос более чем спорный. Отношение родителей к обучению их детей гуманитарным предметам весьма расплывчато и неопределенно. Они (лучшие из них), как правило, настраивают детей на высокий уровень сдачи ЕГЭ по предметам, нужным для поступления на направления подготовки, после окончания которых более или менее гарантировано трудоустройство на высокооплачиваемую работу. Однако вспомним, что когда человек чуть ли не со школьной скамьи думает только о высокой зарплате, скорее всего он вряд ли сможет самореализоваться и стать по-настоящему успешным. Этот перечень можно продолжать очень долго. Конечно, корни проблем гуманитарного образования находятся еще и в семье, но это тема для еще одного повествования.
Подводя итоги, можно констатировать, что утечка мозгов за рубеж, которая и сейчас происходит, говорит о востребованности молодых специалистов из России по некоторым направлениям подготовки, а значит, о достаточном качестве подготовки в рамках российской системы образования, невзирая на всевозможные рейтинги вузов. Поэтому кризис кризисом, а качество качеством. Нам надо наращивать это качество: с одной стороны, минимизировать влияние кризиса на базисные установки нашей образовательной системы, с другой - работать, мотивируя себя теми ценностями гуманитарного образования, которые, в общем-то, вечны.

Татьяна АПОСТОЛОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории МГПУ