- Андрей Григорьевич, каким образом о вас узнали в Connect Learning Today?
- Этот рейтинг составили американские педагоги, пропагандирующие использование информационных технологий для обучения. Объединение учителей, преподавателей колледжей и вузов - Connect Learning Today - нужно им для того, чтобы обмениваться новыми методиками ведения уроков, использованием современной техники на занятиях и после них. Но, несмотря на то что это американский ресурс, там присматриваются к коллегам и из других стран. Благо сегодня онлайн-переводчики не проблема. Автор идеи виртуальной методической гостиной - член независимого педагогического сообщества Кен Роял признался, что он хорошо знаком с моими статьями и со стилем преподавания, потому что их часто цитируют или постят педагоги со всего мира. И тем не менее в Топ-10 из неамериканцев вошли только я и коллега, завуч из школы Великобритании. Признаться, всех тех, кто вошел в рейтинг, я знаю по публикациям хорошо, ведь мы все сходимся в том, что процесс обучения и воспитания детей - это неотъемлемая часть нашей жизни и ей должно уделяться больше внимания.
- А как информационные технологии могут повлиять на воспитание?
- Современные технологии позволяют решить множество педагогических проблем, помогая использовать подходы, которые прежде были практически недоступны. Например, организовать совместную работу учеников. Причем ребята могут делать вместе какой-то проект, даже если они находятся в разных частях школы, в разных классах или вообще дома. На первый взгляд использование таких технологий дело сложное. Но те учителя, кто их не боится, умеют от них получить максимальную отдачу. С появлением компьютеров, Интернета у учителей творческих, готовых на педагогический поиск, стало гораздо больше возможностей.
- В комментариях в Интернете о вашей деятельности есть такие записи: «Зашел на его сайт, посмотрел информацию. У меня нет слов! Если бы каждый учитель имел хоть одну десятую его энтузиазма, мы были бы самой образованной страной». Как же на самом деле у вас хватает времени и сил вести активную общественную деятельность, помогать нашей газете во многих проектах, выучиться в аспирантуре, выступать на семинарах для учителей, рассказывая о своей методике обучения информатике в школе, участвовать в различных конкурсах? Наверное, все это за счет сна?
- Сплю я действительно мало. Хотя понимаю, что это неправильно. Но, думаю, секрет все-таки в другом - я стараюсь правильно организовать свой день. И знаете, у кого я этому научился? У своих выпускников. Как-то мои ребята пришли в школу к теперешним ученикам и рассказывали им про тайм-менеджмент, заставляя задуматься, «как бы я себя вел, если бы это был мой последний день?», и объясняя, «что человеку достаточно ответить на вопрос «зачем?», а ответ на вопрос «как?» придет сам собой». Вот я все это и подслушал! Очень пригодилось. А если серьезно, помогают коллеги. У нас в школе №29 дружный, сильный коллектив, и какие-то вещи для меня были бы попросту невозможны без помощи наших педагогов, моих друзей.
- И все-таки что дают вам конкурсы, почему вы считаете важным участвовать в них?
- Я считаю важным участвовать в них не только лично, но и особенно вместе со своими учениками. Конкурсы - это возможность саморазвития, это реализация желания не стоять на месте, попробовать свои силы в презентации и открыть в себе способность поделиться тем, что знаешь сам, с другими. Это стимулирует на дальнейшую работу и позволяет выйти за школьные рамки. И это очень важно.
- Это касается и конкурса «Учитель года России»?
- А его особенно. После того как я получил Хрустального пеликана, моя связь с конкурсом только укрепилась, я понял, насколько это кропотливая и творческая работа по организации всего этого волшебства, когда уроки, мастер-классы, полемики и дискуссии вдруг открывают нам новое имя учителя, у которого здорово учиться не только детям, но и всем нам! Я благодарен «Учительской газете» за то, что у нее хватает огня и задора все это придумывать, продумывать и устраивать. И с большим наслаждением участвую во всем этом действе, призванном заявить обществу об огромном потенциале учительства.