И как-то сразу нахлынули воспоминания... Мечтой каждой девочки в 70-80-е годы были резиновые немецкие куклы с кудрявыми локонами и длинными ресницами.
В детских магазинах активным спросом пользовался набор «Маленький доктор». И мы с упоением играли в больницу. Кукол лечили, бинтовали, измеряли им температуру. Мы всей душой любили и жалели наших кукол.
Таким образом, каждая из нас получила свою «прививку любви» к маленьким детям. Эту любовь мы пронесли через всю свою жизнь.
Детство моей дочери пришлось уже на другие времена. Появились длинноногие Барби, большеголовые Братц и худосочные Винкс. Девочки уже не шили им костюмы и платья, не укладывали спать и не купали.
Правда, я недавно прочитала в Интернете, что одна австралийская художница, возмутившись этим безобразием, стала вручную отмывать вульгарный макияж кукол Братц и делать из этих кукол нормальных девочек для своих детей. Молодец!
Отдельный рассказ - о куклах Беби-борн. Большие красивые карапузы, которых можно и покормить, и попоить, и нарядно одеть. Только вся эта экипировка стоит целое состояние, оплачиваемое из родительского кармана...
Как-то грустно все получается... А ведь история игрушек на Руси крайне богата. Каждый город, каждый район имеет свои традиции. Поэтому так легко отличить глиняные игрушки из-под Каргополя, Тулы и Вятки. Среди несчетного множества игрушек можно сразу узнать курские, костромские, рязанские, орловские, пензенские свистульки из глины, различить деревянные игрушки Владимирской и Новгородской губерний, плетеные из бересты, прута, лыка северные игрушки. Всемирную известность приобрели богородская и дымковская игрушка.
В городе Мышкине есть музей льна. В нем собраны народные куклы. Каждая кукла со смыслом и своей историей.
Часто в деревенских домах с особой любовью изготавливались куклы к свадьбе. Из льна и тряпочек делали жениха и невесту и прикрепляли их к одной палочке. Таким образом, одна рука у будущих супругов оставалась общей, создавая единое целое.
Из льна изготавливались и куклы-обереги. В каждом доме находилась красавица с длинной косой в вышитом фартучке. Такую куклу надо обязательно поставить на полку, напротив которой расположена стена, - чтобы счастье из дома не ушло в форточку или в дверь. А если на душе тоскливо, можно просто погладить рукой эту куклу по волокнам льна - сразу станет легче, и проблемы уйдут.
С помощью кукол мамы учили своих дочек основам домашнего хозяйства, например, варить кашу. Из ткани шили куклу с особенными отметками. «Воды по макушку, зерна по поясок», - приговаривала мать. И дочка легко выполняла материнское поручение. Вот вам и обучение - и весело, и вкусно!
Я предлагаю вам вместе со мной «прогуляться» по страницам книги Г.Л.Дайн «Русская игрушка» и немного прикоснуться к русской истории.
Материалы археологических раскопок дали множество сведений о памятниках русской культуры. На территории России раскрыто множество былых поселений и городищ, где жили славяне и их предки. Древнейшие игрушки относятся ко II тысячелетию до нашей эры: маленькие глиняные топорики, горшочки примитивной ручной лепки и первые игрушки детства - погремушки. Но археологические находки немногочисленны. Игрушки из нестойких материалов утрачены навсегда. До наших дней сохранились в основном только глиняные игрушки, которые были найдены в славянских погребениях VI-VIII веков нашей эры и при раскопках древних русских городов X-XIV веков - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Радонежа, Коломны и других.
Особенно важную жизненную функцию несла игрушка в деревенской среде, в крестьянском быту. Среди игрушек не было случайных поделок. Все они активно готовили детей к жизни в деревне, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Сразу после рождения появлялись у ребенка первые утехи. Детскую колыбель обвешивали побрякушами, пестрыми лоскутиками, колокольчиками, кусочками меди. Для самых маленьких делали занимательные игрушки со звуком и яркой окраской - подвески с шумом, трещотки, погремушки. Их точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а внутрь клали камешки или горох. Специальные игрушки предназначались для детей, начинающих ходить. Кто не знает каталку на палочке? Она оживает в движении: вертятся быстрые меленки, крутятся расписные чашки, ритмично стучат барабанчики, мелькает узор на колесах... И сегодня эта универсальная игрушка - необходимый спутник детства.
Детские игры имели свой календарь. С приходом весны строили запруды, делали кораблики, лодочки из древесной коры и пускали их с шуточными прибаутками:
Корабли плывут,
Товары везут,
Дешевые, грошовые...
Когда стает снег, бежали в лес за вешней клюквой, летом собирали съедобные травы, ягоды, осенью - грибы, низали бусы из красной рябины и ждали веселых зимних забав, игр в снежки, шумных катаний на санках.
На природе оживал весь игрушечный мир крестьянского ребенка. Мячи, луки, пращи тренировали в нем меткость и ловкость, волчки и кубари открывали первые тайны механики. Дети рано приобщались к искусству деревни, к музыке. Дудки, рожки, свирели, свистульки - целый оркестр народных инструментов был в их распоряжении.
И так же рано познавали нелегкую крестьянскую работу. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором очень скоро переходили в настоящий труд. С семи-восьми лет ребенка считали равноправным членом семьи, тружеником. Вместе со взрослыми дети шли на полевые работы, пасли скот, девочки пестовали младших, пряли в долгие зимние вечера.
Таким образом, игра и игрушка были необходимы, чтобы передать от старшего поколения младшему накопленный трудовой опыт. Поэтому детские игры и игрушки, как и прочие предметы и явления, в древности наделялись магической силой.
Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали, когда дети много и усердно играют в куклы - будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их в зыбку рядом с ребенком.
Важную роль отводили кукле - она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. В быту русской деревни еще в первые десятилетия XX века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Она была в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни! Да и что удивительного - таких кукол начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой - и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную либо волосяную косу. Самые красивые лоскуты ситца, яркого кумача, китайки берегли на кукольный костюм. И шился он как настоящая одежда. Даже головные уборы кукол этнографически точны. Их также расшивали галуном, украшали шелковыми лентами, блестками, цветными бусинами.
И все же при тщательном исполнении одежды куклы оставались «безликими». «Безликость» - следы древней обережной роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Так наглядно отражено в типологии образа куклы ее назначение, в данном случае - магическая функция игрушки.
«Куклы бывают разными - игровыми, обрядовыми, обережными», - рассказывает Руслана Калмыкова, мастер по изготовлению славянских кукол. В ее коллекции - древние обережные куклы: Макошь - богиня семейного счастья и благополучия, хранительница очага; Рябинка - один из самых сильных женских оберегов, символ женской мудрости, материнства и домашнего очага.
О многом могут нам рассказать куклы. Это наша культура, отражающая наше мировоззрение. Поэтому очень важно беречь наших детей и учить их любить историю своей страны. А начнем мы с малого - с игрушки. Дети должны не просто иметь игрушки, а любить их. Иначе наши дети вырастут в поколение бездушных и безразличных потребителей. Работая в школе учителем географии, я мечтаю создать серию мастер-классов по изготовлению русских игрушек. А еще я считаю, что прежде чем выпускать на прилавок очередную партию кукол, необходим художественный совет, отсеивающий вредные куклы еще до поступления в магазины. Тем более что часто они изготавливаются из экологически загрязненных материалов. Пришло время защитить малышей от игрушек, в которые они играют, и вернуться к своим истокам.

​Дарья БРЫЧЕВА, учитель географии средней школы №1360, Москва