Мы уже сообщали о том, что 28-29 мая в Институте стратегии развития образования РАО прошел форум «Дополнительное образование детей в современных условиях». Красной нитью во всех выступлениях звучала мысль, что, для того чтобы повысить качество обучения, необходимо развивать дополнительное образование детей. Оно должно стать одним из приоритетов развития образования в России.
Форум призван помочь решить эти проблемы на местах. Обсуждение было конструктивным с разных точек зрения. Были рассмотрены новые проекты, формы и методы, иногда нестандартные и неожиданные. В общем, есть что предложить органам управления образованием.
Нередко дети не хотят учиться в школе, но в то же время интересы у них есть, и они идут в кружки, секции, студии, клубы, где занимаются с увлечением. Это и есть дополнительное образование, которое, между прочим, можно и нужно увязать с основным. Например, это можно использовать, чтобы приохотить ребенка к учебе в школе. Скажем, ребенок увлекается шахматами и его руководитель секции говорит: «Будешь хорошо учиться в школе, приходи ко мне на занятия». И он старается. Другими словами, нельзя рассматривать общее и дополнительное образование в отрыве одно от другого.
Сегодня изменилась роль субъекта образования, говорила в своем выступлении директор Института стратегии развития образования Светлана Иванова. Отношение к ученику как объекту уже невозможно. Попытки продолжить старые традиционные подходы к обучению и воспитанию не работают. Та дидактика, которая господствовала в образовании ранее, не годится. Так что Ян Амос Коменский «устарел». Изменился сам ребенок, его нельзя привлечь к обучению, его можно только вовлечь.
Дополнительное образование нужно рассматривать как ветвь всего образования, подчеркнула Светлана Вениаминовна. По-прежнему его роль недооценивают. Многое зависит от руководителей регионов, есть такие, где в этом отношении дело обстоит неплохо. Их опыт должен быть учтен.
Нам нужно создать сеть инновационных площадок, организовать межведомственное и межрегиональное взаимодействие. Об этом говорила руководитель Центра дополнительного образования института Ирина Логвинова, которая посвятила свое выступление интеграции общего и дополнительного образования, их нормативно-правовому и методическому обеспечению. Дополнительное образование существовало давно, и сегодня после некоторого спада оно переживает эпоху возрождения. С введением Федерального закона «Об образовании в РФ» в 2012 году началась новейшая история развития образования. Новый закон в корне изменил отношение к качеству образования, появилась концепция дополнительного образования как приоритетного направления. Вовремя введенные ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) сохранили все смыслы начального, основного и среднего образования. Программа основного образования с 5-го по 9-й класс может быть дополнена программами во всех типах дополнительного образования, все они должны быть лицензированы. Это уникальная возможность дать детям разнообразные знания и навыки, в конечном счете повысить качество образования.
Эту главную мысль продолжил в своем выступлении руководитель Центра дополнительного образования и профессионального самоопределения профессор Владимир Горский. Мы собрались с новыми идеями и старыми смыслами, сказал он. Надо поднять профессиональный уровень педагогов. Наша идея - организовать курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования, вовлечь педагогов в исследовательскую и проектную деятельность. Пока же большинство педагогов такими методиками не владеют.
Дополнительное образование не будет эффективным без мотивации детей. Есть интерес, например, к техническому творчеству, значит, будут формироваться у ребенка положительные качества: аккуратность, любознательность, внимательность. Работая над технической моделью, ребенок использует те знания, которые получил на уроках, и, когда их недостаточно, включается саморазвитие. Этим обеспечивается единство общего и дополнительного образования.
Дополнительное образование надо сделать открытым для родителей и общества.
Если дети порой неохотно идут на уроки, то идти в поход уговаривать их не нужно. Здесь действует триада: интерес - увлечение - познание. Ведущий научный сотрудник института, доктор педагогических наук Дмитрий Смирнов представил туризм и краеведение как важные проекты дополнительного образования, особенно если их усилить программами инновационной и экспериментальной деятельности. Школьные музеи могут стать прекрасной развивающей средой. Дети приносят в них свои находки, которые обнаружили во время походов. Семинары для педагогов дополнительного образования помогают эффективно проводить работу с детьми. 17 лет проводится конкурс «Золотой компас», конкурсы школьных музеев.
В туристических походах, музейной работе, в детских объединениях дети вступают в партнерство друг с другом. Ребенок осваивает систему социальных ролей, у него формируются навыки социальной активности, социальной устойчивости, способность к свободному выбору цели.
Нужно всесторонне поддерживать детские организации. Широкое участие детских объединений в проведении акции «Бессмертный полк» показало, как много можно сделать, если объединить разные поколения.
Директор Института информационных технологий в образовании Азат Ханнанов - знаток виртуальных пространств. Основное внимание он уделил инновационным формам развития дополнительного образования детей. По его мнению, необходимо использовать музеи, театры, сетевое обучение, клубы исторической реконструкции, подростковые и взрослые сообщества. Сюда необходимо подключить также промышленный сектор, аграрные предприятия, государственно-частное партнерство и спонсорство. Необходимо искать формы и способы взаимодействия с ними.
Сегодня миллионы детей много времени проводят в социальных сетях, масштабы детских объединений меньше в несколько раз, напомнил Азат Дамирович. Нужно искать способы, как адекватно работать с детьми, как использовать информационные технологии в интересах дополнительного образования.
Участники форума отмечали еще одну важную сторону дополнительного образования. Оно восполняет некоторую ущербность общего образования в условиях рынка, когда отдельные образовательные услуги оказываются за деньги и состоятельные родители могут профинансировать «продвинутость» своих детей. Дополнительное образование, открытое для всех, уравнивает шансы. Тем более что сегодня ему придается большое значение: оно активно реформируется, составляется «дорожная карта», выделяются деньги. Где-то преобразования в этой сфере идут полным ходом, где-то только начинаются.
Развитие и повышение качества образования невозможно без инноваций. Ресурсными центрами должны стать инновационные площадки, которые необходимы для подготовки педагогических и научных кадров. Форум предложил создать научно-образовательную сеть инновационных площадок для развития дополнительного образования детей по направлениям: техническое творчество, краеведение и туризм, музейная педагогика, детские общественные организации. Участники форума обсудили и согласовали программы совместных проектов в сфере общего и дополнительного образования.
Интеграция общего и дополнительного образования помогает каждому ребенку реализовать свои возможности, накапливать опыт индивидуальной и коллективной деятельности. Дополнительное образование - необходимое условие для того, чтобы обеспечить социализацию школьников, помочь им адаптироваться в окружающем мире. Это способ развития одаренных детей, способ развития личности. Объединение умственных способностей школьников с их творческими способностями воедино поможет развить индивидуальность каждого.
Как отметил в одном из своих выступлений академик РАО Александр Асмолов, дополнительное образование - это самообразование, это образование по выбору, это копилка приемов социализации. Дополнительное образование поможет перейти от экономической модели образования к социокультурной. Оно занимается самой важной проблемой - экологией детства.