Какой педагог нужен столице?
Существует мнение психологов о том, что углубленная психолого-педагогическая подготовка нужна педагогу, работающему с ребенком с самого начала его развития. Дошкольное образование - это не только уход и присмотр, это еще и начало формирования личности человека. На каждом этапе школьной жизни у учителя своя задача. Почему часто говорят, что в начальной школе родителям надо выбирать не школу, а учителя? Наверное, потому что существует опасность в самом начале и навсегда отбить у ребенка охоту приходить каждый день в школу. Привить ребенку интерес к учебе, создать для него комфортные психологические условия, когда его никто не обидит и всегда найдется взрослый человек, который без раздражения, ссылок на отсутствие времени или усталость может все объяснить и помочь понять - вот основная задача учителя в начальной школе. В средней и старшей школе перед учителем стоят свои не менее важные задачи, от решения которых зависит уровень освоения знаний, необходимых не только для выбора будущей профессии, но и вообще для всей дальнейшей жизни. Поэтому «штамповать» учителей было бы, вероятно, проще, только вряд ли такие учителя сегодня кому-нибудь нужны. По-моему, секрет жизненной успешности человека во многом зависит от тех талантливых и неравнодушных учителей, которых ему посчастливилось встретить в жизни. Но здесь я имею в виду, конечно, не только школьных учителей. Если несколько лет назад звучали голоса о том, что педагогические вузы вообще не нужны, что готовить учителей можно в классических университетах или неких педагогических центрах, то сейчас вектор развития изменился - наметилась четкая тенденция к тому, что именно педагогические университеты должны стать центрами подготовки и переподготовки педагогических кадров. Я поддерживаю идею, что в школы, колледжи, вузы, даже в дошкольные образовательные организации или в организации дополнительного образования детей могут и должны приходить выпускники классических, технических или технологических университетов, обладающие хорошими предметными знаниями. Но! Они должны получить психолого-педагогическую подготовку. Наверное, не вызывает сомнений, что педагог, прежде чем начать работать с ребенком, должен изучить основы возрастной психологии, ему неплохо было бы ознакомиться с различными технологиями и методиками преподавания. Существует разное отношение к словам «методика преподавания», безусловно, это авторское право педагога, если хотите, его искусство. Но не секрет, что в школы или вузы приходят замечательные ученые - выпускники непедагогических вузов, обладающие глубокими знаниями в области математики, физики, химии, других предметов, или ученые-практики, обладающие уникальным практическим опытом, которые не всегда могут в полной мере донести эти знания и опыт до школьной или студенческой аудитории. Для таких преподавателей знакомство с методиками обучения было бы полезным. И не важно, будут эти навыки получены в результате освоения магистерских программ, программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Перемены в высшем педагогическом образовании логичны
Конечно, в подготовке учителя изменилось многое, перемены коснулись и содержания, и методов, и организации обучения. Если в девяностые годы прошлого века в университете только начиналось внедрение дистанционных образовательных технологий, то в двадцать первом веке особенную актуальность приобретает электронное обучение. Это другой, отличный от дистанционного, формат взаимодействия студента и преподавателя. И снова все как в школе, профессор, так же как учитель, перестал быть основным источником информации. Если раньше он начитывал лекции, а потом разъяснял их на семинарских занятиях, то сейчас студент может получить информацию самостоятельно. Толстые тетради в коленкоровом переплете и тяжелый портфель перестали быть главным студенческим атрибутом, их заменили электронные дайджесты, все названия которых даже перечислить невозможно. Преподаватель вуза становится, если хотите, неким навигатором в информационном потоке, наставником. При этом роль преподавателя незаменима в оценке полученных студентом знаний, передаче собственного опыта по их практическому применению. Так что преподавателю не обойтись без студента, студенту - без преподавателя, а все вместе - это университет. В МГПУ все более важным становится проектный подход к реализации образовательной программы. Уже с этого года в институтах нашего университета программы строят по модульному принципу. Связано это прежде всего с новыми стандартами общего и высшего образования, а конкретно в педагогической профессии и с внедрением профессионального стандарта педагога. Получение той или иной компетенции невозможно в результате освоения какой-то одной дисциплины, решить эту задачу можно путем объединения дисциплин в образовательные модули. При этом у студента должна быть реальная возможность самостоятельного выбора дисциплин, модулей, а следовательно, и преподавателей. То есть самой важной, я бы сказала, организационной единицей в университете становится образовательная программа, руководитель которой, ориентируясь на выбор студента, формирует состав участвующих в ее реализации преподавателей. Это очень сложный процесс, который влечет кардинальную перестройку управления университетом, возможно, отказ от кафедрального устройства. Такая модель управления есть в европейских университетах.

Трудный выбор в пользу нового
Думаю, не все смогут сразу воспринять перемены. Отказ от собственного опыта, от чего-то привычного и давно устоявшегося в пользу нового - это всегда трудный выбор. Я и сама не могу отнести себя к числу сторонников революционных перемен, в первую очередь в сфере образования. Скорее, я отношусь к числу сторонников эволюционных преобразований, которые позволяют при сохранении лучших традиций продвигаться вперед, создавая более широкие возможности для развития системы образования, и в первую очередь для наших выпускников. Думаю, что университет, как, впрочем, и вся система образования, не должен жить по принципу - с нового года (не дай бог с завтрашнего дня!) начинаем жить по-другому. Университет - сложный организм, в котором все процессы перемен должны иметь, повторю, эволюционный характер, а истина достигаться методом проб и ошибок. В одном я уверена: задачи, которые сегодня стоят перед университетом, ответственность за успешность наших выпускников неизменно приведут нас к переменам и процесса обучения, и системы управления вузом. Мы все равно к этому придем.

Чем привлечь учителя?
Чем может сейчас привлечь учителя наш или другой университет? Только интересной программой, ведь у педагога есть право выбора места и программы повышения квалификации. Семь лет назад, когда я только начинала работу в МГПУ, повышение квалификации в нашем университете за год прошли около тысячи учителей, в прошлом году это восемнадцать тысяч учителей и других специалистов социальной сферы. Это означает, что наши программы становятся востребованными. Наибольший интерес вызывают программы, касающиеся работы учителя, организации работы школы в условиях реализации ФГОС общего образования. Современная школа должна научить детей осваивать в том числе и межпредметные компетенции. Здесь есть одна история, которую однажды рассказал наш ректор Игорь Реморенко. В одной из московских школ он задал учителям вопрос о том, в чем сложность выстраивания учебного процесса по метапредметному принципу. Ответ был неожиданным: оказалось, что учителя мало общаются друг с другом, поэтому для школы важно не только повышение квалификации отдельного учителя, но и обучение школьных команд, состоящих из учителей, преподающих разные дисциплины. Такие программы повышения квалификации тоже есть в университете. Еще я считаю очень важным для Москвы обучение школьных управленческих команд. В последние годы в нашем городе созданы крупные образовательные комплексы, объединившие образовательные организации разного уровня - от дошкольных до организаций среднего профессионального образования. Обеспечить эффективную работу такого образовательного комплекса достаточно трудно одному, даже самому талантливому и работоспособному, управленцу. Справиться с этой задачей может только слаженная и хорошо обученная команда учителей, менеджеров, юристов, экономистов, специалистов в других областях, обладающих не только профессиональными знаниями, но и умением работать в команде. А этому тоже надо научиться.

Особая миссия столичного вуза - социально-педагогическая
Если судить по тому, где востребованы наши выпускники, эта миссия вполне выполнима и выполняется. Они востребованы не только в образовательных организациях, их приглашают на работу в другие организации социальной сферы, туда, где нужны знания психологии, умение работать с людьми, например, в кадровые службы, учреждения социальной защиты населения. Это то, что касается выпускников-педагогов. Но напомню, что университет выпускает еще юристов, экономистов, менеджеров, управленцев, специалистов для социально-культурной и других областей деятельности.

Наш путь - создание регионального центра педобразования
МГПУ может стать таким центром, свидетельство тому - работа университета по повышению квалификации учителей и, конечно, наши выпускники-педагоги, которые успешно трудятся в сфере столичного образования. Среди выпускников университета есть лауреаты, финалисты и победители конкурсов профессионального мастерства, мы очень гордимся этими победами. Кстати, в этом году два победителя в номинациях конкурса «Педагог года Москвы-2015» - выпускники университета Алексей Рубин и Александр Савинич. В МГПУ год от года растет число магистерских программ, что также притягивает к нам бакалавров и учителей-практиков. В аспирантуре университета обучаются и работают над кандидатскими диссертациями около тысячи аспирантов и соискателей ученой степени, среди которых выпускники нашего, многих других университетов, и не только московских. Приводя аргументы в пользу того, что МГПУ становится одним из центров педагогического образования в столице, следует сказать, что здоровая конкуренция, существующая в Москве между вузами, которые ведут подготовку педагогических кадров, между вузами, которых мы по праву считаем своими партнерами, безусловно, способствует развитию университета. Если есть конкуренция, значит, будет развиваться и университет, и наши коллеги-партнеры. Знаете, существует одно жизненное правило: «Главное - не быть самоуверенным, а быть уверенным в себе». Думаю, что МГПУ в себе уверен.

Личные мечты на фоне юбилея университета
Я мечтаю том, чтобы когда-нибудь мои внуки, дети и внуки наших преподавателей, выпускников, сотрудников, их друзей и знакомых захотели учиться только в МГПУ.

Елена ГЕВОРКЯН, первый проректор Московского городского педагогического университета, доктор экономических наук, академик РАО